Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Трехдневное закрытие зимнего сезона

Трехдневное закрытие зимнего сезона

165-9-1.jpgНу что за сезон выдался нам этой зимой? Одни слезы. Сначала до середины декабря лед не мог встать (пришлось раз десять закрывать сезон спиннинга, последний выезд на лодке был аж 12.12). Затем вроде подморозило, до середины января половили неплохо, грех жаловаться. Ну а потом пошли оттепели, сбросы и подъемы воды на Волге - в результате лед даже на "озерном" Горе-море к середине марта был слоистым, ненадежным, и рыболовы внепланово открыли "купальный" сезон.

В общем, в конце марта было решено ехать на три дня в деревню на Волгу и закрывать от греха подальше зимний рыболовный сезон.

День первый

Было время, когда этот самый сезон закрывали мы в тех же местах аж на месяц позже - в конце апреля, но и лед тогда был не в пример нынешнему: "Пазики" выезжали, не то что легковушки. Впрочем, пешком всегда спокойнее и безопаснее, какой бы лед ни был.

Вырваться из города в будни смогли из всей большой компании только мы двое: Евгений да автор этого очерка. Светает в конце марта рано, так что как ни торопились, но пока печка, пока переодевание, пока досборы - на лед вышли с опозданием, уже пробивалось сквозь дымку встающее солнце.

Задача первого дня - быстро наловить живца и расставить в коряжнике жерлицы на щуку. Для упрощения этой задачи еще дома была замешана прикормка. Никакого особого рецепта в ней нет: в пропорции 1:1 смешиваются панировочные сухари и готовая сухая смесь для ловли карповых, в которой четко угадывается аромат прокрученной жареной семечки.

Три километра хода - и мы на месте. Пока мой товарищ Евгений расставляет жерлицы, закармливаю пяток лунок и начинаю ловить живца. Живец ловится отлично. Вперемежку попадаются мелкая густера, сорожка, сопа и окунь. Есть и мелкий ерш, но в качестве живца он нам совсем не нужен, так что ерша отпускаем обратно в лунки. Из остальной рыбы создается солидный живцовый запас, которого должно хватить даже при очень хорошем клеве щуки. Но местная щука крайне негативно относится к солнцу, даже в дымке, а потому поклевок на жерлицы до 12 часов нет.

Почти в полдень на дальней жерлице загорается флаг - и Евгений со всех ног устремляется к поклевке. Щука долго не хочет заходить в 130-миллиметровое окошко лунки, но засечена хорошо, и наконец сдается. Довольный товарищ демонстрирует зубастую ровно на два килограмма - отличный задел, с чем его и поздравляю.

У меня дела идут все хуже, несмотря на перемещение, кормление и смену мормышек и наживок. Почти на любой лунке есть поклевки мелкой рыбы, а вот ничего зачетного, увы, не попадается. Утомленный бессонной ночью и бесплодным поиском, отпрашиваюсь у Евгения и бреду домой: отдыхать, второй раз топить русскую печь, варить обед и ужин.

Евгений приходит уже затемно - дорвался, что называется, до рыбалки. Еще две поклевки щуки проходят мимо, а на прикормленных лунках к вечеру снова весело заклевала мелочевка, да попалась вполне зачетная, под 150 граммов, сорожка...

Анализируем свой первый рыбацкий день, строим планы на день следующий, плотно ужинаем и в предвкушении второго, полноценного, рыбацкого дня ложимся спать, подъем обозначаем в половине пятого утра.

День второй

Евгений держит путь к своим жерлицам, а я ухожу в самые дальние волжские заливы в попытке найти весеннюю крупную сорогу, а, возможно, и хорошего подлещика. Однако первые три десятка лунок, кроме мелких окуней, ничего мне не приносят, так что я закругляю свой маршрут и к полудню, сделав немалый крюк, выхожу на обратную дорогу.

Второй наш рыбацкий день не похож на первый. Солнца нет и в помине - его наглухо закрыли плотные серые тучи. В пасмурные дни активность рыбы гораздо выше, что и подтверждается на очередной серии лунок. Во всех четырех сразу после закорма начинает клевать плотва, а чуть позже и подошедшая на прикормку красноперка. Размер, конечно, слабоватый, но гораздо крупнее вчерашней откровенной мелочи, так что полтора часа до полного прекращения клева развлекаю себя ловлей 50-1000-граммовой плотвы и такой же красноперки.

Под занавес выхватываю красноперищу за 200 граммов и, понятное дело, решаю на следующий день бежать сразу в это место - авось, подойдет рыбка и покрупнее...

Однако мой товарищ начисто рушит мои планы, притаскивая (опять по теми) аж пять щук и показывая несколько подлещиков и густерок по 200-300 граммов. Щука меня зимой волнует мало, а вот бели товарища я, не скрывая своих чувств, завидую - сам бы с удовольствием таких половил.

На следующий день решаем начать вместе с наработанной Евгением точки.

День третий

Третий день - третья погода. Со стороны далекого города еще ночью пришел антициклон, разогнав тучи и принеся с собой мороз в 16 градусов! После оттепели накануне испытываем некоторое чувство дискомфорта, которое улетучивается сразу после первых поклевок.

"Пристрелявшийся" Евгений достал уже двух упитанных подлещиков, а я все еще "курю": поклевки есть, а засечь рыбу не могу. Понимаю, что слишком тяжела мормышка: рыба трогает пучок мотыля, чувствует тяжесть и сразу бросает наживку - все поклевки короткие, неверные...

Приходится перестраиваться, ставить мормышку полегче и ловить на снос - вскоре и я ловлю несколько хороших рыбин. Только было дело пошло, как вставшее солнце сделало свое черное дело: клев стал ослабевать и затух совсем. Евгений убежал проверять жерлицы, а я стал разбуривать пятак в надежде догнать отошедшую рыбу. Долго ничего не получалось, затем случилась серия из четырех упитанных сорог, и все окончательно заглохло.

У вернувшегося Евгения на жерлицах тоже лишь холостые поклевки, и мы дружно ругаем солнце, хоть оно и согрело нас, задубевших на утреннем морозце. Надеюсь, что у товарища дела с белью на течении пойдут лучше, чувствуется, что в эту непростую ловлю он "въехал" гораздо лучше меня... однако в течение часа и Евгений не может поймать рыбу. Такой расклад меня всегда убивает. Я не могу ловить рыбу, когда она не клюет.

Начинаю перемещаться, бить лунки, прикармливать рыбу и... и скоро окончательно выдыхаюсь и теряю стимулы к продолжению борьбы с навалившимся бесклевьем - уже в час дня двигаю к дому.

Не успел открыть дверь - звонит Евгений, хвастается поимкой подлещика на полкило и несколькими зачетными густеринами. Вот незадача! Но не возвращаться же обратно? Считаю свою личную миссию по закрытию зимнего сезона выполненной, остаюсь в доме, занимаясь многочисленными деревенскими делами.

Евгений приходит опять в темноте - поражаюсь его энергии и терпению вести поиски рыбы на протяжении 12 часов кряду. Но труд его вознагражден, так что товарищ, что называется, на подъеме.

Оказалось, что после моего позорного отступления клев мало-помалу наладился, и товарищу даже удалось подвести к лунке леща за килограмм весом. К несчастью, багорик был уже упакован в сумку, так что трофей взять не удалось, но главный трофей - сильные ощущения - Евгений все же с реки вынес. Щука так и не брала, не любит щука яркие солнечные дни. Казалось бы, чего ей солнце под толстым слоем льда и снега, а вот не ловится, зараза, в солнце, и все тут.

Впрочем, щука у нас уже есть, так что жаловаться грешно. Очередной раз убеждаемся, что трехдневная рыбалка дает неизмеримо больше возможностей, чем однодневная. В однодневную, как правило, рыба клюет "вчера и завтра". Мы это "вчера" и это "завтра" как раз застали, в результате чего домой везем и щуку, и густеру, и подлещика, и сорогу, и красноперку, а главное - ощущение удачного закрытия недолгого в этом году зимнего сезона.

Теперь можно с легким сердцем консервировать зимние снасти и готовиться к спиннинговому сезону, который для многих из нас начнется уже в апреле традиционной поездкой в Астрахань.

До встречи на открытой воде!

Дмитрий Соколов, г. Н. Новгород

Фото автора