«Тоска» зеленая... он же «Неман-2»

После трех лет эксплуатации ПВХ-лодки пришел к мнению, что мне все-таки нужна жесткая лодка из легких сплавов или, как говорят водномоторники, - "кастрюля". Несколько лет назад у меня был "Прогресс-4", купленный на двоих с приятелем, лодка большая, просторная, но у нее, с моей точки зрения, был один минус: она тяжелая, что лишает мобильности. Дело в том, что мне часто приходится рыбачить одному, а в одиночку спуск тяжелой лодки на воду - большая проблема.
В общем, задумался я о приобретении другой лодки с жестким корпусом, вес и габариты которой при сбросе на воду с прицепа были бы по силе одному человеку. Зарубежные модели лодок типа Silver Colibri не рассматривались по причине большой стоимости. Нужен был корпус отечественной лодки...
Пересмотрев массу моделей лодок, чисто случайно наткнулся на "Неман-2". Внешний вид сразу понравился, габариты и вес лодки вполне устраивали, корпус мотолодки - цельносварная конструкция из деформируемого алюминиево-магниевого сплава АМг5М, что предпочтительней клепаной конструкции из дюралюминия.
Не долго думая, занялся поиском "Немана-2". Здесь мне повезло: на второй день нашел объявление о продаже такой лодки. Недолгие переговоры с продавцом, внесение залога, два дня тест-драйва на воде - и вот лодка уже моя. Корпус лодки, конечно, выглядел на все свои двадцать пять лет. Нет, она нигде не текла, не было ни одного ремонтного сварного шва, транец находился в отличном состоянии, но вот мягкие вмятины по всему корпусу присутствовали, и ветровое стекло просилось под замену.
За неделю был намечен план работы, благодаря популярному форуму motolodka.ru я вычерпал максимум информации по ремонту и техническому оснащению моторных лодок. И самое главное - я окончательно определился, какой будет окрас лодки. Выбрал камуфляж. Основное достоинство покраски под камуфляж для старых лодок?- маскировка старых вмятин и других незначительных дефектов лодки. Да и в процессе дальнейшей эксплуатации царапины и потертости будут не так просматриваться на корпусе.
Строго не судите, делать нечто, из ряда вон выходящее, из 25-летней лодки цели не было, просто решил привести внешний вид в порядок и добавить немного комфорта и удобства при эксплуатации лодки на рыбалке.
Что было сделано. Прежде всего, демонтировал с корпуса все старые ролики, сиденья, стлани и ветровое стекло. Снял старую краску с бортов с помощью смывки. Нанес два слоя грунта ВЛ-02, тщательно обезжирил, днище покрасил тремя слоями "тиккурилы" для металлических крыш желтого цвета, борта и кокпит покрасил двумя слоями в цвет хаки.
Красил кистью, от краскопульта отказался по "экологической" причине, но краска очень хорошо ложилась и кистью. Далее купил несколько баллончиков краски для граффити разного цвета. "Пробные мазки" в нанесении линий "под камыш" делал на картоне, потом перешел на корпус лодки, за три вечера управился. На удивление, краска в баллончиках оказалась очень стойкой к царапинам.
Далее занялся ветровым стеклом. Из алюминиевого уголка выгнул форму, купил литой поликарбонат толщиной 4 мм, по старому ветровому стеклу сделал лекало и вырезал с помощью электрического лобзика. При монтаже поликарбонат нагревал электрическим феном, сам процесс довольно продолжительный и трудоемкий, но вполне доступный.
Полы сделал из водостойкой шлифованной фанеры 10 мм, немного тонировал зеленым пенотексом (он же антисептик для дерева) и покрыл в два слоя паркетным лаком. Снизу фанеру усилил брусками 40х40, полы получились жесткие, сверху наклеил несколько полос "противоскользкой" ленты. В будущем положу пару плоских резиновых ковриков, их легче помыть после грязных сапог.
Мотор принципиально брал 4-тактный. Троллингом я не увлекаюсь, а вот "негромкость" мотора, его экономичность и отсутствие необходимости добавлять масло в топливо были основными мотивами при выборе двигателя. Остановился на Yamaha F20BES с электростартером и дистанционным управлением.
Бак решил поставить стационарный на 48 литров, по габаритам он как раз поместился под задний диван. Вывел заливную горловину и вентиляционный клапан - теперь заправку можно делать прямо на АЗС с прицепа.
Сам диван и мягкую накладку на спинку перетянул водоотталкивающей тканью, купленной в магазине "Снаряжение", спинку сделал из дубового подступенька для лестниц.
В процессе изготовления интерьера кокпита у меня сразу была идея о размещении деревянных элементов в лодке, хотелось хоть немного добавить в кокпит теплоты, а дерево всегда этому способствовало. Дерево в катере, может, и смотрится необычно, но для меня этот штрих оказался весьма важным.
На панель приборов старался установить самое необходимое: тахометр, указатель уровня топлива в баке, вольтметр, рулевой редуктор Т-71 и дистанционное управление мотором. Магнитола нашла свое место под палубой в переборке блока плавучести. Я не меломан, но новости послушать, когда нет клева, не помешает. А вот акустику так и не придумал, куда врезать, в итоге лежат в коробке нераспакованные новые динамики морской серии, а чуть позже их покупки сын отдал мне две старые колонки "Радиотехника", которые идеально стали под палубу.
Особое внимание было уделено электрической проводке. Аккумулятор был размещен под палубой, все провода осветительного и вспомогательного оборудования были проложены в гофр, а контакты соединены с помощью разъемов. Вся электрическая часть двухпроводная.
Сделал откидной столик из недорогой разделочной буковой доски, купленной в ИКЕА - вещь нужная, особенно когда "по первой за рыбалку", да и коробку со снастями теперь есть куда положить.
Сиденье было приобретено в интернет-магазине Cabelas, а установил его на "пьедестал" от старого офисного кресла, тут же и гидроподъем по высоте, и крутится на 360 градусов - получилось очень удобно.
Нашел свое место на корме врезной держатель для спиннинга - приспособление очень полезное во время перемещения с одного места ловли на другое.
Весла оставил "родные", они оказались довольно крепкими. Снял с них пять слоев краски, отшлифовал и покрыл лаком. Будут стоять в уключинах постоянно, сделал резиновый фиксатор - держатся очень надежно. После установки весел сразу стало понятно, что они еще будут выполнять роль поручней для сидящих на заднем диване: за дерево очень приятно держатся, да и борта как бы повыше немного стали.
Якорь и роульс был заказан в том же интернет-магазине, но вот только первые испытания он не прошел, держит плохо, да и веревку толще 6 мм не поставишь. Пока будет находиться на лодке вместо резервного якоря, а в качестве основного был приобретен якорь производства "Элинж", вот он держит лодку на любом течении.
Работа с лодкой продолжалась с ноября по март - зимними вечерами и практически все выходные. Вы не поверите, но я получал огромное удовольствие от процесса работы, для меня это была своего рода отдушина, так как по причинам травмы ноги зимняя рыбалка в прошедшем сезоне мне не светила...
И вот он, долгожданный спуск на воду. Несмотря на то что в процессе оснащения лодки ее вес увеличился где-то на 40 кг, плюс 59 кг - вес мотора и 48 литров топлива - затруднений со спуском на воду я даже в одиночку не испытал. Двигатель, как и следовало ожидать, завелся "с полтычка": прогрев на холостых оборотах, включаем переднюю передачу - и вперед! После десятичасовой обкатки двигателя были зафиксированы первые результаты максимальной скорости - 45 км/ч с двумя "тушками" на борту.
После первых тестов лодки на ходу принял решение штатный винт с шагом 12 дюймов поменять на более "тяжелый" с шагом 11 дюймов, так как выход на глиссер показался немного затянутым, а с посадкой на борт третьего человека проблема стала еще более ощутимой. Но с двумя рыболовами на борту мотор после выхода на глиссирование шустро набирает обороты и максимальную скорость, и лодка очень устойчиво и плавно скользит по водной глади.
Да, а теперь почему лодка названа "Тоска"... Да просто в юношестве, в кругу друзей, у нас это слово отражало нечто вроде нынешних "супер" или "класс". Иногда вслед красивой девушке мы тянули: "Тоска-а-а-а"...
Вот такая получилась "Тоска".