Теплые окуни
Дело было в июле. В общем, лето, что называется, в самом своем разгаре. Ужасающий зной, испепеляющее солнце, температура стабильно держится на отметке тридцать градусов. Народ весь день плещется в воде, а вода - зеленая-зеленая, словно щи! "Зацвела", стало быть. А теплая какая, как сейчас помню, словно парное молоко, ей богу! Нет бы, как всем, пойти купаться, ан нет, мы - на рыбалку...
Ванька Киселев, мой друг детства и давнишний компаньон по рыбалке, должен был приехать ко мне в деревню рано утром, в пять часов. Как обычно, добирался он на велосипеде, проезжая десяток километров за полчаса, не больше. Снасти еще с вечера были собраны, а так как просыпать рыбалку я категорически не люблю, то Ваньку мне пришлось еще немного подождать.
Вышел из дома во двор, а там уже суета: соседский петух вовсю кукарекает, свиньи хрюкают, а телята возятся в стойле. Пока еще прохладно и свежо. Одним словом - благодать! Послушал я еще немного эту деревенскую "симфонию", вот и Ванька подъехал. Глотнул холодной воды с дороги. Все. Можно идти.
Сегодня мы собирались наловить окуней на пруду, совсем недалеко от моего деревенского дома. Тем более, на то были предпосылки: накануне я поймал десятка три окуней. И все как на подбор - от 150 до 200 граммов. Правда, был один и на полкило, что для этого водоема достаточно солидный трофей. Думал я и надеялся, что и сегодня наловим мы с Ванькой никак не меньше.
По пути зашли на родник, чтобы набрать ледяную, словно из проруби, воду. Постояли, попили и двинулись дальше. По дороге Ванька расспрашивал меня о рыбалке накануне.
- Двадцать семь штук? И все на "вертушку"?
- Ага, - не без гордости отвечал я.
- Где ловил?
- Да как обычно, на той стороне, у залива.
- Понятно... А крупные?
- Все как один: граммов по двести, - сказал я, помогая себе руками точно указать размер рыбы. - А один на полкило, - тут мои руки заметно разошлись в разные стороны.
- Ну, сейчас я такого же поймаю, вот увидишь! - с насмешкой произнес Ванька, как всегда любит это делать.
- Ну-ну, посмотрим!
Вот мы и пришли. Пришли и... ужаснулись. Вода была до того темно-зеленого цвета, что казалось, будто перед нами не пруд с водой, а тарелка густых, крутых деревенских щей, ей богу! Кроме того, по поверхности воды стелилась еще более темная пленка, полностью скрывающая все то, что сейчас творится в подводном мире.
- Да-а... Вот это водичка... - вырвалось у меня, и я совершенно без энтузиазма окунул кончик спиннинга в воду.
А Ванька, как ни в чем не бывало, собрал свою снасть и принялся забрасывать небольшую вертушку в эти "щи". И, что бы вы думали, тут же вытащил окуня! Прямо из-под ног.
- Ух ты! Красавец! А какой теплый, ты посмотри, а!
И Ванька протянул мне окуня.
- Да, и вправду теплый, - тут уж я согласился со своим другом.
Окунь действительно грел ладонь даже в такой жаркий день. Как известно, рыбы - существа хлоднокровные. Но это не означает, что у них холодная кровь, вовсе нет. В действительности же температура их тела равна температуре окружающей среды, а в нашем случае - воды. А так как вода была как парное молоко, то и ее обитатели, в том числе и наши сегодняшние герои, полосатые окуни, были теплыми-теплыми.
Уж и не знаю, были ли они готовы к такому капризу природы, и как им жилось в зеленых "щах", но ловились они в тот день отменно. Окуни хватали приманку на каждом забросе. Ловилось с одинаковым успехом и на вертушку, и на воблер, и на колебалочку...
Через час я насчитал пятьдесят "хвостиков", через три - добрую сотню. Почти все не меньше ладони, а парочка никак не меньше полкило, и одного из них, и вправду, поймал Ванька, как и говорил.
Большую часть рыбы мы, конечно же, отпустили, а остальных, как сейчас помню, засолили и ели потом почти все лето. Но что мне запомнилось больше всего: все окуни в руке казались такими теплыми, как будто их только что достали из кастрюли с ухой. Больше таких теплых окуней я никогда не ловил...
Алексей Кудряшов, г. Лакинск Владимирской обл.