Таймыр - территория Большой рыбалки
Вадим Сыромятников
Небольшой опыт, который мы получили во время двух поездок на Таймыр на плато Путорана, в уникальный край тысячи озер и бесконечной тундры, позволил нам сделать некоторые выводы об особенностях спортивной рыбалки в этом суровом крае вечной мерзлоты.
Река Рыбная
Первая наша поездка состоялась в июле 2007 года, когда члены рыболовного клуба "Васильсурская слобода" Сергей Лобас, Вадим Сыромятников и Вячеслав Чудин совершили десант на горный массив, расположенный на северо-западе Среднесибирского плоскогорья. Целью экспедиции являлось знакомство с особенностями местной рыбалки, и, в частности, ловля крупного хариуса, которым славятся здешние места.
Добрались мы до места рыбалки довольно быстро: сначала привычный путь от Нижнего до Москвы, затем 6 часов полета из Домодедово до Норильска на ИЛ-86, и напоследок 30 минут на вертолете МИ-8, который "забросил" нас за 100 км от Норильска на реку Рыбная, которая вытекает из озера Кета.
Уже с самолета, а потом и вертолета, мы не могли налюбоваться местным пейзажем: тысячи и тысячи озер, соединяющихся небольшими речками, а вокруг них сплошная труднопроходимая тундра.
Наш лагерь (два ветхих сарая с нарами и буржуйками) расположился в удобном для рыбалки месте: неподалеку два резких поворота реки, которые образовывают мощные пороги, один из которых был практически небольшим водопадом.
Вода в реке течет с ледников, поэтому на вид хрустальная, с температурой не более 3 градусов, а на вкус - просто минеральная. Было довольно необычно пить ее во время рыбалки прямо из реки, зачерпнув кружкой или просто ладошкой. В этот момент с сожалением вспоминалась вода в нашей Волге-матушке...
Но эта красота очень обманчива - течение было настолько сильным, что буквально сбивало с ног. А если учесть, что дно усеяно скользкими круглыми гранитными валунами, перемещение по дну пешком было просто опасным (о чем нас сразу же проинструктировали местные егеря, прибавив при этом "кровавую" историю о том, как кто-то очень опытный просто поскользнулся, и его сразу же утащило течением). Так что свои перемещения по реке в забродных сапогах мы выполняли с большой осторожностью.
Большой водопад, находящийся ниже от нас по течению в 10 км, полностью перекрывал доступ местных рыболовов на катерах из Норильска, поэтому летом эти нетронутые места были доступны только на вертолете.
Именно здесь мы надеялись встретиться с хариусом, и наши ожидания не были напрасными.
Во время домашней подготовки к этой рыбалке мы запаслись изрядным количеством вращалок "окуневых" размеров (типа DAIWA Silver Creek Spinner 6 и 9 г), ведь мы готовились побороться с хариусом довольно крупного для России размера - до 2,5 кг.
Однако при разборке снастей на месте наши проводники сразу огорошили нас тем, что ловить хариуса можно, по их мнению, только на вращающиеся блесны Меpps нулевого размера (которых мы, естественно, не взяли).
Возникшее напряжение снял эксперт базы "Васильсурская слобода" - наш неутомимый Вячеслав Чудин, который, смело применив свои стандартные окуневые "чудо"-вращалки собственного изготовления, спокойно выудил двух полуторакилограммовых хариусов прямо напротив лагеря и доходчиво объяснил нам и местным "аборигенам", почему на его (Вячеслава) вращалки он (хариус) будет ловиться. Вячеслав открыл пасть хариуса и вложил в нее блесну. Сравнение размеров пасти и приманки нас впечатлило, боевое настроение восстановилось, и мы приступили к рыбалке.
Клевала рыба отменно: за два - два с половиной часа можно было поймать до 20 красивых рыбин весом от 1 до 2 кг. Кстати, наши попытки отпускать пойманную рыбу были немедленно остановлены проводниками, в планах которых, как оказалось, была заготовка определенного количества свежего хариуса (для чего они и взяли с собой сети). Однако, увидев наши успехи в поимке хариуса спортивной снастью, проводники решили свои усилия направить на переработку рыбы, что занимало у них немалое время (ввиду большого количества наших трофеев).
Потом они признались, что местные на спиннинг хариуса не ловят. Для этого они кроме сетей используют снасть типа бомбарды, на которую на Волге у нас ловят чехонь. После тяжелого самодельного поплавка следует метровый поводок с 3-4 одинарными крючками с шерстью оленя или птичьего пуха. Снасть нам показалась довольно грубой и неинтересной (хотя и очень уловистой).
Мы быстро поняли, что хариус стоит небольшими стайками в ямках глубиной до 1,5 метров, которые находятся за любыми порогами и перекатами. Так как течение реки очень быстрое, необходимо забрасывать блесну метров на 8 выше по течению от ямы, тогда и удается протащить приманку во время ее сноса через всю яму. В случае правильного заброса поклевки следовали практически всегда. Однако ямам надо было давать отдых на несколько часов после поимки 5-8 особей. Вскоре мы уже знали почти все эти ямки поблизости лагеря, поэтому двинулись ниже по течению для дальнейшего изучения реки.
Там мы обнаружили, что глубина реки у заросшего высоким кустарником и деревьями берега значительно больше, чем на русле, поэтому основной задачей было пролезть сквозь густой кустарник к воде и умудриться сделать заброс как можно дальше, не зацепив блесной окружающие со всех сторон ветки. Вращалку быстро сносило к берегу метров на 30-40 вниз по течению, и основная проводка начиналась уже на расстоянии не более 2 метров от заросшего берега.
Хариус, который прятался прямо около берега под нависшими кустами, клевал очень резко, сопротивлялся отчаянно, его вываживание шло всегда против течения, что дарило незабываемые ощущения. А при ловле на лайтовый спиннинг (Shimano с тестом 2-14) удовольствие от борьбы с этой сильной рыбой было просто восхитительным!
Здесь стали клевать более крупные особи, а также были выловлены несколько 2-килограммовых сигов. Но за это удовольствие пришлось "заплатить" тем, что мы постоянно проваливались в мягкий берег, набирая ледяную воду в забродные сапоги. Высушить их на костре при температуре 5-6 градусов было практически невозможно, поэтому я тихо грустил по поводу забытых вейдерсов... (Кстати, именно вейдерсы потом великолепно показали себя на Камчатке, позволяя мне заходить в горную речку по пояс при выборе более удачного места для заброса. Очень рекомендую их всем рыболовам, отправляющимся на горные реки!)
Каждая рыбалка прекращалась после поимки 15-20 рыбин, и только потому, что довольно большой вес надо было нести до лагеря метров 600, а это совсем не здорово с учетом того, что мы находились на 800 м выше уровня моря, и идти надо было по вязкой траве...
Три с половиной дня пролетели как один, при этом с учетом полярного дня (ночь при облаках ничем не отличалась от дня) мы ловили рыбу как ночью, так и днем. Поэтому и спали просто непонятно когда и по несколько раз в сутки, не более 3-4 часов "за один сон"...
Для разнообразия мы пробовали обловить небольшие озера, в изобилии окружавшие нас, но, кроме килограммовых щук, там ничего не обнаружили. Кстати, когда Вячеслав подсек 3,5 кг щуку на реке, она оказала такое сопротивление, что поначалу мы подумали, что клюнул голец или небольшой таймешонок. Видимо, сильное течение реки сделало эту довольно обычную по нашим стандартам щучку значительно сильней своего волжского собрата!
Из оригинальных особенностей нашего пребывания на реке Рыбной можно выделить появление на территории лагеря крупного полярного волка. Он приходил, не смущаясь нашего вида, и в ночное, и в дневное время и воровал свежую рыбку, которую мы оставляли в 20 метрах от лагеря в ведрах для посола.
А еще здоровенная медведица, наверное, в знак протеста против нашего пребывания в ее угодьях, регулярно накладывала свои душистые кучи на тропах, по которым мы ходили к местам рыбалки. Наверное, чтобы мы не расслаблялись? В общем, присутствие крупной местной фауны чувствовалось, и это немного бодрило...
Обратный полет до Норильска прошел без приключений, если не считать приключением то, что нас забрали из лагеря на сутки позднее.
Кстати, хочу отметить, что если ваша рыбалка связана с вертолетом, то надо всегда быть готовыми к тому, что повезут вас на рыбалку или заберут с нее обязательно с опозданием. Причем опоздание до полусуток опозданием для вертолета не считается. Вы можете долго и нудно томиться после назначенного заранее часа вылета, находясь в полной неизвестности о новом времени его прилета, а затем в самый неподходящий момент, когда все мыслимые для нормальной жизни сроки уже прошли (и когда вы наполнили стаканы, чтобы скрасить тоску ожидания, сели пообедать, легли спать или просто удалились по нужде), вертолет подлетает, и начинается быстрая погрузка, которая занимает не более 3 минут. За это время вы должны добежать до вертолета, на ходу доедая, допивая или застегивая штаны, быстро закинуть в него рюкзаки, емкости с соленой рыбой, тубусы и себя.
Абсолютно ошалевшие от шума работающего двигателя, скорости перемещения себя и вещей, только минут через 5 после взлета вы начинаете различать, что неудобно сидите на каких-то вещах, бочках или досках рядом с такими же небритыми, усталыми, незнакомыми братьями по увлечению и наконец-то осознаете, что вертолет все-таки вас забрал...
А рыбалкой на северного хариуса мы остались очень довольны!
Озеро Кета
Еще во время прошлой экспедиции на Таймыр в 2007 году мы много слышали от местных рыболовов об арктическом гольце - крупной сильной рыбе весом до 15 кг. Поэтому мы решили, что обязательно вернемся на плато Путорана, чтобы половить этого хищника.
Наш норильский товарищ Стас Барбашин предложил нам провести рыбалку гольца на озере Кета. Его рассказы о размерах этого озера поражали: около 100 км длиной, глубина - до 300 м, ширина от 2 до 4 км. А вероятность поимки метровых рыбин, которые были его трофеями и которые (по его рассказам) просто стаскивали неопытных рыбаков в воду, будоражили наше воображение!
И вот в сентябре 2008 года наша экспедиция в составе Сергея и Дениса Лобасов, Сергея Оверина и Вадима Сыромятникова вновь прилетает в Норильск. Небольшие сборы, закупка продуктов - и мы на вертолете, который за 45 минут доставляет нас уже по знакомому маршруту до озера Кета, причем из этого времени мы целых 20 минут летели над этим удивительно красивым озером.
Оказалось, что наш лагерь находится недалеко от его начала. Симпатичные домики на двоих, столовая, баня - все это из лиственницы. Дорожки между домами выложены из досок. Два катера - "Казанка-5М" - с 30-сильными моторами Mercury. Условия для жизни и рыбалки более чем приличные!
Однако это нас мало интересует, ведь наша главная цель - голец - совсем рядом, поэтому мы быстро снаряжаем снасти и садимся в катера, чтобы помчаться на вечернюю рыбалку.
При посадке в катера мы с ужасом обнаруживаем, что уже так привычный нам на Волге эхолот отсутствует. И это при глубинах до 300 м и ширине озера в устье около 1 км... Но мы быстро нашли выход: в каждом катере будет находиться местный рыбак - теперь вся надежда на их опыт.
Вообще тема эхолота - очень серьезная и болезненная тема. Автору этих строк доводилось неоднократно рыбачить на очень престижных (и дорогих) базах на Нижней Волге и в дельте. Меня всегда удивлял тот факт, что на многих тамошних рыболовных базах на катерах отсутствуют эхолоты. Почему-то забывается, что рыболовы едут в далекие края для того, чтобы в основном ЛОВИТЬ РЫБУ. А обнаружить наиболее вероятные места ее пребывания - бровки и свалы - при ширине Волги в два километра практически невозможно. Эхолот стоимостью 150 долларов на катере для меня значительно важнее, чем наличие на базе шикарной сауны с искусственным бассейном длиною 10 метров, ванны с гидромассажем в номере или кучи телескопов (!?) для наблюдения за звездами...
Поэтому дружеский совет: отправляясь на рыбалку на неизвестную базу, обязательно позвоните туда и уточните наличие эхолотов. А уж если просто собираетесь в "дикую" экспедицию - обязательно берите с собой переносной эхолот! Мы торжественно поклялись на озере Кета, что больше без него никуда не поедем...
По дороге местные рассказали нам, что ловят гольца в местах впадения в озеро небольших горных речек (а по нашему размеру - ручьев) на бровках от 2 до 10 метров и предложили начать с устья реки Окоран, которая впадает в Кету в самом его начале.
Ловить местные рыболовы предпочитают крупными вращалками, например, Меррs № 6. Спиннинги и катушки их не отличались особой элегантностью, главной особенность в них были внушительные размеры. А плетенный шнур казался нам просто чудовищным - просто какой-то тонкий шпагат! На наши вопросы по этому поводу последовали рассказы о 10-15-килограммовых гольцах и о том сопротивлении, которое они оказывают при вываживании, как ломают спиннинги и рвут "плетенку" и пр.
Под эти страшилки около 15 километров мы "пролетели" совсем незаметно. И вот мы бросаем якорь метрах в 50 от устья довольно крупного ручья, и, несмотря на довольно сильный ветер, рыбалка начинается!
Первым взял гольца Сергей, причем 5-килограммовый красавец позарился не на гигантский Меррs, а на довольно мелкую самодельную "чудо"-вращалку нового образца (примерно №2 по классификации Mepps), которую презентовал ему на базе "Васильсурская слобода" автор блесны - москвич Вячеслав Чудин.
Справедливости ради, все таки надо отметить, что в дальнейшем большее количество поклевок гольца было все-таки на Меррs 5 и 6. Видимо, хищнику эти блесны больше напоминали его основную пищу - ряпушку.
Интересна и особенность проводки: вертушку "стаскивают" с меляка на бровку, при этом много поклевок происходит именно в тот момент, когда блесна появляется над " бездной" - ведь бровки на озере в основном очень крутые. Если поклевка не последовала, продолжают максимально медленно вести блесну, периодически приостанавливая (сбивая ее работу) на 2-3 секунды. После достижения дна проводка такая же, при этом стараются иногда задевать дно при остановках.
Неплохой результат показали также самодельные крупные двухсторонние и утяжеленные блесны "Атом", которые местные в знак уважения называют "Киллером". Главное достоинство их, на наш взгляд, в том, что они быстро достигают большой глубины (а голец зачастую стоит на глубинах 10 и более метров) и не впадают в штопор при периодических паузах на проводке.
Голец при вываживании оказывал очень мощное сопротивление, особенно сильны были его рывки, что доставляло нам огромное удовольствие. Кожа у него очень толстая и твердая. Когда один из гольцов при атаке промахнулся мимо блесны и Owner (на который мы сразу поменяли стандартные тройники блесен) зацепился за его дубленую кожу прямо посередине тела, мне было довольно непросто вынуть крючок из его бока.
Необходимо отметить, что наша рыбалка оказалась довольно трудовой и чем-то напоминала волжскую. В день каждому из нас удавалось добыть до 5-6 особей весом до 5 кг. При этом требование к отдыху каждой точки при поимке 2-3 особей было обязательным условием. Складывалось впечатление, что при вываживании обреченный голец подавал остальным какие-то сигналы, потому что клев прекращался как обрезанный и возобновлялся только через несколько часов.
Наши наблюдения подтвердили местные спутники. Они рассказали, что имеется заветное для рыбаков место под водопадом, где очень чистая вода, и всегда в ней можно увидеть несколько десятков гольцов на глубине от 6 до 10 метров. Так вот, когда они прилетают туда на рыбалку, то ловит только тот, кто быстрее других добежит до этого "аквариума" (так они называют это место) и первый поймает 2-3 штуки. Остальным рыболовам потом приходится довольствоваться наблюдением того, как "предупрежденные" гольцы игнорируют блесны, более того, иногда даже отталкивают их от себя плавниками при столкновении с ними. Характерно и то, что первыми клюют самые крупные особи, более мелкие уступают им дорогу.
Мы обнаружили в акватории нашего лагеря три речки, и именно там с удовольствием охотились на гольца. Очевидно, речки приносят и корм, и более холодную и насыщенную кислородом воду, что привлекает рыбью мелочевку, а за ней следует и хищник.
Во время "гольцовых пауз" мы занимались ловлей хариуса, который клевал довольно неплохо, однако был мельче того, что мы ловили в прошлом году на реке Рыбная.
А еще мы наслаждались занимательными рассказами о местной фауне управляющего этой небольшой базы Альбертыча, который живет здесь почти круглый год один. Если учесть, что снегу зимой наметает под самую крышу домов, что средняя температура в это время года -35 градусов, и мороз в 50 градусов - это довольно рядовой случай, поневоле проникаешься уважением к силе духа этого человека.
Альбертыч готовил нам местное очень вкусное блюдо из гольца под названием сугудай (свежий голец режется на мелкие кусочки, поливается лимонным соком, перемешивается с луком и через 2 часа уничтожается под различные напитки) и пек нам лепешки, которые он готовит себе вместо хлеба.
Мы с удовольствием слушали его рассказы о загадочной огромной рыбе под названием "Мончегор", которая обитает на больших глубинах в озере, об овцебыке весом в 300 кг, который у него жил вместо собаки на базе. Овцебык отличался полным неприятием алкоголя, поэтому вступал в небольшие конфликты с рыболовами, которые "перебирали" и пытались с ним бодаться. Заканчивался конфликт обычно в пользу Гриши (так звали овцебыка), а незадачливых героев Альбертыч спасал из воды! Кроме этого Гриша любил чистоту, поэтому съедал все пакеты, чехлы и сумки, которые просто лежали без присмотра. Жаль, что его этой зимой самого съели волки...
Время года, которое мы выбрали для рыбалки (начало сентября), для Таймыра является еще летом, и для гольца вода все-таки теплая. Местные рассказали нам, что перед началом ледостава в конце сентября и при таянии льда в середине июня клев усиливается в несколько раз. Особенно им нравится рыбалка по последнему льду, когда через несколько секунд после заброса блесны в большие полыньи, появляющиеся в местах впадения в озеро речек, рыболов может сразу разворачиваться и двигаться в сторону от нее, утаскивая за собой уже повисшего на снасти гольца. Нам такое удовольствие показалось спорным с точки зрения эстетики рыбалки.
Окончательно влюбившись в Таймыр, мы решили поехать в следующем году в более позднее время и на этот раз разбить палаточный лагерь в самом интересном (по мнению наших проводников) месте для рыбалки, там, где из озера Кета вытекает единственная река - Рыбная.