Там, где упал метеорит
Юрий Баркалов, г. Воронеж
Фото автора
Каждая экспедиция, и тем более туристский поход, имеет свою идею, вокруг которой строится все остальное: время и продолжительность путешествия, состав группы, регион, подъезды и т. д. Главной идеей этого года - было сплавиться по несложной реке (до 4 категории сложности), наличие на реке рыбы (таймень, ленок, хариус, сиг), красивые пейзажи, стоимость похода до 30 тыс. рублей, ограниченное присутствие на маршруте людей и отсутствие зон с регламентированным пребыванием.
Нас заинтересовал маршрут на севере Красноярского края по рекам Тея, Вельмо, Подкаменная Тунгуска. Он удовлетворял выдвинутым требованиям, кроме одного момента. На Реке Нойба (левом притоке Теи) и реке Енашимо (правом притоке) стоят драги, добывающие золото. Ниже них на 50 километров вода в реке коричневая от побочных продуктов золотодобычи. На этом промежутке можно останавливаться и ловить рыбу только в притоках, до которых золотодобытчики ещё не добрались. Полностью прозрачность восстанавливается в среднем течении реки Вельмо. На Красноярском рыболовном форуме эти реки ругают из-за мутной воды и рыбачить там не рекомендуют. Для любителей, которые во время своей рыбалки мало передвигаются, такие рекомендации вполне обоснованы, а мы планировали проплыть более шестисот километров. Решено, едем на Тею (от поселка с одноименным названием). Вместе с ней впадаем в реку Вельмо, с Вельмо в Подкаменную Тунгуску и по ней до « батюшки» Енисея. Здесь из поселка Бор выбираемся домой, что сделать нетрудно вследствие интенсивного судоходства по Енисею.
После самолетов и автобусов мы, наконец, на реке. Вода кристальная, но рыбы не видно. Местные рыбаки нам оптимизма не прибавляют, зато рассказывают разные ужасные истории с участием медведей. Собрав катамараны, выплываем. Нас шесть человек. Плывем на двух судах.
Как и ожидали, через десяток километров мы были огорчены мутной водой Нойбы, а еще ниже - реки Енашимо. Теперь только вперед, к чистой воде. Между тем берега очень живописны. То, что раньше нарыли золотодобытчики, тайга быстро затягивает разнотравьем и веселыми молодыми березками. Удивительно, но на таком рельефе животных больше, чем в глухой, не тронутой тайге. Лоси пасутся по берегам на свежей травке, как коровы, и не желают оставлять свое занятие, пока мы не подплывем совсем близко. Их поведение мы отнесли не на бесшумность движения катамаранов, а восприняли как оскорбление. Мол, не считают нас за людей. Пришлось их пугнуть громким свистом. Все стало на свои места, нас признали.
Пока перспективы поймать рыбу были призрачные, занялись грибами. В лес лучше не заходить - грибы везде и любые. Через 15 минут «тихой охоты» - целая гора грибов. Когда их только готовить? Да и съесть такое количество тоже проблема.
Притоки, что правые, что левые, радовали нас чистотой водой, но отнюдь не рыбой. Положение изменилось только на следующий день, когда начали попадаться мелкие ленки и хариусята.
Вечером на реку опустились сумерки, мы, отужинав, вяло гуляли по берегу, иногда забрасывая спиннинги в потемневшие воды. Вдруг моя вертушка дернулась и пошла против течения. Сердце екнуло - вот она, удача! Фортуна повернулась к нам передом. Это первый на этой реке таймешенок. Несмотря на свои четыре килограмма он яростно сопротивлялся, даже тогда, когда был вытащен на берег. Его хвост с ярко-красными краями необычайно красив, рот злобно открывался, будто хотел выразить свое неудовольствие.
От нашей расслабленности не осталось и следа - спиннинги засвистели, рассекая вначале вечерний, а затем и ночной воздух. Усилия увенчались поимкой еще одного тайменя, и даже крупнее первого. Вот это рыбалка!
Все начали делиться впечатлениями. Был сделан правильный вывод, что на этой реке таймень берется исключительно в темноте, а днем надо ловить хариуса и сига. Забегая вперед, скажу, что выводы оказались верными. Они определили стратегию дальнейшей рыбалки. Тайменей ловили и после этих первых красавцев.
Окончание следует.