Там, где шумят перекаты
Юрий Грон, г. Псков
Писать о хорошем человеке всегда приятно и легко, о друге – тем более есть что сказать, а о рыболове вдвойне можно высказаться от души. Ну, а когда у него вот-вот юбилей? Тогда надо желать искренне ему столько здоровья, сколько юбиляр сам себе желает. Поскольку жизнь прекрасна, то не поскупись, Демин Николай Порфирьевич, отвесить себе побольше к своим 85, а мы, твои друзья, добавим ещё множество. А твоя большая семья: дети, внуки, правнуки и вся родня не только к нам присоединятся.
Всё, друзья мои, не буду испытывать ваше терпение и начинаю воспоминания о совместных с юбиляром рыбалках. Я решил рассказать лишь несколько эпизодов о том, как мы только становились, какими мы были начинающими рыболовами. Конечно же, мы были молоды, полны энергии, любили рыбалку и ценили дружбу.
Однажды я увидел, как местные рыбаки ловят рыбу на перетяжку. У них это здорово получалось. Соединят лески двух спиннингов, прикрепят несколько вертикальных поводков с кузнецом или стрекозой и слегка касаются этой конструкцией поверхности воды. А рыбки аж из реки выпрыгивают, чтобы схватить насадку.
Меня этот способ ужения заинтересовал и поразил одновременно. Я начал агитировать
Порфирьевича поехать на Синюю речку и испытать эту самую перетяжку. И вот мы на Синей.
Порфирьевич как мудрый человек и опытный рыбак говорил мне: “Зачем тебе эта перетяга? Да мы сейчас удочками, донками столько рыбы выловим, что тебе и не снилось!
– Ну, Коля, уступи мне, давай попробуем!
Я первый раз в жизни видел такую рыбалку, и так хочется, чтобы рыбка в полете засекалась на крючок!
– Давай, монтируй свою хитрую перетяжку.
Я, молча, закончил сборку снасти, нацепил три поводка с темно-синей стрекозой, а Демин на лодке в несколько минут одолел речку и доложил о готовности. Некоторое время мы макали насадку вразнобой, но затем стало получаться вроде бы синхронно.
И действительно, голавли начали выходить на поводок, который был практически у камышей возле Демина. У меня глаза светились от радости, кажись, мы достигли цели”!
– Порфирьич! Ты видишь, у тебя клюет!
– Нет! Не вижу, я за камышом стою и на тебя смотрю. Ты же сам сказал, синхронизировать этот процесс!
– Порфирьич, я со своей стороны вижу голавлиные головы! Они пытаются схватить твою стрекозу.
– Ну и что им мешает? – был невозмутим Демин, – что им мешает? Пусть хватают.
Я всегда ценил юмор Демина, но когда увидел, то у нас с ним ни черта не получается, стал нервничать и злиться. Четырежды выходили голавли на деминский поводок и каждый раз сходили с крючка. Сбивая стрекоз и, по всей видимости, накалываясь на жало.
– Что ты так переживаешь, Юра? Сегодня не получилось, в следующий раз завалим твоего голавля – самого крупного и на твой поводок.
Друзья мои, это теперь я знаю, что при выходе рыбы на поводок с насадкой надо резко опустить всю снасть одновременно с напарником. Голавль, “считая”, что он сбил стрекозу или другую насадку, смело хватает её своей большой пастью. В это время и следует по команде подсекать двумя спиннингами одновременно. Успех, как правило, обеспечен!
Согласившись с Порфирьичем, что опыт у нас нулевой и нужны советы бывалых перетяжечников, мы так и уехали ни с чем, да и сумерки незаметно наступили, к тому же. Но эта затея с тюкалкой-перетяжкой воплотилась в реальность спустя несколько лет с зятем Демина Игорем. Об этом рассказывала “РКГ” в номере 14 за этот год.
Вспоминается и ещё один необычный эпизод из нашей практики. Как-то летом мы укатили на машине на всё ту же Синюю реку. Отдых на природе! Что могло быть лучше для нас в те годы? С ушицей из рыбки, своими снастями выловленной, по особенному рецепту приготовленной, да с бардовскими песнями под старинную деминскую семиструнку! Классное время было! Мы отдыхали вшестером: я с женой и дочерью Ириной. Порфирьевич с дочерью Надеждой и внучкой Лилей. Мы взяли с собой в поход лодку, спиннинг и две донки, которыми я очень гордился. Они были на спиннинговых удилищах с невскими катушками.
Проблем с дровами никогда не было. Сухостоя на берегу реки было много, котелки под уху и чай надраены. Оставалась самая малость – рыба для ухи. Пока Порфирьич готовил лодку, я, выбрав подходящее место, и отправил на корм рыбам добротных червей.
О колокольчиках-сигнализаторах не забыл.
К своему полюбившемуся месту отдыха мы не попали – прошедшие дожди сделали из дороги непроходимое месиво для “Жигулей”. Недолго думая, мы тронулись к этому месту на лодке со спиннингом и комплектом испытанных блесен: Демин на веслах, а я со снастью. Туда против течения мы добирались минут 45, обратно – примерно полчаса.
Ни на старом уловистом месте, ни по ходу движения удача отвернулась от нас категорически.
Вдали показались спасительные от жары роскошные ивы. Они давали благодатную тень от разящих солнечных лучей, где и расположились мы лагерем. Людмила и Надежда тут же поинтересовались: “Где рыба? Мы ухи хотим! Время обеда!”
– Придется вам, милые дамы, картофельный супчик варить, мы ничего не выловили! – Юра – обратилась ко мне жена, – мы слышали, как громко звенели колокольчики на донках.
– А почему не проверили?
– Так ты же сказал, их не трогать и никого не подпускать.
И дальше женщины заговорили о чем-то о своём.
– Да уж, – подумал я, нахмурившись, пусть хоть камни с неба летят, а им разговор дороже событий под боком.
Я прошел к донкам. Начал выбирать леску, и спустя несколько секунд из воды показался горбатый крупный окунь.
– Да, Николай Порфирьевич, пока мы наматывали на весла водоросли Синей, женщины, не прерывая свои лясы, рыбу для ухи выловили, совершенно не приложив при этом никаких усилий. Они его телепатически на крючок усадили. Интересный способ ловли рыбы сотворили наши дамы.
Мы посмеялись от души. И настроение поднялось сразу. Стало весело. Как же мало надо человеку для счастья!
Вот ещё об одном эпизоде из нашей практики. Отдохнуть на р. Великой возле д. Богданово мы приехали компанией в прежнем составе. Июньское солнышко припекало хорошенько. Ковер из зеленой травы ласкал наши глаза. А вода в реке бурлила вовсю. Её тогда было много, и я не смог удержаться: быстро выловил несколько мелких рыбешек и установил прямо с берега живцовую снасть в заводине за большим валуном. Это всего метрах в сорока от места расположения нашей группы.
Мы присели на раскладных стульчиках возле походного столика, где уже аппетитно пахли заранее приготовленные бутерброды и нежной женской рукой наливался крепкий чай из больших термосов. Пели звонко птицы, радуясь светлому лету. В траве жужжали крупные шмели и напряженно трудились пчелы. Мы тоже напевали бардовские песни. Как-то по-особому они грели души и навевали добрые мысли. А мне очень не терпелось проверить живцовую.
Ну вот – поплавка удочки нет! Я незамедлительно подсек и щуку под два кило уже показывал честному народу. Деминская гитара, а владеет он ею классно, зазвучала веселей, заглушая монотонные звуки переката. Так, самоловом, мы выловили ещё парочку зубастых. Было радостно, дышалось свободно, и нежная печаль русских романсов совершенно не портила нам настроение, а наоборот – возвышала и будила любовь.
В последующие годы Николай Демин всецело отдался ветеранской работе, патриотическому воспитанию молодежи.
Свою деятельность он не прекращает и по сей день. Правда, в противовес голавлям и щукам, он отдал предпочтение карасям в сметане. За это его и бывшего его начальника Мишу Дегтярева я без всякого злого умысла называю “карасистами”. Однако, согласитесь, уважаемые рыболовы, что не столь важно, какую ты ловишь рыбу в водоемах, щуку или карася, главное, чтобы и общество, и природа, и твои друзья помнили тебя и ценили за добрые дела, а дружба – крепла!
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 21(395), 2018 г.