Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Такой разный карась

Такой разный карась

Виталий Волков, Волгоградская обл. 
Фото автора 

Майская рыбалка и ловля карася – для нас с женой примерно одно и то же. Именно эта рыба становится главным героем наших рыболовных приключений в последний месяц весны. В это время карася можно ловить нашими любимыми фидерами и поплавочными удочками в пойменных и степных озёрах, в прудах, на Волге и в её затонах. Каждая рыбалка на карася не похожа на другую, и в каждом случае к этой рыбе приходится искать особый подход.  

360-4-1.jpg

Карасиная трапеза 

Ветер, ветер, ты могуч!.. Уже третий день не утихаешь, поднимая в безоблачное небо вихри рыжей пыли, срывая с цветущих деревьев лёгкие лепестки и растрёпывая едва зазеленевшие кроны. Да уймись же ты хоть на пару часов! У нас ведь, понимаешь, традиция такая, что каждый год на первые майские праздники мы едем вместе с нашим товарищем Владимиром Быстровым из Саратова на один из степных прудов за карасями. А традиции нарушать нельзя. 

Видно, не зря я к ветру обращался, и серое утро, которое встречали мы, стоя на небольшом холме по-над прудом, было хоть не безветренным, но гораздо тише, чем в предыдущие дни. Небольшие волны накатывали на глинистый берег, покачивая ветки стоящих в воде кустов, – воды в пруду больше, чем в прошлую весну. Было нас трое, но пока каждый облюбовал себе удобное местечко да привёл снасть в боевую готовность, нашу компанию пополнил четвёртый “мушкетёр” – коллега по работе Юля. 

Сквозь сизые облака, закрывающие восточную часть неба, к земле тянулись бледные солнечные нити, опутывая задранную ввысь вершинку моего фидера. И вот, будто стряхивая сонную оторопь тихого утра, вершинка дрогнула и клюнула вниз. И секунды не было у меня, чтобы подумать, но руки-то, руки – они знали своё дело хорошо: подсекли вовремя, и, ощутив биение резвого карасика на снасти, дали мозгу команду, мол, крути катушку, да не давай слабины!.. Чувствую себя героем – первую рыбу поймал. Да и карасик не из мелких – граммов на триста потянет. Хороший экземплярчик для этого пруда, почти трофей. 

А потом утро просветлело, и ветерок тоже расхрабрился – стал сильнее рябить прудовую поверхность и громче шлёпать о берег набегавшими волнами. Мы ждали-пождали карасиного клёва, а карась клевать не торопился. Не меньше часа прошло в томительном ожидании, когда по очереди обрыбились мои спутники, а 

Настя с Юлей так и вовсе вырвались вперёд. Мы же с Владимиром так и бдели за своими молчаливыми фидерами, имея в активе лишь по одному пойманному карасю. 

К десяти часам, когда потеплело, и даже выглянуло солнце, карась очнулся и, видимо, проголодавшись, набросился на наши наживки. А мы в это время, по известному всем закону, тоже перекусить собрались. Несколько раз Настя и Юля, отвлекшись от чая, бросались к своим удилищам, а мы с Владимиром задумчиво жевали печенье, наблюдая за успехами рыбачек. И лишь потом смекнули, что желательно забрасывать ближе к берегу, ведь карась идёт на отмель и тёплую воду, и здесь ищет, чем бы ему поживиться. 

Меняли места и наживки, но бодрого клёва, который в прошлые годы всегда был на майские праздники, в этот раз не случилось. С горем пополам наковыряв на четверых без малого два десятка карасей, пошли жарить их на костре, ведь не зря захватили с собой большую сковороду. Карасиная трапеза прямо на пруду – ещё одна наша майская традиция, которую блюдём уже несколько лет кряду. 


Цацинские “поросята” 

Так и ломал я голову, почему на том пруду карась забастовал. Ведь в прошлые годы можно было за неполный день наловить килограммов пять. А в этот раз за рыбалку поклёвки по пальцам сосчитали. Зато караси стали попадаться крупнее. Я такое уже наблюдал на другом пруду: когда стало много щуки, карась тоже увеличился в размере, только клевать начал редко и неохотно. 

Так и не найдя точной причины карасиного молчания, через неделю мы с Настей поехали на знакомое степное озеро Цаца, только ловили там поплавочными удочками и с лодки. Солнечное утро порадовало чистой водной гладью и безветрием. Надёжно примотав бечевой наше надувное судёнышко к едва зазеленевшему кусту камыша, плюхнули в воду десяток шаров прикорма. 

Не церемонясь особо, после первого же заброса яркую вершинку поплавка утащил в глубину желтоглазый и блёклый телом окунь. Громко заплескался в садке, тычась в сетку дородной мордой и требуя себе напарника. Будет исполнено – и Настя кидает в садок круглого карасика размером больше ладони. 

Караси клюют исправно, но наша утренняя семейная идиллия в мерно покачивающемся на лёгких волнах судёнышке оканчивается, когда от противоположного берега, разогнавшись над двухкилометровым водным пространством, налетает ветер. Лодку начинает качать и подбрасывать, камыш с громким скрипом трётся о борт. И я уже предлагаю Насте уплыть за камышовый мыс, где вроде бы должно быть потише. Но будет ли там клевать? Проверять мы не решились, и в итоге остались на месте, смирившись с теми неудобствами, которые чинил ветер. Тем более что чем сильнее разгоралось утро, тем больше входил в раж наш друг карасик: поклёвки случались чаще, а рыба на снасти сопротивлялась ретивее и злее. Несколько полукилограммовых увальней, отливающих чёрным серебром, заставили намочить подсачек. 

Ветер не утих, но за этим карасиным праздником мы просто перестали обращать на него внимание. Очнулись лишь в полдень, когда перестала закрываться крышка нашего садка. На семь килограммов потянул карасиный улов, оказавшись самым лучшим результатом рыбалки за последнее время. 

Только дома при разделке пойманных рыб меня посетило разочарование: пищеводы цацинских карасей были набиты илом, а от мяса рыбы исходил густой запах болота. Но Настя нашла, как исправить ситуацию, щедро сбрызнув рыбу лимонным соком и подержав её часик в таком маринаде. Неприятный специфический запах улетучился, жарёха и паштет удались на славу! 


И снова здравствуйте! 

Не карасём единым жив рыболов – нам захотелось поймать карпа. Отправились с товарищем Алексеем на знакомый пруд, который зарыблялся год назад. Местные жители следили бдительно, чтобы не было здесь браконьеров-сеточников, но на удочки можно было ловить беспрепятственно. 

360-4-2.jpg

“Карп и только карп!” – Сказали мы себе, устав от карасиных рыбалок и вооружились сладкой консервированной кукурузой и ароматными бойлами. Но начать ловлю решили всё же с традиционной весенней наживки – червя. 

Будто в насмешку над нашими шапкозакидательскими настроениями, первой пойманной рыбой стал именно он – кругленький и блестящий, как олимпийский рубль, зеркальный карпик граммов на двести развлёк Алексея и вселил нам надежду. Которая стала таять как дым с каждой новой поклёвкой, всякий раз приносившей нам “старого знакомого” – дежурного карася. В ход пошла и кукуруза, и сдобренное ванилином тесто, и бойлы, и даже цилиндрик технопланктона Алексей пытался засовывать в фидерную кормушку. Карась в этот майский день был настроен благосклонно, и не отказывался ни от одной насадки, подготовленной на карпа. Поняв тщетность своих усилий, мы развлекались ловлей карася, который в этом пруду оказался ещё и тугорослым. 

Прогонистые рыбки с большой головой не дотягивали даже до двухсот граммов. А дома при разделке улова выяснилось, что у них почти отсутствует мясо на рёбрах – верный признак того, что рыбе в пруду не хватает корма. 

Но почему тогда клёв карася был вполне посредственным, если не сказать вялым? И почему, если в этом пруду всё так плохо с кормовой базой, отмалчивался карп, не поддаваясь на все наши кулинарные ухищрения? Вот загадки, которые мы привозим практически с каждой рыбалки, независимо от количества улова. 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 10(360), 2017 г.