Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Такая разная навага

Такая разная навага

160-8-1-1.jpgИнтересная рыба - навага. У меня она вызывает воспоминания о детстве, и миновать их в данной статье я и не могу, и не хочу.

Детство прошло на Белом море, хотя мой родной город находится километрах в 20 от побережья, где можно оказаться у воды. В устье же нашей реки расположены всевозможные заводы, и там к воде не подойдешь, дальше побережье прячется в глухой тайге, где нет дорог.

Еще надо сказать, что во времена моего детства и даже юношества личные автомобили горожан были примерно такой же редкостью, как сейчас вертолеты. И поэтому двадцать километров без намеков на асфальт - это было далеко не каждодневное путешествие. Да и рыбалка на Белом море по открытой воде - занятие бесперспективное и унылое. И только те, кто активно занимался сетевой ловлей, находили в морской рыбалке какой-то смысл.

Зимой все несколько менялось. Сначала корюшка, а потом и навага привлекали рыбаков доступностью и величиной уловов. Но сложности с транспортом и бездорожьем никуда не девались и зимой.

Мой отец, активно рыбачивший летом и часто бравший меня с собой, за зиму выезжал всего 1-2 раза, даже не на рыбалку, как она представляется большинству из нас, а просто за навагой. Он уезжал на пару дней и появлялся с мешком рыбы. Не будучи приобщенным к этому процессу, я им и не интересовался, находя утешение в хоккее. Зато навсегда осталось в памяти, что после таких поездок на столе была большая тарелка с горой жареной наваги, а рядом такая же с жареной икрой.

Солить икру никто не догадался, и это хорошо, потому как жареная наважья икра - это вкуснотища. Сама рыба тоже была очень вкусной.

Сейчас, через десятилетия, я понимаю, что навага та была удивительно невелика. И когда я стал ловить навагу во Владивостоке, первое, что меня поразило, - это гигантский размер в сравнении с беломорской.

В Приморье зимой ее ловят очень много, и занимается этим все мужское население. Навага на Севере и на Дальнем Востоке отличается не только размерами, но и видом. В Приморье навага называется  вакхня. Но еще больше различий в способах ловли этих двух наваг. Навага в Приморье клюет всю зиму, пик ловли попадает на декабрь-январь. Ловится она на всевозможные самодельные блесны. Если корюшка является привередницей, и небольшой огрех в изготовлении блесны может перечеркнуть все усилия рыбака, то навага как раз менее разборчива. В итоге часто получается так, что не работающую по корюшке блесну сразу переводят в разряд наважьих.

Кроме того, есть отдельные наважьи блесны, именуемые "жуками". Тяжелые латунные и медные "жуки" с впаянными крючками без бородок делаются разных размеров и разного веса. Но нет необходимости покупать или делать большой ассортимент "жуков". Любой "жук" даже в неопытных руках наловит наваги.

Ловля примитивна. "Жук" ритмично стучит по дну, поднимая султанчик мути, и навага хватает его. И весь интерес в размерах наваги и в том, что глубина достигает 15-20 метров. Места массового разгула наваги называют "наважьими полями". Два-четыре "жука" одновременно с двух рук стучат по дну на глубине. Кивки не нужны, удары чувствуются очень отчетливо, а так как никаких коряг и сеток в море не бывает, то мимо поклевки пройти очень трудно. При активном клеве сотни крупных наваг образуют приличную горку вокруг лунки.

Навага - крупная и сильная рыба, а потому леска тоньше 0,2 мм применяется редко.

Когда клев становится не таким интенсивным, навагу начинают ловить на морского червя и на кусочки корюшки. Удочки при этом напоминают обычные донки с двумя крючками, лежащими на дне или располагающимися над самым дном. Учитывая, что рыбалка эта пассивна, а в Приморье рыболовы привыкли безостановочно махать руками без пауз, практически все одновременно с выставленными донками рядом ловят и на блесны.

При установке донок используется примитивный способ сигнализации поклевки и одновременно защиты от утаскивания удочки в лунку. Как и при блеснении, две лески намотаны на одно мотовильце удильника и с него распущены в разные лунки. Если оснастки одинаковы по весу, то удильник вертикально устанавливается на лед между лунками независимо от того, как далеки они друг от друга. При поклевке удильник падает в сторону рывка, но противоположная оснастка не дает ему нырнуть в лунку. Навага клюет жадно и в случае поклевки почти всегда остается на крючке.

Особо надо сказать о мелкой наважке, которую в Приморье называют "самурайчиком". Бывает, что именно она не дает спокойной жизни и вынуждает менять место. Это напоминает ловлю нежеланного ерша.

Абсолютно другая картина при ловле наваги на Беломорье. Прижившийся там способ рыбалки вообще уникален. Летом во время отлива рыболовы копают морских червей нереисов и сушат их на зиму.

Черви живут в песке, и во время отливов, а отливы эти бывают ежедневно и измеряются сотнями метров, рыбаки копают их. Копаются черви не как земляные, не наугад. Рыбак ходит по влажному песку и выискивает на поверхности его признаки присутствия червя. Это воронка в песке, а рядом своеобразная песчаная кучка. Этот червь, ползая, пропускает песок через себя. Там, где он втягивает песок, образуется воронка, а пропустив песок через себя, он выталкивает его на поверхность. Именно между воронкой и кучкой и надо искать червя. Обычно он находится на глубине 30-40 сантиметров. Поэтому каждый червь копается индивидуально.

Сушат же выкопанных червей следующим образом. Большая швейная игла с ниткой протыкает червя во всю длину. На одну длинную нить таким способом нанизываются три червя. По длине это составляет сантиметров 20. После прошивания черви завязываются в узлы и в таком состоянии сушатся до зимы.

Высушенные черви во время ловли из-подо льда "запутывается" в петле лески на конце снасти, рядом со свинцовым грузилом. Запутываются произвольно, и лучше всего сказать, что они просто болтаются. На вопрос: "А где же крючок?" - ответ один: "Дома!"

Не так часто встречается удочка с приманкой в виде червя, но без крючка. Суть ловли в том, что высушенный червь в воде слегка разбухает и по консистенции становится очень вязким. Навага хватает его и не может разжать челюсти. Ситуация сравнима с поеданием нами ирисок или козенаков - не сразу разомкнешь зубы.

Прежде чем мочка из трех червей придет в полную негодность, на нее удается вытащить около сотни наваг.

Интересно, что мои попытки ловить на такую готовую мочку навагу в Приморье результатов не дали. Даже не интересно, а удивительно. На свежих червей навага там клюет хорошо, а вот на высушенных и нанизанных на нить брать категорически отказывается.

Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны