Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Так вот ты какая, Цаца!

Так вот ты какая, Цаца!

Виталий Волков, Волгоградская обл.
Фото автора 

Нечасто бывает, чтобы уже первое посещение нового водоёма оказывалось удачным в плане рыбалки. Но именно таким получилось наше знакомство со степным озером, которое называется очень необычно – Цаца (ударение на последний слог). 

10-336-6-1.jpg

Это озеро привлекало нас уже давно, и, конечно же, не только своим необычным названием. Располагается Цаца рядом с одноимённым селом, однако порыбачить на этом водоёме не так уж и просто. Дело в том, что огромное это озеро со всех сторон окружено густыми зарослями камыша, и подходов к воде очень мало. Соответственно, успешная рыбалка в Цаце возможна только с лодки. 

Озеро Цаца расположено на самой границе Волгоградской области с республикой Калмыкией и является одним из десяти водных памятников природы областного значения. Об уникальности этого водного объекта говорят многие факты. 
Озеро Цаца входит в состав цепи Сарпинских озёр, которые протянулись на многие километры у подножия Ергенинской возвышенности, и впечатляет своими размерами. Длина Цацы более шести километров, ширина около двух, а площадь водного зеркала без малого десять квадратных километров! 

По версии учёных, 7-8 тысячелетий назад на месте современных Сарпинских озёр проходило древнее русло Волги, вернее, её обширная дельта. Подтверждая древность этого водного объекта, в Цаце произрастают эндемичные водные растения, сохранившиеся ещё с ледникового периода, – сальвания плавающая и нияда морская. Также Цаца вызывает пристальный интерес орнитологов, ведь в её береговых зарослях гнездятся десятки, а во время перелёта останавливаются на отдых сотни видов водоплавающих птиц! 

Любопытно и происхождение названия этого озера, которое до сих пор достоверно не установлено учёными. Но, так или иначе, в каждой бытующей версии прослеживается «калмыцкий след». Романтичная история гласит, что столетия назад берега озера облюбовал для пастбищ кочевой калмыцкий князь, у которого была любимая дочь. В один не прекрасный день девушка упала в озеро и стала тонуть, при этом яростно молотя по воде руками. Увидевшие это калмыки стали кричать «Цаца! Цаца!», что в переводе означает «Руки! Руки!». Девушку вытащили из воды, и в честь чудесного спасения озеро назвали Цацой. 

Более прозаичной, но и более правдоподобной выглядит версия, что название Цаца происходит от тюркского слова «сас» (болото) или «сасы» (вонючий, гнилой). С учётом того, что озеро густо поросло по берегам камышом, а в жаркие летние месяцы сильно зарастает водорослями и мелеет, цветущая вода в Цаце действительно приобретает характерный болотный запах. 

Все эти факты о Цаце хоть и любопытны, но всё же для рыболовов имеют второстепенное значение. Нас с супругой, решивших первый раз посетить это уникальное озеро, в первую очередь интересовала обитающая в нём рыба. От других рыбаков мы узнали, что в Цаце обитает не только вездесущий карась, но также плотва, окунь, щука, линь, сазан и запущенный сюда карп. 

Ранним майским утром, преодолев последние двести метров до берега озера по разрезанной глубокими колеями грунтовке, мы нашли прогал среди камышей и стали разгружать вещи. Устроившийся в самом прогале рыбак, пока мы качали и спускали на воду лодку, успел вытащить на поплавочную удочку двух средних окуней. Справа и слева высились непроходимые заросли камыша, в которых шебуршали, кричали, возились и всплёскивали не видимые глазу пернатые обитатели.  

Камыши стояли стеной, но в некоторых местах образовывали отдельно стоящие кустики и удобные выемки. Вот в одной такой выемке камыша, хорошо укрывающей нас от средней силы северного ветра, мы и привязали свою лодку. 

Глубина в месте ловли оказалась чуть более полутора метров. Мы находились в южной части озера, где до противоположного берега было километра два, а дальняя от нас северная оконечность озера так и вовсе терялась за горизонтом. Чтобы поскорее начало клевать, мы бросили в место ловли десяток шаров прикорма, ориентируясь на маленький островок камыша, торчащий из воды прямо напротив нашей лодки. Соответственно, я забросил свою поплавочную удочку слева от этого островка, а Настя – справа. 

Уже через пару минут трёхграммовый поплавок уверенно ушёл под воду, и я вытащил упирающуюся плотвицу больше ладони длиной. Следом на навозного червя, мелкими кольцами надетого на крючок, попалась ещё одна плотвица. Первые поимки нас порадовали, потому что плотву мы не ловили уже давно и успели порядком соскучиться по этой рыбе. Да и размер цацинской красноглазки был более чем достойный! 

А вот у Насти первой пойманной рыбой оказался крупный окунь, с удовольствием скушавший пучочек червей. Окунь был прогонистый и бледный, что, вообще-то, характерно для рыбы степных озёр.

10-336-6-2.jpg

После такого многообещающего начала стали происходить пустые поклёвки. Оказалось, что на прикормку подошла стайка некрупной краснопёрки, и, что гораздо хуже, яркой рыбёшке составила компанию многочисленная и прожорливая уклейка. Вот с нею у нас и начались проблемы. Поплавок то и дело скрывался под водой, но подсечки результата не приносили, лишь приходилось всякий раз обновлять на крючке наживку. Причём уклейки не только умудрялись «слизывать» с крючков кусочки червей, но и бесцеремонно срывали прочного опарыша. Это удивило больше всего: весной мы хорошо половили уклейку на волжских озёрах, и там эта рыбка тоже не страдала излишней скромностью и отсутствием аппетита. Но на одну личинку опарыша можно было поймать до десятка уклеек, а то и больше. А вот цацинская уклейка снимала наживку с крючка на раз! Причём уклейки в Цаце были крупные и широковатые в теле. Я даже предположил, что они в этом озере гибридизуются с плотвой. Может быть, из-за происходящего кровосмешения у местной уклейки возникает такой скверный нрав? 

Впрочем, как ни докучали нам поклёвками уклейки, всё же среди них проскакивала приличная плотва. А примерно часов с восьми стал попадаться и кругленький карасик от трёхсот граммов. Интересно то, что карась гораздо лучше брал с Настиной стороны, т.е. справа от того самого кустика камыша, служившего нам условным ориентиром. В то время, как я отбивался от надоедливых уклеек и краснопёрок, Настя складывала в садок крупных карасей одного за другим, а я лишь успевал ассистировать ей, подхватывая рыбу подсачеком. 

Чего мы только ни делали, чтобы избавиться от поклёвок уклейки: меняли грузоподъёмность оснастки, чтобы она быстрее опускалась ко дну, и даже устанавливали глубину так, чтобы крючок оказывался на дне вместе с грузилом. Но уклейка, которая всегда считалась верховой рыбой, не брезговала даже «кушать с пола», отыскивая крючок с наживкой в топком иле. Нет, явно что-то неладное с этой рыбкой! Интересно, а местные жители, когда летом купаются в озере, не боятся этих серебристых пираний?..

После десяти утра куда-то запропастилась краснопёрка, да и карась стал поклёвывать реже. Уклейка по-прежнему буйствовала, попадалась плотва, а ещё наш улов пополнила густера размером с ладонь. Скорее всего, эта рыба пришла в озеро вместе с волжской водой. Дело в том, что в последние несколько лет Цаца оказывалась на грани высыхания, и, чтобы не дать погибнуть уникальному памятнику природы, озеро подпитывали водой, закачиваемой с Волги через сеть оросительных каналов. 

Несмотря на террор уклейки, рыбалка на озере Цаца оказалась очень интересной и разнообразной, когда не знаешь, какая именно рыба окажется следующей на крючке. В нашем улове присутствовало целых шесть видов рыб: карась, плотва, густера, краснопёрка, окунь и, конечно же, уклейка. И это мы ещё не встретились с карпом и сазаном, которых, говорят, в Цаце тоже очень много!

Рыбачили мы до обеда, потому что, во-первых, из-за неподвижного сидения в лодке порядком затекли конечности, а, во-вторых, рыбы в садке было уже вполне достаточно. Как показало взвешивание, за полдня рыбалки на Цаце мы наловили почти 10 килограммов разнорыбицы, а самой крупной рыбой оказался карась почти на полкило, клюнувший у Насти уже в конце рыбалки. 

Что ж, знакомство с озером Цаца оказалось очень удачным и многообещающим, и мы хотим посетить этот водоём снова. И не только в период открытой воды, ведь цацинская плотва и караси ловятся зимой из-подо льда. 

10-336-6-3.jpg

Осталось только придумать, как противостоять местной уклейке?..


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 10(336), 2016 г.