Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Свои тараканы

Свои тараканы



Илья Нужин 


Направление голавлиной ловли с использованием плавающего силикона, с легкой руки Константина Кузьмина названное тараканингом, относительно новое – более-менее широкое распространение оно получило только в последнюю пару лет. О тараканах, однако, я узнал намного раньше – на семинаре Валерия Новосадова в 2014 году. Тогда ловля голавля была для меня предметом достаточно далеким, а плавающие имитации насекомых (помню, речь тогда шла о Bj-Bug от Bait Breath) и вовсе казались курьезом. Когда же пришло увлечение лобастым, крэнки приелись достаточно быстро – и тогда обратил внимание на тараканов, которые были на тот момент, что называется, в тренде. Что из этого вышло – читайте далее. 

Свои тараканы  

ПЛЮШЕВЫЕ ТАРАКАНЫ 

К любому новому делу, касается это рыбалки или совсем другой сферы жизни, я привык подходить основательно. Вот и знакомство с тараканингом начал с изучения матчасти. Изрядно побродив по просторам Сети, я узнал, что индустрия плавающего силикона шагнула далеко вперед: если первые генерации тараканов для поддержания плавучести требовали использования специальных гелей или плавающих джиг-головок, то сейчас на пике моды приманки из материала с положительной плавучестью – эластана. 

Кроме того, такие приманки обладают поразительной живучестью – материал крайне мягкий и эластичный. Естественно, захотелось приобрести именно эластановых тараканов. Снова погружение в интернет, на этот раз более продолжительное. Искомый таракан был найден на прилавке небольшого интернет-магазина – Tiemco Panic Cicada Tiny. Упитанное тело (плюс к дальности заброса), четыре крылышка умеренной длины (о любви голавля обкусывать длинные крылья Bj-Bug я был уже к тому времени наслышан), три грамма “живого” веса. С приманкой продавец советовал использовать специальные тараканьи крючки Decoy Hook Worm 164 – с длинным цевьем и защитными усиками. Вместе с пачкой тараканов были заказаны и крючки второго номера. Первое, что отмечаешь, когда берешь в руки эту приманку, – невероятную тактильную теплоту, “плюшевость” материала. Очень приятная и живая на ощупь имитация цикады, однако сразу же окрещенная слепнем с подачи Дмитрия Соколова. Ну что ж, слепень так слепень – от засилия цикад мы, в отличии от Японии, не страдаем. Как я уже говорил, эластан – очень мягкий и тянучий материал. 

Свои тараканы

В этом заключается и его главный минус – если насадить приманку на обыкновенный одинарник за голову, на очередном забросе приманка просто соскочит с крючка. Поэтому используется специальный крючок, цевье которого проходит через все тело приманки, – на таком крючке приманка держится надежно. Оснащенный таракан напоминает большую нахлыстовую мушку – при ловле поддев крючка оказывается обращен вниз, а защитные усы позволяют перетаскивать приманку через траву или снимать с ветки без зацепа. 

ОСТРЫЙ ГЛАЗ 

Главное, что нужно знать о тараканинге, – это исключительно визуальный способ ловли, такой же, как нахлыст или поплавочная ловля. Порой особо агрессивные голавлиные особи будут радовать ударом в руку, но чаще поклевку замечаешь именно на глаз. 

Свои тараканы

Приманка лежит на воде, часть шнура – тоже, поэтому при поклевке голавль безбоязненно подбирает и зажевывает таракана. Важно этот момент увидеть и выполнить подсечку – достаточно сильную, чтобы одинарник надежно просек рыбу. А чтобы поклевка рыбы не застала врасплох, необходимо внимательно контролировать обстановку вокруг приманки – чаще всего подход рыбы хорошо виден. Да, глаза придется напрягать, однако и по уровню драматизма любой другой приманке до тараканов далеко. 

ГОЛАВЛЬ АККУРАТНЫЙ И ГОЛАВЛЬ ГРУБЫЙ 

Ловля на тараканов помогла обнаружить интересный аспект в поведении голавля. Если мы ловим на крэнки, поклевка в подавляющем большинстве случаев примерно одинакова – сильный удар по спиннингу. С тараканами же наблюдается куда большая вариативность. Рыба может подбирать приманку шумно, со всплеском и ударом в руку, а может и очень деликатно, едва заметно – незаметный бурунчик, и таракана на поверхности уже нет! Что интересно – характер поклевки распространятся на водоем в целом, т.е. есть речки с голавлем аккуратным, а есть – с голавлем грубым. 

Свои тараканы

Однако, по моим наблюдениям, крупный голавль в целом подбирает приманку аккуратнее – видимо, сказывается большая осторожность. Подобные аккуратные поклевки первое время приводили к довольно курьезным ситуациям. Дело в том, что, кроме голавля, тараканами активно интересуется елец, которому такая приманка явно не по зубам. Обычно проворная рыбка хватает таракана за крылышко и притапливает, мешая проводке. Со временем я перестал обращать внимание на подобные шалости, пока однажды не ощутил тяжесть хорошей рыбы, поддернув приманку вместо подсечки. Голавль несколько секунд держал таракана, пока я не вырвал его изо рта! После этого случая на любое притапливание приманки, даже самое малозаметное, я отвечаю контрольной подсечкой – и довольно часто на том конце шнура оказывается именно голавль. 

КАК ГОТОВИТЬ ТАРАКАНА

Не воспринимайте название буквально – фанатом тайской кухни я не являюсь, однако считаю, что для каждой приманки есть свой рецепт, и чаще всего не один. Очевидно, что таракан должен имитировать упавшее в воду насекомое – его характеристики и высокая детализация явно указывают на подобное применение. 

Чтобы понять механику проводки тараканов, лучше всего понаблюдать за живыми насекомыми. Вот течение уносит мотылька, упавшего в воду, – возможно, это даже слепень, ловко прихлопнутый рыболовом. Насекомое отчаянно борется за жизнь – работает крылышками и лапками, пытается взлететь. При этом на поверхности воды от каждого движения образуются заметные круги, которые довольно быстро замечает караулящий неподалеку голавль. Небольшой бурунчик – и слепня как не бывало. 

Свои тараканы

Используя тараканов, мы стараемся как можно точнее передать этот конвульсивный рисунок на поверхности, заставляя лапки или крылышки приманки двигаться. Больше всего работа спиннинга при этом напоминает знакомый микроджигитам мормышинг – мелкая дрожь кончика удилища. Чрезмерная амплитуда скорее отпугнет осторожную рыбу – приманка должна именно дрожать, как настоящее насекомое. Активную игру лучше всего чередовать со свободным проплывом – насекомое на поверхности воды тоже двигается урывками. Такая вот бесхитростная, в общем-то, подача. 

Тонкость заключается в способе подачи относительно течения – апстрим, даунстрим или проводка на снос. Ловить апстримом проще всего – течение несет приманку, рыболову остается выбирать слабину шнура и периодически подыгрывать тараканом. Проводка на снос подразумевает минимальную работу катушкой – заброс поперек течения, приманка плывет параллельно берегу и также периодически поддергивается. Когда течение выносит приманку к берегу, выматываю ее и повторяю заброс. С проводкой вниз по течению немного сложнее – она выполняется с открытой дужкой, течение само сбрасывает шнур со шпули. Указательным пальцем правой руки периодически прижимаю шнур к шпуле и анимирую приманку. Левая рука находится около дужки, чтобы своевременно закрыть дужку и выполнить подсечку. 

ТАРАКАНЬИ ТРОПКИ 

Каждая приманка имеет свои особенности и свои условия применения, в которых полностью раскрывается ее потенциал. Так, например, крэнки и вращающиеся блесны характеризуются внушительной гидроакустикой, что позволяет ловить рыбу даже на мощных струях и в бурлилках – собственный “голос” приманки не теряется в фоновом шуме. В противовес воблерам и блеснам таракан – приманка в большей степени визуального толка. Первое, что замечает (предположу, что и слышит) голавль, – те самые привлекательные круги, создаваемые на поверхности лапками или крыльями приманки. Рыба подходит к приманке, и тут уже вступает в роль высокая детализация, присущая тараканам. Нет, возможно на типичных насекомых средней полосы они и не похожи – однако обладают очень “живой” и “съедобной” наружностью, а голавль, к счастью, глубокими энтомологическими познаниями не владеет. И наконец, тактильно мягкий (опять же, “живой”), материал приманки дает возможность не спешить с подсечкой – какое-то время голавль просто не выпускает приманку изо рта. 

Свои тараканы

Если проанализировать вышеперечисленное, вырисовываются идеальные условия применения тараканов: не слишком быстрое течение и высокая прозрачность. Зачастую крэнки в подобных условиях не работают – голавль подплывает, “обнюхивает” воблер и поворачивает назад. На сильных струях такие маневры занимают слишком много времени – бей, а потом думай; а вот на участках с умеренным течением голавль намного привередливее. На малой реке такой профиль течения можно найти над ямами, под нависающими ветвями деревьев, на сопряженных с глубокими участками медленных перекатах. Чаще всего в подобных местах обитают самые крупные и осторожные голавли, и по своему опыту могу сказать, что крупная рыба ловится на тараканов достаточно системно, однако, об этом ниже. Отдельно хочу отметить локальные затишки-микрозаливчики. В небесной механике есть понятие троянских точек – это области гравитационного равновесия, в которых скапливается космический мусор и астероиды. По аналогии с космосом, подобные троянские точки встречаются и на реке – попав в них, проплывающий мимо мусор закручиваеся либо вовсе останавливается. Идеальное место для голавлиной засады – как правило, его занимает крупная особь. Забросив таракана в “троянскую” точку, можно достаточно долго играть им на месте – если голавль присутствует, он обязательно себя проявит. 

У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ 

Вполне логично предположить, что максимальную эффективность тараканы показывают в середине лета – когда речки зарастают, а рыба “плавится” – кормится с поверхности. Так же считал и я в свой первый сезон, отложив тараканов с первыми августовскими холодами. Однако, как выяснилось на практике, тараканы продолжают работать и вовсе в “нетараканью” погоду – когда из-за горизонта выползают свинцовые тучи, а ветер качает деревья и осыпает воду преждевременно пожелтевшими листьями. Для меня это было сродни откровению – я привык ловить голавля в жару, а прохладных дней избегал, отводя их под ловлю другой, более холодолюбивой рыбы. 

Свои тараканы

Однако тараканы прекрасно ловят пассивную рыбу и продолжают работать даже тогда, когда остальные приманки голавлем игнорируются. 

ЗАПРЕЩЕННЫЙ ПРИЕМ 

Из трех способов ловли – лодка, берег и вейдерсы – при ловле голавля я практикую именно последний. 

Вейдерсная ловля, на мой взгляд, не только самая комфортная, но и самая результативная – появляется возможность эффективно скрадываться и очень скрупулезно облавливать участок благодаря неограниченному “сектору обстрела”. Однако именно в тараканьей ловле я позволяю себе порой сделать исключение и половить голавля с берега. Поделюсь парой характерных случаев. Малая река, чередование мелководных участков и глубоких, непроходимых мест. Глубина периодически вынуждает выбираться на берег и обходить по суше. В районе следующего захода в воду – нависающее дерево и локальная ямка у моего берега. Прозрачность – потрясающая, замечаю некрупных голавликов, а чуть глубже нарезает круги взрослый лобач. Над ямкой – “троянская” точка, вода неподвижна. 

Свои тараканы

Понимаю, что заход в воду распугает рыбу, и прежде чем продолжить забродную ловлю, решаю попытать счастье с берега. Спрятавшись за куст, выполняю питчинговый заброс метра на три, прямиком в центр ямки. Приманка неподвижно лежит на поверхности. Аккуратно оживляю таракана – и вот уже вокруг него собралась целая стайка голавликов. В какой-то момент голавлики бросаются врассыпную, а я сквозь листву наблюдаю причину их бегства – таракан привлек внимание взрослого голавля. Медленно и вальяжно, словно дирижабль, голавль приближается к приманке. На какой-то миг я замечаю показавшиеся из воды толстые губы – рыба втягивает таракана в рот. Дальше – классика: удар, визг фрикциона, рискованное скатывание по склону в воду, рыба в сачке – словом, полный набор счастливого голавлятника! 

Случай номер два: тот же водоем, начало рыбалки, выбор захода в воду. Около берега – закоряженная канавка, наблюдается присутствие крупного голавля. Я не выдержал подобного зрелища и первым делом собрал снасти, отложив переодевание в вейдерсы. Заброс с колена, проводка на снос в трех-четырех метрах от берега. С первых же проводок приманку обступают крупные голавли – вертятся вокруг, совершают заходы, но брать отказываются – единственный лобастик удосужился прикусить крылышко приманки… 

Свои тараканы

Очевидно, что рыба видит рыболова. И снова на помощь приходят кусты – стоило скрыть свое присутствие, как голавлик осмелел: выходы участились, произошло несколько пустых поклевок. На очередной проводке вновь замечаю черный хвост – рыба ведет приманку. Течение выносит таракана ближе к берегу, в затишок – там голавль решается атаковать. Та же вальяжная манера, аккуратный подбор таракана с поверхности – только удар в этот раз намного сильнее, да и остального тоже намного больше. Несколько минут борьбы ультралайтом до 5 граммов и уставший голавль замирает под берегом. Свешиваюсь и беру рыбу сачком, взвешивание – 1250! Результат очень достойный, а для данного водоема и вовсе рекордный. Удалось ли мне проделать все это с другой приманкой? Едва ли. В обоих случаях требовалось как можно дольше удерживать приманку в зоне ловли, а также обмануть осторожную рыбу в прозрачной воде. С тараканом все это возможно. 

ПАРУ СЛОВ О СНАСТЯХ 

Распространено мнение, что для ловли на тараканов подходит типичное голавлиное удилище под крэнки. 

На мой взгляд, в любой ловле должна присутствовать эстетика, а ловля на легкие силиконовые приманки жестким удилищем с эстетикой ассоциируется слабо. Попробовав тараканить своим штатным воблерным комплектом, я довольно быстро понял, что эта ловля требует удилища совсем иного типажа. Из моего арсенала лучше всего подошел ультролайтовый Norstream Provocator 592 с тестом до пяти граммов. Да, палочка легковата для голавлиной ловли – однако безумно комфортна в работе и хорошо кидает парусящие приманки, что очень важно в тараканинге. 

Свои тараканы

Мне кажется, именно рок-фишевый типаж удилища (с деликатным живым кончиком и запасом в комле) лучшим образом подходит для целевой ловли на тараканы. Разумеется, подобное удилище лучше комплектовать максимально легкой катушкой и тонким шнуром. В комплекте я использую катушку Stinger Innova UL 2004 и шнур Berkley Fireline 0.5 PE – несмотря на маркировку, эта плетенка намного тоньше большинства PE-шнуров с маркировкой 0.4 PE и обладает выдающейся абразивной стойкостью. Шок-лидер из флюорокарбона давно уже стал обязательной частью оснастки – в тараканинге он выполняет и маскировочную роль. 

НЕОБХОДИМЫЕ ИЗЛИШЕСТВА 

Вы спросите, какой самый полезный инструмент в голавлиной рыбалке? Поляризационные очки! Это справедливо для классической ловли на крэнки, а для тараканинга справедливо в квадрате. Именно полярики позволяют обнаруживать места стоянки рыбы, наблюдать подход к приманке и быть готовым к подсечке. Тараканинг – исключительно визуальный вид ловли, поэтому необходимо обеспечить полный контроль за ситуацией под поверхностью воды. Второй по важности аксессуар, связанный уже с забродной ловлей – нахлыстовый подсак. 

Без подсака в вейдерсах я отрыбачил ровно одну рыбалку – и этого хватило, чтобы осознать его необходимость. В отличии от береговой ловли, где рыбу можно вытащить на траву или вывести на мелководье, в вейдерной рыбалке у голавля есть целый метр (а порой и больше) водной толщи, а также прекрасная возможность забиться в ноги и сломать спиннинг, согнув его в кольцо. Подсак-ракетка позволяет взять рыбу быстро и с минимальным риском, а также сразу же взвесить (не забыв вычесть вес подсачека). 

Свои тараканы

В заключение хотелось бы сказать, что тараканинг – вовсе не экзотический вид ловли, каким казался несколько лет назад, а весьма эффективная и добычливая система, которая со временем станет голавлиной классикой. Попробовать ловить в новом стиле можно уже в этом сезоне, воспользовавшись последними теплыми деньками сезона – 2019.__  

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ • №5 (76) СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2019