Судьба рыболова
Александр Токарев, г. Йошкар-Ола
Фото автора
Что случается с рыбаками на берегах и весях – нарочно не придумаешь. То их носит по самым буеракам и чапыжникам, где в непролазной чащобе только старушке Яге и обитать с котом Баюном, да дядюшке Лешему таращиться из дупла зелёным глазом. То барахтается, горемычный, в самых жабовниках, где и Водяному тошно. То зовёт непоседу и манит азартное перволедье, когда под этим самым льдом видны ещё жуки-плавунцы. Да таращится из-под ржавой консервной банки на дне пожилой рак, шевеля усами. И под этим стеклянным льдом толщиной с палец купаются рыболовы каждый год с настойчивостью маньяка. Словом, не всё просто у отечественного рыболова… Но пусть не злорадствуют по этому поводу скучные ботаники и чинуши, сидящие в клетках-кабинетах. Это они от зависти…
Месть. Дело о червяках
“Рыболову, как известно, нужны черви для рыбалки. Вскапывая огород перед зимой, я занимался одновременно и добычей насадки. И никак не ожидал встретить сопротивление пацифистки настроенной жены. “Как ты можешь их, выползших погреться на последнее солнышко, зверски отнимать от земли и потом отдавать на съедение этим рыбам?!. Таких беззащитных, нежных, доверчивых? У них же дети, наверное, есть!..” – прозвучало для меня, как гром с неба… Признаться, я никогда не думал о червях в таком странном аспекте. И чуть не смалодушничал, ошарашенный новой постановкой вопроса. Что-то даже вроде угрызений совести шевельнулось в моей душе, когда я представил себе этих тоскливо ползающих сирот-детишек, ждущих пап и мам в своих уютных норках… Это было наваждение, и моя рука слабо упала вниз, выронив земляного доверчивого червя… Но тут же, вернувшись в суровую реальность, я подобрал удирающего червяка и цинично бросил его в банку. На что опять прозвучали упреки в садизме и жестокости. После чего особь Lumbricina, проклятый(ая) гермафродит, снова вернулся на грешную землю, выпущенный на волю женой. Оставшееся время вскопки превратилось для меня в сущий ад… Мне приходилось исподтишка выдергивать червей из комков и, пока жена не видела, бросать их торопливо в банку, которую я начал прятать под пучком ботвы. Если меня заставали на месте преступления, то червяк получал свободу, а я – очередные упреки и шантаж, мол, вечером никакого пива, а тем более, – водки с устатку… Рыбак меня поймет”.
Это цитата из моей статьи в любимой газете “Рыбалка круглый год”, с которой, кстати, сотрудничаю, если не ошибаюсь, около 16-17 лет. Да, тяжела жизнь рыболова. Но так уж, видимо, он устроен, что не только из-за рыбы лямку тянет. Иначе ничто бы не заставило нас месить километры глубокого снега, дубеть под пронизывающим “северяком”, проваливаться в полыньи-промоины, не забывая в паузах между пусканием пузырей, выбросить на лед ящик и бур. Славен отечественный рыболов, и нелепо думать, что все невзгоды он переносит только ради худосочных по зимнему времени подлещика или щуки. Упадочные разговоры, что, мол, легче и дешевле на рынке купить – происки сухарей-домоседов, сварливых жен и завистников... А Закон Подлости?.. Кажется, он придуман именно для рыбаков. Можно неделями просиживать штаны у телевизора, работать, как невольник на плантации, ну… дегустировать некие напитки – в окно будет ласково и лицемерно щуриться умытое и теплое солнышко. Едва же рыболов, сбросив заботы и похмельную хмарь, соберется, наконец, на рыбалку, – упадут откуда-то ватные тучи, похожие на грязные подгузники, крякнет небо громом – растуды через коромысло! – и прослезится на неделю нудной моросью. По зимней же поре, а то и в разгар весны обязательно завоет, словно шакал на гону, ветрище-сиверок. Потом плюнет охапкой снега, да так и закрутит на неделю, тоскливо и снежно. Стоит же заняться делом, к примеру, – сесть за написание статьи в газету “Рыбалка круглый год” или зайти к товарищу в гости, ну, сходить, наконец, на работу, как – на тебе: солнышко уже смеется да подмигивает, а над ним и небо чистое уже открылось…
Словом, одни тяготы и лишения, которые надо стойко переносить, как было сказано когда-то в уставе Советской Армии… Не говоря уж о досадных мелочах: сохранить заначку; вместо чая, залить водку в термос, а потом пить на рыбалке оттаянный в ладонях снег; не забыть купить на обратном пути рыбу в магазине, да чтоб мойва не попалась, случайно… И все для душевного равновесия своей белокурой бестии (красавицы, конечно, доброй, милой…)
И наконец – черви… Это я возвращаюсь к началу моего горького повествования. Увидав мою статью в газете и свое фото, жена сказала загадочно и тихо: “ Я – а) отомщу, б) скоро отомщу, в) страшно отомщу… Так, кажется, говаривал зануда Советник у старика Ганса Христиана?.. И отомстила. Ко дню рождения моему подарила, вышитый “кровью и потом”, образ, в котором каждый почти рыболов может узнать себя и персонажей своих рыбалок…
В поисках приключений
Когда закончится рабочая неделя, тягучая, как резина, а от монитора компьютера начинает рябить в глазах, лучше всего собраться куда-нибудь подальше от города. Предположим, – на рыбалку. А если прихватить с собой в напарники “чайника”, в течение всего года просившегося взять его с собой, то яркие впечатления обеспечены. И вот уже – вечер пятницы.
Телефон раскаляется от звонков взволнованного товарища. Его вопросы поражают своей детской непосредственностью: что взять с собой поесть, во что одеться, брать с собой водку или нет? Эта тупость выводит из себя, особенно, – вопрос про водку… Но это только начало. Развлекаться – так развлекаться… Утром, вместо приятеля, вас может встретить бесформенный ком одежды, из которого едва виден нос начинающего рыболова, опасающегося ночных морозов. Из рюкзака товарища выглядывают ручки сковородок, а сверху приторочен кухонный табурет. Плюнув, вы разворачиваете этот ком и выбрасываете злосчастную “тефаль” с глаз долой вместе с табуретом.
Река встречает чириканьем сонных птах и бульканьем окуней в теплой воде.
Солнце щурится сквозь драный ветрами ивняк. Где-то кудахчет трактор. В деревне поют петухи, мычат коровы и пастух, лежащий под кустом. Вы насаживаете червяка и, плюнув на него, отправляете его в воду. От поплавка идут круги, и вот уже первый окунь на крючке. Вы довольны и готовитесь поймать рыбу в очередной раз. Но тут в вашу ягодицу впивается чтото острое. Это ваш товарищ впервые забросил удочку. И первой же добычей стали вы… Но все еще впереди. После теплых дружеских слов в адрес товарища, вы снова ловите рыбу.
Только… на расстоянии от друга. Между тем, тот просит вас насадить ему на крючок червяка. Потом – еще раз, и еще… Вы ломаете удилище и нервно курите. Но долго курить не получается, так как вам приходится вытаскивать из воды своего напарника, который полез в воду посмотреть на лягушек. Он их никогда не видел, потому что жил и спал у компьютера.
Вечером вы готовите уху из тех окуней, что успели поймать, и лягушек, которых успел поймать ваш друг. В котелке булькает французская уха, квакают лягвы, Луна пристально глядит в котелок и поджимает губы, сдерживая смех. Хорошо… Скрипит пробка по резьбе, искрятся блики от костра в прозрачной “беленькой”. Бегут слюни. Ну, за рыбалку! Тут ваш товарищ делает неуверенный шаг через костер и встает в котелок с ухой, заодно опрокинув набок “беленькую”… Земля торопливо впитывает содержимое бутылки, сочно рыгнув напоследок. Вспоминая всех родственников и прадедов вашего товарища, вы собираетесь в деревню за самогоном. В деревне вам дают по шее, потом собаки раздирают вам штаны, потом вы покупает самогон и долго поете мрачные песни у костра. Поспать вам не удается, поскольку вас будит истошный крик горящего приятеля. Он падает еще раз в костер и прыгает в воду. Выпив еще самогону, вы пытаетесь уснуть, но просыпаетесь уже от громкого голоса вашего приятеля. Раскачиваясь из стороны в сторону, он пересказывает новости Зимбабве, курс доллара и цены на туалетную бумагу. Время от времени он постукивает пальцами в пустой котелок, изображая бубен и шамана, объевшегося мухоморов. У товарища с деревенского самогона на курином помете началась белая горячка.
Радостные и довольные вы возвращаетесь домой. Вы хорошо отдохнули и развлеклись.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 3(377), 2018 г.