Судак и берш на волжских просторах
Владимир Сорокин, Владимирская обл.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №7(69), 2005г.
Впервые я услышал о берше на рынке, а именно от продавца различной рыболовной мелочи, к которому подошел приглядеть себе джиг-головок и блесен.
"Куда на рыбалку?" - спросил он меня, и услышав ответ: "На Волгу, в Юрьевец", - сказал: "А, берш, судак ", - и, порывшись среди своих запасов, напредлагал мне небольшую кучку искомых снастей.
Рыбак я тогда был совсем начинающий, и если про судака еще что-то слышал, то слово "берш" для меня было совсем незнакомо. Впрочем, продавцу об этом я сказать постеснялся и просто сделал умное лицо, взяв все, что он предложил. Продавец оказался добросовестным, все предложенное пригодилось впоследствии.
Позже, уже интересуясь теорией, я прочитал у Л.П.Сабанеева, что "берш - чисто русская рыба, встречающаяся только в реках Черного и Каспийского бассейнов". И еще чуть попозже, уже на Волге, на знаменитой Глазьевой горе, приведенный туда чуть ли не за руку своими гораздо более опытными друзьями-рыбаками, вытащив первого в своей жизни берша, довольно крупного для этого вида рыб, граммов на 700, я сплясал, как смог, какой-то варварский танец, и влюбился в эту рыбу окончательно и бесповоротно. Нет, конечно, хорош и судак, и щука, когда покажет свою крокодилову пасть из лунки, тоже хороша, но, к примеру, жене моей больше нравиться готовить берша, и на самом деле он намного вкуснее, чем все вышеперечисленные рыбы.
Как рыбак скажу, что и ловить берша, во всяком случае, зимой, поинтересней, чем судака: поклевки его порезче, клюет он обычно на глубине от 7-8 метров и более, вываживание его потому продолжительно и доставляет большее удовольствие, поскольку сопротивляется он активно, в отличие от судака, который в глухозимье довольно пассивен.
Те, кто не знаком с бершом, легко перепутают ее с судаком, хотя при даже небольшой практике их очень легко различить. Во-первых, по величине берш много уступает судаку и редко достигает даже килограмма веса. Обычный вес берша составляет 200-600 г, хотя бывают случаи поимки экземпляров и на килограмм или немногим больше. Потом у судака рыло длиннее и более вытянутое, чем у берша, у которого оно короче и шире. Также поперечные полоски на боках берша более ярко выражены, примерно как и у окуня, в отличие от судака, у которого их практически нет, или они представлены в виде размытых пятен. Но, конечно же, самое главное отличие - это отсутствие у берша "гордости" любого судака - клыков.
По опыту знаю, что берш и судак часто охотятся, а значит, живут и питаются вместе, причем и пища по логике вещей должна быть схожей. Обе рыбы - ярко-выраженные хищники, хотя берш, к примеру, не гнушается и червем, и пучком мотыля, тогда как судак прельщается такими приманками крайне редко, а если и клюнет, то, как мне кажется, по какой-то своей рыбьей прихоти. Обе эти рыбы не любят илистое дно, предпочитая дно песчаное или покрытое ракушечником, не любят непроточную воду, то есть практически не водятся в прудах и небольших озерах. Впрочем, это истины, которые знает почти любой рыбак. Но по опыту ловли как судака, так и берша, могу сказать, что рыба эта непроста в поимке, требует подхода основательного и нахрапом ее не возьмешь. Если только случайно повезет.
На первой своей судачьей рыбалке я только наблюдал, как ловят другие. Поклевка судака настолько осторожна и другой раз почти незаметна, что надо просто знать, как это происходит и что при этом делать. Берш, как я уже говорил, клюет порезче, но и его очень важно не прозевать, иначе останешься и без рыбы, и без наживки. Потому я поклевок или не видел, или просто не успевал подсечь рыбу.
Здесь необходимо пояснить, что та рыбалка проходила 2-го января, со льда, и, соответственно, имела зимнюю специфику. А ловят в основном в этих местах так: на зимней удочке ставится леска толщиной 0,25 -0,3, вяжется джиг-головка от 10 до 15 граммов или более, в зависимости от силы течения в месте ловли, выше джиг-головки сантиметров на 30-40 ставится дополнительный поводок длиной около 20 сантиметров, на который привязывается крупная мормышка. В последние годы берша и судака волжские рыбаки (я здесь имею в виду окрестности Нижегородского водохранилища, Юрьевца, Кинешмы), разбаловали интересной насадкой - свежей или замороженной рыбкой, серебристого цвета, небольшой, 4-6 сантиметров, которую здесь называют тюлькой. По слухам и разговорам среди рыбаков, рыбка эта пришла в Волгу из Каспия, впрочем, за точность этих сведений я поручиться не могу.
Эту самую тюльку и насаживают на крючки, при этом удочка ставится на лед, кивок подгружается так, чтобы он был довольно сильно изогнут. При этом джиг-головка лежит на дне, я лично предпочитаю дать течению несколько протащить ее по дну, а дополнительный поводок свободно гуляет по течению.
Экспериментируя, я ставил на поводок и просто крупный крючок, и фосфорную крупную мормышку. Может это субъективно, но мне показалось, что лучшие результаты приносила именно последняя, причем в качестве насадки здесь я применял не только тюльку, но и червя или пучок крупного мотыля. На такую наживку довольно охотно брал именно берш. Я проводил эксперименты и сджиг-головкой, но там, как мне думается, цвет или наличие фосфора особо на результаты ловли не влияли. Другое дело, что простая джиг-головка за счет жесткого крепления крючка и груза не дает никакой игры приманки, зато дает много сходов, и я решил эту проблему по своему: стал применять груз - ушан, подцепляя к нему крупный крючок или даже двойной крючок (двойник). Такая схема при наличии течения дает игру, а это, как понимаете, влияет на клев, а наличие двойника дает меньше сходов. Чтобы скрыть двойник и придать еще большую игру, я попробовал посадить на крючок виброхвост и поверх него - кусочек замороженной тюльки. Виброхвост придавал оснастке дополнительную игру, тюлька - запах, такая комбинация оправдала себя наилучшим образом. Для уменьшения сходов некоторые рыбаки рекомендуют к ушану добавлять дополнительный небольшой поводочек с небольшим тройником. Длина поводка всего 3-4 сантиметра, при слабой поклевке рыбы исходе ее с основного крючка рыба цепляется за тройник.
Ловить судака и берша на Волге можно в принципе везде, надо только найти фарватер (если это происходит на водохранилище), то есть факторы, обуславливающие наличие этой рыбы таковы: глубина от 7-8 метров и более, как правило, наличие течения (или надо искать неилистое дно), чистая, незамутненная вода.
Мы ловили судака и берша в Юрьевце (Ивановская область), в районе Глазьевой горы, и в местечке под названием Лобаны. Очень хорошие рыбалки у нас случались на притоке Волги, реке Ёлнать, это не так далеко от Кинешмы. Река довольно широка для притока, местами до километра шириной, достаточно глубока, от 8-ми до 30-ти метров, с сильным течением. Судака здесь мало, преобладает берш и водится он здесь в достаточно больших количествах. Право, не знаю насколько долго это изобилие продлится, поскольку масштабы браконьерства в здешних местах приобрели гигантские размеры: сети ставят все, кому не лень, любого размера ячейки, в любых местах. Относится сие и к Нижегородскому водохранилищу, где основную рыбу браконьеры уже практически вычерпали.
В качестве примера опишу одну из своих рыбалок, что происходила на реке Ёлнать в феврале 2003 года.
Итак, аккуратно разматываю леску до тех пор, пока не ослабнет натяжение кивка - дно! Даю течению немного утащить джиг-головку, затем слегка подтягиваю леску, чтобы подгрузить кивок и в таком положении фиксирую удочку. Таким же образом устанавливаю вторую удочку. Некоторые рыбаки ставят и по три, и четыре удочки, но мне кажется, что при большом количестве удочек сильно рассеивается внимание и можно пропустить поклевку, но, наверное, это зависит и от личных качеств рыбака. Теперь остается только ждать.
Ждать приходится довольно долго. Впрочем, у других рыбаков дела идут тоже неважно, только изредка встрепенется кто-либо из множества сидящих кругом рыбаков, да и то большая часть поклевок заканчивается ничем, много сходов. Но вот подпрыгнул и я - началось! Подсечка запоздала, но я вытаскиваю снасть и не зря: рыба стянула наживку с крючка. Насаживаю новую наживку и аккуратно стравливаю леску в лунку, очищаю лунки от нарастающей корочки льда и вновь жду. Время от времени поигрываю то одной, то другой удочкой, чтобы привлечь внимание рыбы. По опыту знаю, что рыба чаще берет на стоящую неподвижно снасть, но бывают поклевки и на игру. Сработало и на этот раз: при очередной проводке скорее почувствовал поклевку, чем увидел её, - рефлекс сработал, я размашисто, чтобы выбрать слабину лески, подсек и почувствовал тяжесть на том конце лески. Есть!
Вываживаю осторожно. Самое главное - перебирать леску равномерно, не давая слабины. Ногой умудряюсь забросать лунку снегом - очистить недолго, а рыба не увидит свет и не сойдет, заметавшись от испуга. Наконец подвожу рыбу к лунке и вытаскиваю её на лед. Хорош экземпляр, не очень крупный, но и не совсем мелочь, граммов на 500. Аккуратно снимаю рыбу с крючка, чувствую себя при этом охотником, какие-то древние инстинкты шевелятся в душе. Хорошо! Именно из-за этого чувства, я думаю, и провожу время на рыбалке.
За весь день удалось поймать еще полтора десятка бершей, день был удачный. Друзья мои поймали каждый рыбы побольше меня, но не в количестве дело, я думаю, да и опыта у них гораздо побольше было к тому времени. Было несколько сходов, рыба вообще брала очень вяло, февраль, - глухозимье давало о себе знать. Мой товарищ по рыбалке, Роман, выловил судака примерно на килограмм, и на нем мы нашли несколько присосавшихся пиявок. Значит, рыба стояла, очень малоподвижна, потому и клёв неважный.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №7(69), 2005г.