Главная > Статьи > Судак большой, но, увы, не мой…

Судак большой, но, увы, не мой…

Алексей Акишин, Костромская обл.

Недавно мы с Валерой неплохо на рыбалку съездили. Ловили жерлицами, но на самые щучьи места тогда не попали - заняты были. Пришлось осесть на самой глубине и на течении. За день всего три рыбины поймали. Но щуки весомые по два с гаком килограмма, у других рыболовов, ловивших на мели, добрая дюжина пойманных «травянок» весила меньше нашего улова.

Решили вновь отметиться на льду. Собрались ехать вчетвером, но накануне все мои планы были нарушены, и пришлось остаться дома. Вечером сосед Валерий с рыбалки вернулся. Я к нему - как, мол, улов? А он руками развел: совсем все пустые. Жерлицы мы там на ночь оставили - поэтому съезди с кем-нибудь, собери, а улов твой.

Попутчиков с машиной нашел быстро - Валера и друзья подсказали. Поехали затемно. Дорога сносная, канавы да рытвины - осенняя беда водителей - снегом припорошило. Думали, что мы в такую рань первыми на льду окажемся, но прогадали… В заливине уже светлячками фонари светятся, рыболовы копошатся. То ли жерлицы расставляют, то ли ночной улов уже снимают с крючков.

Спешу к жерлицам наших рыбаков. Метров пятьсот до них, но уже малость рассвело - заметил, что крайняя, поставленная на мели, сработала. Осматриваюсь кругом - вдали на реке тоже флажок взметнулся. За такую длинную ночь две поклевки - не очень-то густо! Пытаюсь проверить ближнюю ко мне, но не тут-то было. За ночь крепко подморозило, а жерлицы мужики забыли снегом присыпать, и они вмерзли.

Сбегал за топором, обрубил лунку по кругу. Выбираю леску, и вдруг - стоп! Встала и ни на сантиметр не подается. И рыбы на леске никакой не чувствуется. Оставляю ее - если, мол, рыбина, то сама выпутается из колод, а нет - тогда обрывать снасть придется. Иду ко второй…

Смотрю - леска с катушки вся распущена, на жерлице только узел конечный остался. Осторожно вырубаю и начинаю подматывать. Сразу рывки слабые - кто-то там, в глубине, есть. Сопротивление небольшое, по повадкам не щука. И точно! В лунке средь крошек льда появился неожиданно хвост налима… Неужто брюхом на крючок сел? Вывожу, рукой подхватываю, и он уже змеей извивается на льду. Оказалось, что он взял на живца - небольшую сорожку, но за ночь всю леску на себя смотал и так захомутал ее, что я его распутывал-распутывал, и надоело в его слизи на холодном ветру ковыряться. Пришлось отрезать поводок вместе с куском лески. Дома, мол, разберусь: и с налимом, и с выведенной из строя жерлицей. А налим не очень большой - килограмма не будет. Это тоже не улов - ведь всю ночь жерлицы стояли и не могли рыбы выбрать и больше, и крупнее. Но не беда, знать, клев у хищников и вчера, и сегодня вялый.

Другие жерлицы, а их мужики десятка два оставили, в сгорбленном виде и сейчас стоят. Делать нечего, надо освобождать их из ледяного плена. Беру топор, и вперед. В первой же лунке леска у самого края вмерзла, и во второй, смотрю, тоже. Освобождать такую - одна маета. Едва вырубил одну, перехожу ко второй… Ежели такими темпами, то мне и с мормышкой посидеть времени не останется. Топорище, обух и лезвие топора на морозе обледенели. Топор тяжелый стал, работать таким неуклюже. И вдруг рядом фыркнуло, будто птица пугливая взлетела. Знакомый звук - звук сработавшей жерлицы. Смотрю, а над соседней лункой флажок взметнулся, покачивается. Только эту жерлицу вызволял из плена ледяного, живец на ней бодрый, он еще живее всех живых будет. Опустил его обратно в лунку, и вот - сработала!

Стою, жду, катушка не оживает, не крутится. Может, рыба подвох почуяла, выплюнула живца. Не вытерпел, волнение одолевает, перебираю не спеша, леска еле заметно бежит меж пальцами и вдруг … кончается, только хвостик мелькнул. Бегаю глазами по осколкам битого льда, выискиваю другой конец лески. На мое счастье, он сам себя выдал - медленно заскользил, норовя юркнуть в лунку. Еще чуть-чуть, и он исчезнет, скроется в темном круглом оконце.

Кошкой, будто убегающую мышку, хватаю конец лески, наматываю на палец, и теперь только передохнул, почувствовал пальцами рыбу и сделал резкий рывок. Подсечка удалась! Теперь-то рыба в моих руках! Чувствую с глубины, будто из колодца, мешок с песком поднимаю - уже даже сомнение сгоряча появилось: а не топляк ли это прицепился? Но мгновение, и … никаких сомнений! Они будто в воде растворились! Подо льдом леску рывками рвать стали… Это рыба! И она такая сильная, что вот-вот от лески моей только оборванные концы останутся. Стравливаю ее. Рыба уходит в глубину, напор ее слабеет. Но совсем слабины не даю, держу ее будто на привязи. И так четыре раза пришлось повторить, но на четвертый рыба стала податливой и даже послушной. И вот из лунки через край вода пошла, будто переспевшее тесто из квашонки. А потом из воды показался поводок, и, будто подводная лодка, всплыла клыкастая морда судака. Уже только по ней я оценил - таких экземпляров мне ловить ни зимой, ни летом не доводилось. Он будет для меня рекордным!

Но радость моя оказалась преждевременной. Судак только морду показал, а дальше - застопорился, в лунку не проходил! Я засуетился. Хватаюсь за карманы в поисках мобильника, он, как провалился! Бежать за багориком, он в трехстах метрах в ящике лежит, значит, леску из рук выпустить, а это – прощай, мой рекордный судак. Попытался ухватиться за пасть, ни на сантиметр не подался, только пальцы все зубами окровавил - даже вода в лунке покраснела. И я снова за топор - решил одной рукой держать рыбину на поводке, а второй - расширять мою узкую, будто шилом проткнутую, лунку. Уже с одной стороны обрубил, ударяю по другой кромке, и … сам ничего не понял. Мой судак медленно пошел на погружение. Вот-вот исчезнет в окрасившейся кровью лунке. Я глянул на поводок… Перерублен! Не заметил, как обледенелый топор развернулся с руке и лезвие его садануло по поводку. Не снимая куртки, чуть не по локоть засунул руку в лунку. Судака там не было, а может, я даже помог ему сам освободиться из этакого ледяного плена...

Я еще несколько минут сидел перед лункой, не подымаясь с колен, и смотрел, не отрываясь, на безмолвную темную воду, веря и не веря тому, что произошло. Но ссадины на руках однозначно говорят о том, что все это не сон, не привиделось.

Был судак. И большой, но, увы, оказалось, не мой. Что ж, сам виноват. Дров в этой ситуации наломал немало. И без багорика под руками оказался в нужную минуту, и телефон затерялся в карманах, и топором работал спешно, неосмотрительно. Но, не беда. В следующий раз и Валерия, и друзей всех своих взбаламучу, на уши подниму - ехать на Ветлугу надо, судака моего ловить. Благо, мы с ним теперь уже знакомы, с глазу на глаз виделись…

И все же на той рыбалке мне удалось поднять одну щучку. Перед самым отъездом домой, когда половина снастей была уже собрана, флажок «загорелся». На этот раз я помощника пригласил, водителя нашего, авось, там снова такая большая рыбина будет. Приготовились, от волнения руки трясутся. Подвел ее к лунке и ловко и хладнокровно выхватил багориком, даже глазом не успел моргнуть мой помощник Гоша. Но на крючке оказалась щучка-«травянка». Не судак…

Ехали домой. Мужики шутили: а может, я судака-вожака поймал и на волю отпустил… Теперь, мол, он всю свою судачью стаю за собой уведет на соседнюю яму или куда-нибудь подальше, и ищи их после этого, как ветра в поле. Я примолк, а мысли витали – такое, может, в жизни раз случается. Но надежда на будущую удачу все же теплилась: а вдруг еще раз с этим судаком повстречаюсь. Теперь-то уж не растеряюсь, не оплошаю…