Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Столичный гость и рыболов

Столичный гость и рыболов

Николай Красильников, г. Москва  


 
Уже в зрелом возрасте, встречая рассвет на малых и больших реках Средней Азии, наливающийся спелой свежестью, я не раз повторял вслух запавшие в сердце строки поэта Павла Васильева: 

… Ой, темно иртышское дно, 
Отвори, отвори окно! 
Слушай, как водяная мышь 
На поёме грызёт камыш. 
И спокойна вода, и вот 
Молчаливая тень скользнёт: 
Это синие стрелы щук 
Бороздят лопухи излук, 
Это всходит вода ясней Звонкой радугой окуней”. 

Стихи назывались “Сестра”. И хотя у меня не было сестры, и в стихах говорилось о далёкой сибирской реке, но очень уж родственными и близкими показались строки поэта. Воистину, настоящая поэзия не знает границ. 

Потом, перечитывая стихи Павла Васильева, я сделал для себя совершенно неожиданное открытие: он тоже из родуплемени рыболовов! Об этом поэт сам не без гордости признался в одном из своих стихотворений “Послание к Наталии”, где есть такие строки: “… Судьбы свинчаткою не сбитый, Столичный гость и рыболов, Вдыхаю воздух знаменитый Крутых иртышских берегов”, посвященные поэтессе Н. К. Кончаловской, в доме которой в начале 30-х годов, как сейчас бы сказали, тусовалась богемная молодёжь Москвы – поэты, писатели, художники, композиторы… Рыбачить любили в детстве, отрочестве и юности Есенин, которого Васильев боготворил. О рыбалке у великого рязанца есть ряд стихов, да и в письмах к друзьям он не раз упоминал о своей страсти к “удочке и поплавку”. Друг и ровесник Павла, поэт Борис Корнилов, немало встретивший рыбацких зорь на своей родной Ветлуге. 

И пусть с возрастом эта любовь незаметно отошла на второй план, осталась в “садках памяти”, она потом не раз всплывала золотой рыбкой в образах и стихах этих поэтов. 

Однако почему-то в мемуарной литературе о Павле Васильеве – ни в повести его брата Владимира Николаевича, ни в обстоятельных исследованиях П. Выходцева, Е. Беленького, П. Косенко, С. Куняева, я почти не встретил “рыболовного следа” в жизни поэта… А он – был, был! Щедро и ярко сверкающий во многих его лирических стихах, эпосах и поэмах. 

Как-то в 1982 году в беседе с Е. А. Стэнман (в замужестве Киссен) одноклассницей П. Васильева по Павлодарской школе, я поинтересовался: 

– Вы не замечали в Павле рыбацкой страсти? Не в школе, разумеется. В разговорах, например… 

– Как о большой страсти, ничего не могу вспомнить, сказала Евгения Адольфовна. 

– А вот с удочкой летом не раз встречала Павла на улице. Иногда одного, но чаще с ватагой друзей. Какое детство может быть у мальчишек без рыбалки, живущих неподалёку от реки? Да, ещё: в школьной рукописи Васильева “Сказки чернильного деда”, где были стихи о русалках, о старике вместе с внуком, выловившим огромную белорыбицу… Больше ничего не помню. 

“Стоп!” зафиксировал я тогда у себя в памяти. – Дед, совместная рыбалка… 

Пусть и полусказочная… Не могла же она возникнуть из небытия, на пустом месте? Психологи заметили, что дети многое запоминают с ранних лет. 

С пятилетнего возраста Павел крепко запомнил своего деда. Краски и запахи провинциального Павлодара. Его пыльные улочки, метельчатые тополя, палисадники с рясной сиренью, яблоневые сады, мелькающие вдали сквозь зелень – ослепительные блюдца воды, такие заманчивые и притягательные… А рядом, за густым тальником, саманный сарай деда. Корнила Ильич, открывая в него дверь, всегда говорил: “Для рыбалки мало страсти – нужны ещё и снасти!” Стены сарая были обвешаны рыбацкими сетями, по углам ютились верши, сплетённые собственноручно из молодой козьей бредины, стояли связанные в пучки отборные гибкие прутья ольхи. Запас для удилищ. Лодочные вёсла, так напоминающие крылья волшебных птиц. 

На верстаке – коробки с блёснами и крючками: одни – для карасей и судаков, другие – кованые, самодельные, для щук и сомов, рыбы крупной, не “шуточной”. На протянутой от стены до стены крепкой бечеве висели гирляндами копчёные, отсвечивающие червонным золотом и капающие жиром, бокастые лещи и сазаны, размером с недельных поросят. При виде всего этого, впечатлительного Павла “окутывала” призрачным туманом приключений надежда, что дед когда-нибудь и его, внука, возьмёт с собой на рыбалку. 

Эта детская мечта подкреплялась вечером за семейным самоваром с баранками и вареньем, сдобренными быличками о домовых, леших, ведьмах и прочей нечисти, живущих на дальних займищах, и рассказами деда об утреннем лове в бесчисленных замоинах Иртыша, где часто в знойные дни скапливались “товарные” рыбины. 

Свидетельств никаких не осталось: брал ли Корнила Ильич на рыбалку внука или нет, зато нам поэт подарил замечательные стихи о своём деде: 

“Корнила Ильич, ты мне сказки баял, 
Служивый да ладный – вон ты каков! 
Кружилась за окнами ночь, рябая 
От звёзд, сирени и светляков. 
Тогда как подкошенная с разлёта 
В окно ударялась летучая мышь, 
Настоянной кровью взбухало болото, 
Сопя и всасывая камыш. 
В тяжёлом ковше не тонул, а плавал 
Расплавленных свеч заколдованный воск, 
Тогда начиналась твоя забава – 
Лягушачьи песни и переплёск. 
Недобрым огнём разжигались поверья, 
Под мох забиваясь, шипя под золой, 
И песни летали, как белые перья, 
Как пух одуванчиков над землёй!” 

Двести-триста лет назад русские, преимущественно казаки, заселяя пустынные пространства азиатского прииртышья, обустраивались обычно поближе к реке, где была богатая рыбалка, охота. Там добротно строили свои куреня, избы, сажали огороды, сады, чтоб по весне вишня цвела “пид викном”. Разводили скот – коров, овец, свиней, птиц, другую домашнюю живность… Люди жили своим трудом, натуральным хозяйством. Не отсюда ли, данные переселенцами, названия станиц: Лебяжье, Гусиная пристань, Черлак, Тополев Мыс, Острог-на-Берёзах?.. Что-то в них слышалось рыбье, охотничье, птичье… 

Это о них, о земляках-переселенцах песнь поэта: 

“… Остались ещё дороги для нас на нашей земле, 
Сладка походная пища, хохочет она в котле, 
В котлах ослепшие рыбы ныряют, пена блестит, 
Наш сон полынным полымем, белой палаткой крыт”. 

И путь Ермака Тимофеича со своим не многочисленным войском “по Тоболу и дальше в леса” открывался новыми, таинственными, необжитыми богатыми землями: 

“… Край обилен. Пониже, к пескам Чернолучья, 
Столько птицы, что нету под нею песка, 
И из каждой волны осетровые жабры да щучьи… 
И чем больше ты выловишь – будет всё гуще и гуще, 
И чем больше убьёшь – остальная жирней и нежней”. 

Сколько на этих и других нелёгких, порой непроходимых и опасных путях, в поисках мест для наиболее благоприятного обживания, встретилось этим людям безымянных речушек, рек, озёр, изобиловавших рыбой и всякой дичью! Названия этих животворящих артерий древней матушки земли самоцветами искрятся во многих стихах Павла Васильева. Перечислю лишь некоторые. Это – Вахш, Сырдарья, Амударья, Арал, Кульджа, Бухтарма, Или, Усолка, Аю-Куль… 

Уже исчезнувшие с лица планеты водоёмы или дышащие на ладан, как это случилось с известным Аральским морем, которое в древности русичи-купцы называли уважительно “Синего”, за небесную его чистоту и необъёмность. 

В начале 30-х, попав на Арал, тогда ещё многоводный и многорыбный, Васильев выходил в море с рыбаками. В самый разгар путины тянул вместе с ними сети… И о тех незабываемых днях с “крепким солёным ветром” написал замечательный очерк “Люди на путине”, в котором чувствовалось певучее перо поэта: “… Прямо от дверей Казарсо видны паруса шхун и длинные ряды жердей, увешанные чешуйчатыми мечами “усачей” – вкуснейшей рыбы, которая водится на Арале в изобилии”. 

Увы, моря того, когда-то “кипевшего” рыбой и кормившего ею полстраны, уже нет, как и самой страны. И усачей тоже нет. Но нам, живущим в ХХl веке, поэт оставил навсегда в прозе и стихах живое его дыхание, добрую память. Тогда он восхищался морем, а сейчас строки его могут показаться укором: “Не сберегли, не сохранили… Эх!” 

Но, пожалуй, немаловажное место в творчестве Павла Васильева отведено реке его детства и юности – Иртышу:

“Камыш высок, осока высока, 
Тоской набух тугой сосок волчицы, 
Слетает птица с дикого песка, 
Крылами бьёт и на волну садится. 
Река просторной родины моей, 
Просторная, иди под непогодой, 
Теки, Иртыш, выплёскивай язей – 
Князь рыб и птиц, беглец зеленоводый”. 

Эпические картины великой сибирской реки, охватывающей часть Казахстана, иногда сменяются частушечно-шутливыми стихами: 

“… В станице Бутяге 
Хорош улов – 
Четыре коряги 
Да пять осетров. 
А на дикой кочке 
Ещё лучшей – 
Две дырявых бочки
Да семь ершей. 
У Козьего Броду 
Всех превзошли – 
Неводом в непогоду 
Из реки всю воду Вы-чер-пали!”. 

(Поэма “Песня о гибели казачьего войска”). 

“Портреты” рыб, излюбленные места их обитания в родной стихии, у Васильева, как всегда, красочны и убедительны. Так могут подмечать только истинные и внимательные рыболовы: 

“… У самых берегов покатых 
Лениво плещет рыба язь” (Христолюбовские ситцы) 
“Так, задыхаясь
В кручёных тенётах,
Осетры саженные 
Хвостами бьют” 
(Раненая песня) 

“Слышно было, как большие рыбы 
Громко плавились у камышей” (Палисад) 

“Щуки пудовые 
По тёплой воде 
Начертили круги”, 
“Кружат Ярморочные карусели, 
Режут воду шипом 
Пенные осетры” 
(Поэма “Соляной бунт”). 

Яркие, волнующие “рыбьи” эпитеты Павла Васильева рассыпаны и в любовной его лирике: 

“От ревности девушки хорошеют. Глаза твои шире речных карасей” (“Ей и Алексею Кручёных”), “Анфиса Потанина поставила вёдра, белужьи руки воткнула в бока, широкой волной раскачала бёдра: А твой кто таков? А ты кто така?” (Поэма “Кулаки”). Иногда они перетекают в строфы и отдельные стихотворения: 

“… Деревянная щука, карась жестяной 
И резное окно в ожерелье стерляжьем, 
Царство рыбы и птицы! 
Ты будешь со мной! 
Мы любви не споём и признаний не скажем. 
Звонким пухом и синим огнём селезней, 
Чешуёй, чешуёй обрастай по колено, 
Чтоб глазок петушиный казался красней 
И над рыбьими перьями ширилась пена” 
(“Не добраться к тебе! На чужом берегу!”). 

Так же прекрасны и неповторимы строки Павла Васильева, когда они обретают фольклорное звучание: 

“Глазами рыбьими поверья 
Ещё глядит страна моя, 
Красны и свежи рыбьи перья, 
Не гаснет рыбья чешуя. 
И в гнущихся к воде ракитах 
Ликует голос травяной – 
То трубами полков разбитых, 
То балалаечной струной. 
Я верю – не безноги ели, 
Дорога с облаком сошлась,
И живы чудища доселе – 
И птица-гусь, и рыба-язь”. 
1928, Омск. 

Как всякий рыболов и поэт, Павел Васильев хорошо знал и понимал гастрономические ценности той или иной рыбы. Изображал их в своих стихах “вкусно”, как фламандский живописец яркими мазками, и по-гомеровски широко: 

“… Бочки с мёдом катили, ступая побычьи,
И пластали ножами разнеженный жир осетра, 
Розоватый и тонкий, как нежные пальцы девичьи” 
(“Строится новый город”). 

“Пирог в сажень длиной, пахучий, 
Завязли в тесте морды щучьи, 
Плывёт на скатерти икра”. 
(Поэма “Принц Фома”). 

Приезжая в гости к родителям в Омск, куда те в конце 20-х годов перебрались на местожительство, Павел любил погулять по набережной Иртыша. Вспоминал школьные павлодарские годы. И, наверное, первые свои рыбалки, где на Усолке возле Синь-камня в “лещёвых окнах” вытянул первую рыбёшку. Именно после такой поездки у Васильева выплеснулись на свет 

“Автобиографические главы”, опубликованные в одном из номеров в 1934 году в “Красной нови”, где есть и такие строки:

 “… В загоне кони, ржущие из мглы… 
Так вот она, мальчишества берлога – 
Вот колыбель сумятицы моей! 
Здесь, может, даже удочки целы. 
Пойти сыскать, подправить их немного 
И на обрыв опять ловить язей”. 

Да, рыбалка никогда не отпускала от себя поэта. Олонецкий колдун слова и златоуст Николай Клюев, после знакомства с Васильевым, посвятил ему стихи: “Полыни сноп, степное юдо, полуказак, полукентавр, в чьей песне бранный гром литавр, багдатский шёлк и перлы грудой, Васильев – омоль с Иртыша. Он выбрал щуку и ерша себе в друзья – на песню право, чтоб цвесть в поэзии купавой…” 

Клюев одним из первых разглядел в юноше с Иртыша не только будущую звезду поэтов, но и рыболова. И не ошибся. 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 14(364), 2017 г.