Главная > Статьи > Средь дивных гор

Средь дивных гор

Евгений Смирнов, г. Алексеевка Белгородской обл.

Так сложилась жизнь, что я и мой лучший друг Александр уже давно живем в разных городах. По этой причине видимся от случая к случаю, но обязательно, хотя бы раз в год, он приезжает ко мне в гости, и мы едем на рыбалку с ночевкой.

Устье реки Тихая Сосна. Фото Евгений Смирнов, г. Алексеевка Белгородской обл.

Рыбачим обычно на реке Дон, где при помощи фидерных снастей ловим разнообразную, как правило, белую рыбу. Друга всегда хочется встретить по высшему разряду, поэтому для обеспечения комфортного времяпровождения берем с собой кучу разных вещей. Палатка, мангал, коптильня, газовая плитка, вместительная сумка-холодильник помогают нам скрасить время, проведенное на берегу реки. Саню заядлым рыбаком назвать сложно, но рыбалку он любит всей душой. Правда, в самом процессе ловли не участвует, а предпочитает наблюдать за ним со стороны. Пока я оборудую место под наш лагерь, развожу костер, замешиваю прикормку, он уже сидит в удобном кресле и потягивает холодное пивко. Но я на него не обижаюсь, он ведь гость, пусть отдыхает.

В этом году он приехал ко мне в начале июня как раз в том момент, когда я сильно был ограничен во времени. С ночевкой поехать на рыбалку не получилось. В нашем распоряжении всего один световой день, поэтому на Дон с фидерами решили не ехать. Я долго думал, где нам порыбачить с другом и пришел к выводу, что надо ехать в устье реки Тихая Сосна, где она соединяет свои воды с Доном. Это место, удивительное по своей красоте, именуется Дивногорьем. Я подумал, что если уж и не получится удачно порыбачить, то красоты природы окупят все неудачи сторицей.

Ехать решаем на электричке, поэтому вещей на сей раз берем по минимуму: лодку, пару спиннингов, 5 кружков на щуку, одну поплавочную удочку для ловли живца и немного провизии.

Электропоезд отправляется в половине шестого утра. Пока ехали в вагоне, разговоры только про рыбалку.

Далеко за окном показалось село. С самого рассвета сел низкий и очень плотный туман, который скрыл дома под своей пеленой, а сельская церковь, находившаяся на возвышенности, оказалась поверх тумана и как будто плыла на облаке. Очень красивое зрелище, но фотоаппарат далеко в рюкзаке, и шанс заполучить великолепное фото упущен. Через час мы были в конечной точке нашего пути, где туман был еще гуще. От устья Тихой Сосны поднялись выше по течению примерно на километр и, накачав лодку, неспешно начали наш сплав. Главной целью нашей рыбалки была щука, поэтому я прицепил на спиннинг одного из главных своих фаворитов, который уже изрядно проредил ряды зубастой в прошлом году. Это 8-сантиметровая желто-зеленая силиконовая лягушка. Приманка довольно тяжелая, и, одевая на офсетник, дополнительно ее не догружаю. Особенно уловистой лягушка оказывается летом. Способ проводки очень прост –мелкими рывочками завожу приманку в окна между травы и делаю продолжительную паузу. Искусственная квакушка начинает медленно, тонуть, при этом активно играя своими длинными лапками. Вот в этот момент и происходит львиная доля поклевок, при этом главное – надо следить, чтобы на лапах лягушки не было травы, иначе сильно сбивается игра.

Туман был такой, что плыть приходилось буквально на ощупь. По обоим берегам стоял высокий камыш, за которым уже ничего не было видно. Создавалось впечатление, что находишься в каком-то параллельном мире, где, кроме нас, и реки никого нет. Уже на третьей проводке рукой тактильно чувствую резкую поклевку. Вот так начало! Зубастая оказала очень достойное сопротивление, и мне довольно долго не удавалось справиться с ней. Подсака у нас не было, поэтому в процессе вываживания я объяснял другу, как правильно подхватить щуку, если она зайдет с его стороны. Хищница пару раз уходила под наше плавсредство, но вскоре мне удалось поднять ее на поверхность, где Саня так ловко схватил ее за шиворот и выкинул в лодку, как будто делает эту процедуру каждый день. Щука оказалась не гигантской, всего лишь на полтора кг, но адреналину в кровь подкинула изрядно. Видя такое положение дел, товарищ просит и ему настроить второй наш спиннинг. Опыта владения этим предметом у него нет, и его лягушка постоянно приносит пучок травы. Меняю ему жабу на поппер, который хотя бы можно визуально контролировать.

Устье реки Тихая Сосна. Фото Евгений Смирнов, г. Алексеевка Белгородской обл.

Следующий час поклевок нет, но они могли быть, если бы, подплывая к очень перспективным заводям, где просто не могло не быть щуки, Саня не закидывал свой поппер через высокую стену камыша на берег. Жалко было отрывать рабочую приманку, и мы через тростник выбирались на берег, наводя много шума и ставя этим крест по поимке хищниц в этих интересных местах. Ближе к 8 утра туман начал рассеиваться. Вскоре мы достигли поворота реки почти в 90 градусов, перед которым была довольно протяженная яма. Меняю жабу на виброхвост с 10-граммовой джиг-головкой, начинаю простукивать дно и довольно быстро ловлю полукилограммового шнурка. Дно чистое, без зацепов, поэтому и Сане цепляю новый съедобный твистер. Джиговая проводка довольно проста, друг быстро ее осваивает и буквально через 10 минут получает поклевку. Немного опаздывает с подсечкой, и рыбы нет, но силикон изрядно разорван.

Еще через десяток забросов вижу, как у товарища кончик спиннинга при проводке начинает дробно и мелко дрожать, так обычно бьют по приманке мелкие “карандаши”. Подсечка снова не приносит результата. К 9 часам туман окончательно ушел, забрав с собой и поклевки.

В полдень мы достигли устья реки, причалили к берегу и, зажарив щук на костре, плотно пообедали. Посовещавшись, решили выставить наши кружки. Оставляю друга на берегу с поплавочной удочкой с заданием – наловить живца, а сам снова уплываю со спиннингом. У меня полное бесклевье, а вот Сашка уже через полчаса успешно справляется со своими обязанностями, и пять плотвичек плавают в ведерке. Забираю друга в лодку, и выплываем ставить кружки. Так как всегда во время ловли на кружки еще и спиннингую, то чтобы не гоняться за ними по всей реке, ставлю их стационарно, в наиболее приглянувшихся мне местах. Для этого использую тройные вертлюжки. Основную леску свободно продеваю через два кольца вертлюга и вешаю поводок с двойником. Выше поводка цепляю силиконовый стопор, чтобы регулировать глубину попуска живца. За третье кольцо узлом вяжу метровый отрезок лески с небольшим грузом. Таким образом, если щука схватит живца, то груз останется на дне и хищница его сопротивления не почувствует.

При постановке третьего кружка краем глаза замечаю, что второй, только что выставленный, как-то неестественно наклонился и двинулся против течения. Проплыл он так метров пять и затем медленно перевернулся. К сожалению, и здесь нас ждала неудача, щука оказалась хитрее и живца стянула. Примерно через час один из наших кружков перевернулся так резко, что аж подпрыгнул в воздухе. Сердце бешено застучало в предвкушении удачи, но, увы, снова зубастая оказалась проворнее и ушла безнаказанно. Больше поклевок не было.

До обратной электрички оставалось два часа. Проведя в лодке почти весь день, мы устали и решили завершить нашу рыбалку. Собрав вещи, мы двинулись в направлении станции. По дороге вышли на обрывистый берег Дона, с которого открывался красивейший вид на реку. До станции было каких-то 300 метров, и мы остановились в этом месте. С обрыва до воды было метра три. Здесь русло Дона делает поворот, образуется обратное течение и водовороты. Мы сидели и болтали с другом на разные темы, любуясь на окружающие нас красоты, реку, песчаные берега, меловые горные столпы. Ни на что не надеясь, я достал поплавочную удочку, насадил на крючок пару опарышей и забросил снасть с высокого берега в воду. Двухграммовый поплавок, явно не предназначенный для такой ловли, подхватило мощное течение и понесло от нас прочь. Поплавок то падал набок, то тонул, но вдруг его ход как-то странно замедлился, я сделал подсечку, и на крючке оказалась довольно упитанная уклейка. Повторный заброс очень быстро приносит вторую, еще более крупную рыбку. Клев был просто сумасшедший, и за каких-то полтора часа мы сумели наловить полсотни уклеек.

Устье реки Тихая Сосна. Фото: Евгений Смирнов, г. Алексеевка Белгородской обл.

Пойманные рыбки быстро засыпали, после чего мы сразу пересыпали их солью. Друг заберет их с собой домой и затем, поедая их под свой любимый напиток, будет вспоминать эту встречу. Вот вдалеке уже слышны гудки электропоезда, наша рыбалка окончена, даст бог, встретимся в следующем году. Всем удачи!

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 15(365), 2017 г.