Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Спорный вопрос

Спорный вопрос

Вадим Сыромятников, 
Член рыбохозяйственного совета Нижегородской области  

После долгого перерыва вновь возобновил свою деятельность рыбохозяйственный совет Нижегородской области, причем его заседания стали проходить при непосредственном руководстве губернатора В.П. Шанцева. Вопросов за прошедшие безмолвные два года накопилось достаточно много, но я сегодня хотел бы остановиться только на двух особенно спорных и обсуждаемых, решение которых важно для десятков тысяч нижегородцев, привыкших отдыхать на берегах наших многочисленных рек. Это запрет на движение маломерного флота в период нереста и нарушения Водного кодекса при подъезде к реке на автомобиле, его стоянки и порядка спуска катеров в реку. Сразу оговорюсь, что буду высказывать только свое мнение, которое, не сомневаюсь, разделят далеко не все читатели (как не разделяют его и некоторые члены рыбохозяйственного Совета).  

Итак, о запрете на движение маломерного флота в период нереста (у нас в Нижегородской области он действует в период с 15 апреля по 1 июня). 

запрет1.jpg

Два года назад в Правила рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна внесены изменения, и если ранее в соответствии с п. 6.14 Правил было запрещено “передвигаться по руслам нерестовых рек и их протокам на всех видах маломерных моторных плавсредств в период нерестового хода рыбы…”, то с 2015 года эта норма существенно уточнена, и запрет относится только к тем, кто осуществляет рыболовство и в местах нерестилищ: 

“п. 15. При осуществлении рыболовства запрещается: (п. 15.4.) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам: (п.15.4.4.) передвигаться по рекам, озерам, водохранилищам и их протокам на всех видах маломерных и прогулочных судов с применением моторов в запретные сроки (периоды) и в запретных районах”. Таким образом, теперь Росрыболовство четко провело градацию запрета на движение маломерного флота – оно относится только на запрет движения при проведении рыбалки. В подтверждение этому Росрыболовство в 2016 году неоднократно на письменные запросы частных лиц и организаций за разъяснениями отвечает, “что Правила рыболовства не регламентируют использование плавсредств в иных, кроме рыболовства, целях. Более того, при этом не регламентирует Росрыболовство и виды моторов на таких плавсредствах”. Именно поэтому во всех регионах вокруг Нижегородской области (Владимирская область, республики Марий Эл и Чувашия) в период нереста снят запрет на движение того маломерного флота, который используется только для прогулок, и на нем отсутствуют орудия лова рыбы. У наших соседей главный критерий – не должно быть движения маломерного флота через нерестилища и с орудиями лова. То есть если едешь по русловой части реки на песчаную косу с женой и детьми купаться и загорать или просто переезжаешь на противоположный берег – запрета нет. 

А действительно, что вредного для реки в том, что люди на катерах переедут, например, из Фокино в Михайловское, от Васильсурска до Лысой Горы или прокатятся в выходной день до Макарьевского монастыря с семьей? Десятки вопросов в социальных сетях и на форумах: соседям можно – а почему нижегородцы на особом ущербном положении? Согласитесь, странная ситуация: вокруг нас нет запрета, а у нас есть. Такое положение ущемляет права нижегородцев, которые в результате теряют как минимум месяц хорошей погоды для использования своего маломерного флота для прогулок по реке. Вспомним май этого года – весь месяц жара под 30 градусов, а на лодке прокатиться нельзя. 

При этом необходимо учесть и тот странный факт, что жители Нижегородской области оплачивают налог на водные транспортные средства за 12 месяцев, а могут использовать их реально для прогулок только максимально 4 месяца в году (июнь-сентябрь). Справедливо ли это? На последнем заседании рыбохозяйственного Совета губернатор предложил присутствующим не оглядываться на соседей, а самим разобраться: для каких же целей действует такой повальный запрет в нашей области? Стали разбираться: основной аргумент его главного сторонника – директора Нижегородского отделения ГосНИОРХ Постнова Д.И. – для поддержания условий качественного нереста. Но этот аргумент разве уже не аннулирован руководством уважаемого Дмитрия Ивановича – самим Росрыболовством, которое с 2015 года запрещает движение маломерного флота только в местах нерестилищ? Других внятных аргументов нет, кроме одного: начнется бардак, многие начнут ставить сети или ловить на спиннинг с лодок в запретное время. В общем, как бы чего не было плохого и “уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь” – поэтому изначально все владельцы маломерного флота объявляются потенциальными нарушителями, и поэтому надо оставить полный запрет. 

запрет2.jpg

На мой взгляд, довольно странная логика. Давайте запретим движение всех автомобилей из-за того, что кто-то пьяный иногда за руль садится? Почему сразу мои оппоненты делают нарушителями закона всех владельцев маломерных судов поголовно? Напомню, что благодаря активной позиции экс-губернатора нашей области Лебедева В.А. три года назад изменен срок начала навигации маломерного флота (без права рыбалки) с 15 июня на 1 июня. При этом никаких катаклизмов не произошло, хотя это решение добавило всем нижегородцам 15 дней открытой навигации. Так почему же нельзя вновь перенести этот срок, например, на 20 мая, чтобы позволить нижегородцам уже и в жаркий май наслаждаться прогулками по русловой части рек, где рыба не нерестится? 

Нижегородская область большая, и почему бы раньше не открывать навигацию маломерного флота на юге области, где нерест практически уже заканчивается к 20 мая, оставив старые сроки на севере? Почему со своим “непущать” мы стали белой вороной по отношению к жителям соседних областей? 

Кстати, это мое предложение вместе с председателем НРОО “ВолгаФишинг” Федотовым В.В. поддержал и начальник отдела гос. контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Нижегородской области Савкин В.В. То, что все остальные чиновники Министерства экологии были против этого, в принципе понятно. Но меня очень удивила позиция заместителя председателя правления Нижегородского областного общества охотников и рыболовов Зеленова А.Н., который также проголосовал против такого переноса. Казалось бы, кому как не ему надо быть защитником интересов десятков тысяч нижегородцев, имеющих катера… 


О нарушениях Водного кодекса автомобилистами 

В нашей области почти все города располагаются рядом с реками, и нижегородцы исторически приезжают к берегам рек на рыбалку или просто на отдых на машинах. Многие из этих нижегородцев привозят с собой лодки с моторами, которые самостоятельно спускают на воду с помощью своего автомобиля. При этом существует несколько однозначно нерешенных вопросов по применению Водного кодекса РФ, которые касаются десятков и даже сотен тысяч нижегородцев. Перечислю их: 

Нет четкого понимания порядка движения и стоянки автомобильного транспорта в водоохранной зоне. 

В соответствии с Водным кодексом… в 200 метров установлена ширина водоохранной зоны на главных реках области – Волге, Оке, Ветлуге, Керженце, Суре, Линде, Кудьме и др… Более короткие реки области (меньше 50 км) – 100 метров. В границе водоохранной зоны в соответствии со ст. 65 п. 15.4 Водного кодекса “запрещено движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие”. Эта норма по запрету в Водном кодексе действует с 2006 года, однако только в этом году Отдел гос. контроля, надзора и охраны стал активно штрафовать за это нарушение нижегородцев. При этом ни у населения, ни у контролирующих органов нет четкого и единого понимания, что является дорогой в контексте данного закона, и какое твердое покрытие должно иметь место для стоянки автомобилей в водоохранной зоне. Несмотря на то, что в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”, “Дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения”, с этим не соглашаются работники контролирующих органов: они составляют протоколы о нарушении Водного кодекса и взымают штрафы с “нарушителей”, даже если автомобиль стоит на грунтовой дороге. Действительно, а кто-то видел в области много асфальтовых дорог и стоянок на подъезде к берегам рек, где традиционно спускаются на воду катера? Тем не менее протоколы идут в суд, суды зачастую становятся на сторону владельцев автомобилей, а иногда и нет. Уже оштрафованные нижегородцы начинают искать места стоянки подальше от берега, тем самым создавая неудобства жителям небольших поселков, так как свободного места там крайне мало. Создается социальная напряженность. 

Не узаконен порядок спуска на воду судов маломерного флота на водоемы области. 

Действующим законодательством не определено понятие места для спуска на воду плавсредств маломерного флота (слипа). Вместе с тем Водный кодекс запрещает движение автомобиля в водоохранной зоне, тем более в 20-метровой прибрежной защитной полосе (так как для спуска катера в воду автомобиль должен пересечь и ее). Все нижегородцы, имеющие в настоящее время по данным ГИМС около 46 000 единиц маломерного флота и спускающие их на воду в областные реки посредством своих автомобилей с берега, становятся потенциальными нарушителями Водного кодекса. 

запрет3.jpg

В 2016 году появились первые прото колы за неправомерный спуск плавсредств на воду в ненадлежащем месте. Так как нарушителями являются буквально все владельцы маломерного флота, вопрос становится очень важным: где можно спускать катера в воду? Из чего должен быть построен такой слип? Кто должен его принять и узаконить? Ответов вразумительных нет. Можно взять для примера стихийные слипы в поселке Лысая гора (Воротынский район), Великий Враг или Чеченино (Кстовский район). Годами там слиповали катера ежедневно сотни рыболовов. Теперь они все вне закона. Приезжай и начинай штрафовать всех подряд. 

Жители некоторых современных коттеджных поселков, имеющие официальные стоянки катеров, или владельцы отдельных стоянок катеров (марин) строят свои слипы самостоятельно, однако делают это вслепую, так как нормативно-техническая документация для этого отсутствует. Например, я живу в таком поселке в Кстовском районе, мы построили такой слип и хотим его узаконить, однако нам говорят: сначала сделайте проект. Вопрос: а какая проектная организация и, главное, какая нормативно-техническая документация должна использоваться при проектирования – остался без ответа как Минэкологии, так и Отдела рыбоохраны. 

Бодрый доклад на заседании рыбохозяйственного Совета представителя Министерства экологии Веселова А.Н. по вопросам, связанным с нарушениями водоохранной зоны нижегородцами-автомобилистами, был по-чиновничьи хорош: у нас в области все отлично, есть масса стоянок катеров, при этом можно сделать еще и муниципальные стоянки (правда, денег на это нет). При этом все те, кто на автомобиле пытаются подъехать ближе 200 метров к берегам реки при отсутствии асфальтового покрытия, являются нарушителями Водного кодекса, которые согласно действующему законодательству получают штраф (от 3000 до 4500 рублей). Вот так сразу все население нашей области, которое всю жизнь подъезжало к реке на автомобилях, с легкой руки Министерства экологии стало злостными нарушителями, и им фактически стало невозможно подъезжать к водоемам нашей области. Сразу представилась картина: нижегородцы оставляют свои автомашины за 200 метров от берега реки где-то в лесу, и вместе с имуществом, детьми и женой уныло двигаются к реке, переживая потом все время отдыха за сохранность своего авто… 

На вопрос: а откуда такая уверенность в том, что дорога должна быть обязательно асфальтовой, следует совсем удивительный ответ: это написано в комментарии (?!) к закону. То есть в законе такого нет, но какойто неизвестный юрист, решивший донести свое мнение комментарием в Интернете, мгновенно делает всех нижегородцев, кто подъезжает к реке по грунтовой дороге, вне закона. Удивительно, что это становится официальной позицией министерства Экологии, которая излагается губернатору на заседании рыбохозяйственного Совета! 

Наш губернатор Валерий Павлинович Шанцев в очередной раз проявил мудрость и предложил по всем перечисленным выше вопросам создать комиссию, которая должна изучить все законные аргументы за и против и вновь представить на обсуждение в рыбохозяйственный Совет. Но уже сейчас ясно, что настало время каким-то образом определять само понимание слипа (из чего он должен быть сделан), узаконивать все места спуска катеров по области, чтобы нижегородцы могли безбоязненно спускать там свои катера на воду, а одновременно с этим определяться с законностью движения и парковкой своих автомобилей в пределах водоохранной зоны по грунтовым дорогам. 

Поэтому сегодня от активной позиции многочисленного отряда владельцев маломерного флота будет зависеть возможность дальнейшего подъезда к берегам многочисленных рек Нижегородской области. Кстати, есть и хорошие новости у нас в области: губернатор принял решение в новом правительстве выделить из Министерства экологии рыбалку и охоту и создать отдельный комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, в котором вопросы рыболовства не будут на позиции пасынка, как сейчас… 

Думаю, что все перечисленные мною вопросы будем решать уже совместно с руководством нового комитета. Поэтому еще есть время для всенародного обсуждения и выработки решений, законных и понятных всем нижегородцам, есть областные общественные рыболовные организации и союзы, есть недавно избранные депутаты Областного собрания, которые обещали защищать интересы избирателей. Главное – не сидеть на месте и не ждать, что за тебя все решат другие… 

запрет4.jpg

От редакции. Надеемся, что опубликованная статья вызовет отклик у заинтересованных читателей. Если у вас есть аргументированная позиция по озвученным автором статьи вопросам, пишите на редакционную почту: sokol.yurjewich@yandex.ru 


НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 6(59), 2016 г.