Спиннинговые страдания
Листва на деревьях еще зеленая, но уже совсем не летняя, какая-то блеклая эта зелень. А кое-где, особенно в верхушках кленов и тополей, будто салютные вспышки, видны желто-оранжевые вкрапления - первые вестники незаметно наступившей осени...
В эти дни нас с женой охватывает какое-то трепетное беспокойство, видимых причин для которого вроде бы и нет, но все же что-то начинает свербеть в груди, заставляя нетерпеливо ерзать за рабочим столом и то и дело поглядывать в окно кабинета, где сорванный с ветки порывом ветерка, на землю плавно опускается еще один крупный лимонно-желтый лист.
А к вечеру пятницы нетерпение достигает крайнего предела, отдаваясь легкой дрожью в руках и ногах. И тогда, не тратя более драгоценных минут, подкачиваем колеса велосипедов и - в путь!
Конечно, поездкой на рыбалку такую прогулку нельзя назвать, потому что в нашем представлении рыбалка - это, непременно, кропотливые и обстоятельные сборы накануне вечером, планирование, где, как и на что будем рыбачить, и ранний, задолго до рассвета, утренний подъем. А тут просто решили проверить одно "секретное" грибное место, с которого уже два раза снимали по ведру подберезовиков, - надо сказать, очень редких в нашей местности грибов. Ну и вместе с ведерком под грибы прихватили спиннинги с коробком приманок, потому что времени до заката у нас будет достаточно.
Колеса велосипедов оставляют незамысловатый рисунок в пыли раскатанных автомобилями дорожек. И звучит музыка... Но это не только в наших ликующих сердцах, а где-то еще. Да к тому же и явная попса. Все становится понятно, когда на берегу небольшого озерца, схоронившегося за могучими стволами осокорей, замечаем знакомый автомобиль работников местного лесхоза. У ребят в воскресенье профессиональный праздник, вот и решили они, видно, не затягивать с торжеством, начав уже в пятницу. Забавно, правда: если для других людей лес - это место отдыха, то лесники, получается, даже и в праздник находятся на рабочем своем месте.
Грибница, на которую так надеялись, урожаем на этот раз не порадовала, лишь один подберезовик показал из-под палой листвы свою ядреную коричневую шляпку. Наверное, не хватает им для роста той влаги, что выпадает по утрам, а дождей не было уже давно. Ну ничего, порадуем грибом хотя бы нашу кошку. Она, гурманка доморощенная, последнее время стала проявлять непонятное пристрастие к вареным грибам, да не к абы каким, а именно к подберезовикам. На грузди же и смотреть не хочет.
Что ж, раз с грибами не повезло, теперь у нас две дороги: либо на озеро Гутариха, которое совсем рядом, либо тащить велосипеды через песчаную гриву, чтобы попасть на Волгу. Выбираем путь посложнее...
- По песку ходить так же тяжело, как и зимой по рыхлому снегу. Но все же снег лучше, - делает неожиданный вывод Настя, немного отстав от меня.
- Почему это?
- Ну, если во время ходьбы пить захочется, то вот он - снег, ешь-пей, утоляй жажду. А песком так не напьешься! - объясняет Настя. Пожалуй, трудно не согласиться.
Рюкзак и велосипеды остались на высоком берегу, который в последнее время сильно обвалился от подтачивающих его прибойных волн, а мы спускаемся к воде по неровным ступенькам, выкопанным для удобства рыбаками, и расходимся в разные стороны, чтобы не мешать друг другу.
Тугие струи течения с тихим плеском омывают торчащие из воды коряги. Почерневшая макушка поваленного дерева постоянно раскачивается от такого напора, то пропадая под водой, то вновь появляясь на поверхности и разбивая струю на расходящиеся "усы". Сразу за ней - громкий всплеск и блеснувший серебром бок какой-то рыбы - то ли жереха, то ли голавля. Отправляю в том направлении небольшой воблер-крэнк, и несмотря на то, что заброс получился не слишком точным, резкий рывок последовал уже на первом обороте катушки. По ощущениям, соперник на том конце не слишком крупный, но настроен по-боевому и уверенно тянет в коряги.
Все, встал мертво. Как и следовало ожидать, один из крючков воблера все же зацепился за подводное препятствие, которых здесь на дне в изобилии. По леске чувствую, что рыба все еще на крючке и пытается вырваться. Надеясь, что она сама отцепит приманку от коряги, ослабляю леску, потом натягиваю снова. Через пару минут приманку все же удалось сдернуть, но рыбы на крючке уже не было. Обидно.
Место, на котором мы рыбачим, интересно тем, что никогда не знаешь, какая рыба атакует приманку, выскакивая из укрытия или просто разгуливая на струе. Сильное течение от неподалеку проходящего фарватера сменяется медленной обраткой и даже почти полным тиховодьем. На утренних зорях здесь охотятся крупные голавли и окуни, на границе коряг и течения шныряют жереха, а в сумерках почти к самому берегу выходят на кормежку судаки. И в любой момент приманку может атаковать щука, особенно вольготно чувствующая себя в таком "крепком месте".
Из приманок здесь в фаворитах, как самые универсальные, уже названные воблеры-крэнки с заглублением до метра. Главным образом потому, что маневрировать ими в корягах гораздо удобнее, нежели любыми другими приманками. Да к тому же, как показывает практика, на эти воблеры охотно зарится любая рыба.
Но в сегодняшний вечер после единственной поклевки наступила полнейшая тишина, лишь напрасно бороздит воду мой воблер, лавируя между корягами.
От бесклевья Настя разобрала свой спиннинг и теперь сидит на стволе поваленного дерева, задумчиво глядя на закат. У нее тоже случилась всего лишь одна поклевка, и клюнувший окунь сошел с крючка. Я рассказываю, как неизвестный соперник обхитрил меня, ловко затащив приманку под корягу. И чтобы показать, где произошла поклевка, отправляю воблер в том же направлении.
Заброс получился не очень удачный - перехлестнувшаяся плетенка сделала "бороду", и приманка шлепнулась метрах в десяти от берега. И пока я возился, распутывая шнур, медленно сносимый течением воблер атаковал выскочивший из-под коряги голавль, но, увы, опять мимо.
- Наверное, рано я разобрала спиннинг, - делает вывод Настя, снова прикручивая катушку к удилищу. И уже через пару забросов подтверждает правильность своего вывода, отправляя на кукан первого окуня.
Начинает смеркаться. День заметно убавился, и если раньше закатное солнце опускалось за горизонт, щедро окрашивая речную воду в малиновый цвет, то теперь светило, сократившее свой путь по небосводу, застенчиво ныряет в кроны деревьев, даже и не дойдя до реки.
Самое время попробовать в работе поппер, может быть, он сумеет расшевелить хищника?
Крупная приманка с серебристо-зеленым телом и красноватой головой идет между корягами, громко булькая и толкая перед собой фонтанчик. Настя смотрит на меня с иронией, не признавая поппер как серьезную приманку на хищника.
И совершенно напрасно, ведь уже через несколько забросов "хлюпающую пластмасску", проходившую аккурат между двумя корягами, шумно атаковала довольно крупная щука, громко клацнув пастью вдогонку попперу. Снова мимо! Что за напасть сегодня?!
Не успел я даже вымотать приманку из воды, как поклевка случилась и у Насти. Спиннинг гнется в дугу, супруга с трудом крутит катушку.
- Это я их так раздразнил! - заявляю самодовольно, заметив, что в воде мелькает зеленоватый бок щуки.
Вот хищница уже почти у берега, но прежде чем я успел ее подхватить, она тряхнула башкой, и воблер беспомощно вылетел из пасти. Круто развернувшись у самых наших ног, щука скрылась в глубине. Говорил же консультант в магазине, что заводские крючки на этих воблерах лучше заменить более крупными...
После этого, сколько ни взбивал я на воде пену своим поппером, щуки на поклевку больше не вышли. Лишь когда стало почти совсем темно, наш улов напоследок пополнился жерешком, которого Настя соблазнила узкой серебристой колебалкой.
И пусть эта короткая рыбалка получилась не слишком результативной, но зато очень зрелищной и разнообразной на поклевки. Хорошая, в общем, рыбалка. А впереди у нас - еще два выходных, да целая осень в придачу!..
Виталий Волков, Волгоградская обл.
Фото автора