Спасибо, отец!
Евгений Смирнов, Белгородская обл.
Родился я и вырос в городе Воронеже, где в 80-х годах прошлого столетия прошло мое детство. Мой отец был заядлым рыболовом-любителем, который часто брал меня с собой на рыбалку. Вообще я с папой очень любил проводить время. Любил с ним вместе собирать грибы, мы вместе коллекционировали значки и марки, занимались аквариумистикой, вместе болели за наш воронежский «Факел». Но главным увлечением, безусловно, была рыбалка, на которую я начал ездить с отцом с самого раннего возраста.
Поскольку я начал приобщаться к рыбалке с раннего детства, в отличие от многих, не помню ни свою первую пойманную рыбу, ни первую удочку. Зато хорошо помню первую, по-настоящему большую рыбу. Это был линь граммов, наверное, на 300. Я бурно радовался по этому поводу и дума, что моему примеру последует и папа. Но отец только погладил меня по голове и спокойно сказал, что я молодец. Этим он дал понять, что если я буду стараться, то этот линь не будет последним. Наверное, после этого случая я уже начал не просто размахивать удочкой, а думать, как обхитрить рыбу.
В нашей семье было два комплекта удочек, один находился в Воронеже, а другой – у бабушки в деревне, где в основном и проходили наши рыбалки. Отец не любил составники, поэтому наш деревенский комплект состоял только из цельных 4- метровых бамбуковых удилищ. Бамбук, вроде, стройное, очень прямое растение, поэтому остается загадкой, где советские магазины доставали такие кривые удочки. Они валялись на прилавках, как правило, большой кучей на полу, и выбрать хорошие было проблемой. Сейчас снасти настолько практичные и компактные, что в одну легковую машину их можно поместить великое множество.
С теми же бамбуковыми палками приходилось проводить целую спецоперацию, чтобы доставить их в деревню. Своей машины у нас не было, и перевозили их мы по железной дороге. Электричка отправлялась очень рано, городской транспорт к этому времени только начинал выезжать из депо. Да и куда с такими шестами в трамвай. Поэтому, чтобы не опоздать, мы выходили из дома за 2 часа до отправления электропоезда и шли через весь еще спящий город пешком. Раньше у нас в электричках ездило очень много народа, не то, что сейчас, и чтобы не сломать снасти, нам приходилось с отцом сначала искать наш поезд в депо. Папа открывал окно, пробирался в вагон и укладывал удочки на полки. Потом мы шли на вокзал и там ждали прибытия наших удочек на перроне.
Сейчас за любой рыбацкой побрякушкой мы бежим в магазин, а раньше многое делалось своими руками. Пропускные кольца и мотовильце под леску папа изготовлял из прочных советских булавок, которые приматывались к бланку удилища капроновыми нитками, затем они проклеивались, красились и покрывались лаком. Ни разу не помню, чтобы фурнитура ломалась. Поплавки отец любил делать из веника. Они были не очень прочные, поэтому всегда заготавливались в больших количествах. При забросе они очень мягко и тихо падали на воду, что было важно при ловле карпа и карася в камышовых окнах. Покупка веника на рынке занимала много времени, отец выбирал их очень тщательно. Сейчас люди машину быстрее выбирают и покупают, чем мы тогда этот веник. Подсаки, садки, стульчики и многое другое папа изготовлял своими руками.
Львиная доля моих детских воспоминаний связана с рыбной ловлей. Однажды ловили с отцом с лодки весеннюю плотву. Не помню, по какой причине, но у нас лопнул баллон, и мы начали тонуть. Я, тогда еще не умеющий плавать, сильно испугался. Папа прыгнул за весла, но берег приближался значительно медленней, чем мы погружались. Тогда отец спрыгнул в довольно холодную воду и буквально на руках вынес лодку и меня на берег, я только ноги немного промочил.
Помню, как рыбачили на одном пруду и решили заночевать неподалеку в большом стоге сена. Отец вырыл в нем большую пещеру, на низ постелили покрывало. Спали, как на облаке. Ночью прошел хороший дождик, который усилил из без того пьянящий аромат трав, мне кажется, я его помню до сих пор.
Помню, как у папы большой карп утащил удочку, и он гонялся за ним по всему пруду битый час. Было очень смешно. Много есть о чем вспомнить…
Папы давно нет, уже более 20 лет, но кроме доброй памяти о нем, в моей жизни осталась и рыбалка, за что ему огромное СПАСИБО.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 23(349), 2016 г.