Спасательный шнур
Чтобы помочь выбраться провалившемуся, на слабом льду при известной сноровке нужна лишь веревка. Остальное увеличивает шансы на проценты спасения. Вот дальнейшее - собственно ради них, хотя, по большому счету, ради жизни.
Необходимые условия:
1. Веревка (шнур, шкертик) не должна оказаться спутанной, а укладка или намотка (как и размотка) должны быть простыми.
2. Иметь на концах петлю (незатягивающуюся), крюк, либо утолщение-упор для удержания в руке.
3. Хотя бы один конец должен иметь утяжеление для броска и шип (гребенку) для фиксации (зарубания) в лед или снег.
Для самостоятельного изготовления предлагается конструкция, для которой надо:
4. сам шнур (хозяйственный с центральной жилой) - метра 4-5;
5. катушку от (толстой) лески (желательно не из хрупкой прозрачной пластмассы);
6. металлическую пластину (можно алюминий) 7 на 3 см, толщиной 1,5-2 мм, для изготовления "шипастой" детали;
7. пластинку свинца (можно и медную или стальную трубку диаметром около 8 мм).
С концом, который бросается тонущему в полынье, все просто: завязываем узел, затем шнур перед узлом обматываем пластинкой свинца и сгибаем получившуюся трубку С-образно (если используем готовую металлическую трубку, то сначала присплющиваем надетую трубку, а потом изгибаем так же). Поверх можно наложить изоленту.
Второй конец привязываем широкой петлей к катушке. Предварительно в щеке катушки (что без выреза) со стороны выреза в другой щеке (возле дна канавки катушки) выполняем отверстие под шнур. Фиксатор лески удаляем, как и выступающую обычно часть центральной втулки. Убираем выступающие углы и скругляем поверхности, взаимодействующие с петлей шнура.
До того, как завязываем петлю, на этот же шнур с наружной стороны щеки (без центральной выемки) катушки надеваем (через два отверстия) скобу, имеющую шип (он располагается со стороны центрального отверстия катушки) и гребенку (3-4 шипа). В рабочем состоянии торчащие заостренные части располагаются, естественно, наружу от щеки катушки и поджимаются к ней натяжением шнура. Именно в таком положении скобы и продевается через нее шнур при сборке.
Далее - особенности (П-образной) скобы и доработанной катушки (желательные для транспортной компактности, но не обязательные).
Шип ("зуб") должен входить в центральное отверстие катушки, соответственно длина его лишь немного должна превышать толщину катушки. В отверстии катушки можно сделать симметричные освобождения под широкую часть шипа. Для гребенки так же можно сделать выемку в торце щеки.
Рядом с расположенными по длине отверстиями в средней части скобы с одной стороны стоит сделать углубления в кромке (и на их же уровне в плоскости щеки катушки) на толщину шнура. Это нужно для облегчения приведения скобы в транспортное состояние (хранения в кармане), чтоб ничего не торчало. Для этого при ослаблении натяжения шнура надо просто повернуть скобу (на 180 градусов), упрятав этим простым движением все острия внутрь катушки. Опять же, натяжением шнура это положение фиксируется.
Шнур сматываем на катушку, а С-образное (свинцовое) утолщение на конце укладываем в канавку вокруг центрального отверстия катушки (при наличии там ребер жесткости они частично предварительно удаляются). Изгиб утолщения корректируется таким образом (можно и с помощью подмотки изоленты), чтобы оно входило в канавку с небольшим усилием. Поверх всего (для пущей надежности укладки) можно натянуть подходящее кольцо из резинки. Габариты изделия: диаметр 9, толщина 2 см.
Что в руках имеем? По сравнению с простой веревкой, ремнем - предельно компактную вещь. Еще имеем наличие "шипов", которые можно вдавить в лед-снег, что предохраняет соскальзывание спасателя к полынье. Сам потерпевший до подхода спасателей может при наличии у него такого устройства подготовить условия своего вытягивания, сберечь секунды, размотав и бросив в сторону спасателей утяжеленный конец, а сам попытаться, втыкая шипы в лед, выбраться самостоятельно (или хотя бы закрепиться на кромке).
Если такая ситуация случится возле берега с кустами, деревьями, то, бросив в них утяжеленный конец (С-образный крюк), есть шанс замотать его вокруг веток и получить тем самым опору для того, чтобы выбраться на лед без посторонней помощи.