Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Смена времен года

Смена времен года

164-13-1.jpgНакануне выходных мне позвонил Алексей Хворов:

- Ген, а не съездить ли нам на рыбалку? Зима заканчивается, предлагаю встретить весну на льду.

- А куда едем?

- Мы с Вовой решили под Жусалы, на озеро у водокачки.

- Хорошо, поехали.

Сильный ливень, прошедший над городом накануне, внес свои коррективы. Было решено на юг не ехать, а податься на север, на озеро Камыслыбас. Оно от города находится в 170 км. Водоем огромен: более 30 км в длину и около 6 км шириной. Вечером оттуда вернулись рыбаки. Алексей созвонился и узнал, что в той стороне дождя практически не было, слегка поморосило.

В воскресенье, без десяти минут пять, автомобиль Хворова подъехал к моему гаражу, в ней кроме Леши сидел Володя Варлашин. Вскоре мы выехали за город. Трасса "Ташкент - Самара" практически свободная. Асфальт сухой. Сразу за городом дорога нырнула в низину, и мы въехали в туман. Иногда попадаются встречные машины, в основном - дальнобойщики. Их свет фар издалека кажется неясным, размытым, блеклым пятном. Приближаясь, пятно становится ярче, и уже при встрече оно делится на два. С каждым километром туман постепенно редел и в конце концов исчез совсем.

Но вскоре на ветровом стекле появилась мелкая изморось.

- Кажется, дождь начинается, - Хворов включил дворники.

Действительно, вначале на стекло оседала мелкая водяная взвесь, но потом появились небольшие капельки, за несколько секунд переросшие в тяжелые капли.

Мы въехали в полосу сильного ливня.

- Вот он, обещанный дождь, - констатировал факт Алексей.

- А ведь еще и снег обещали, - с заднего сиденья подал голос Володя.

- Я думаю, снега не будет, смотрите, какой ливень лупит, - предположил я, - на улице тепло.

- Вот интересно, на Камбаше (русскоязычное название озера - прим. Авт.) тоже дождь? - засомневался Варлашин. - Если он там такой же прошел, то можем не проехать.

На это никто ничего не ответил. Впереди неизвестность.

Километров через 30 как-то незаметно крупные капли дождя превратились в такие же крупные хлопья снега. За пределами машины разыгралась настоящая метель. "Дворники" почти не справлялись с такой массой снега. В один момент дорога исчезла. Не видно ни асфальта, ни обочины, сплошное белое покрывало. Только впереди, в свете фар, навстречу несутся миллиарды ярких звездочек, ударяясь в лобовое стекло. Оказывается, еще не все испытания мы преодолели.

Впереди показалась встречная машина. Мы прижались к обочине и остановились. Дальше поехали по ее следу. Водитель прошедшей машины вилял по всей дороге, а мы иногда пытались спрямлять его кривую.

Пока стояли на обочине, решили, что смысла ехать на Камбаш уже нет никакого. Можно просто не доехать, и придется возвращаться не солоно хлебавши.

- Давайте попробуем пробраться на озеро за Старым Казалинском, - предложил Хворов. - Ехать осталось километров 50, места там не особо людные, а озеро находится в двухстах метрах от дороги. В крайнем случае, если не сможем подъехать к озеру, оставим машину на обочине. Правда, хочу сразу предупредить, щуки там нет. По крайней мере, я там был трижды, и ни разу мне не попалась щука.

- А что там есть? - спросил Сергей.

- Попадается крупная плотва и окунь.

В связи с такой непогодой выбора особого не было, и мы приняли решение ехать на это озеро.

Уже у самого Казалинска снег стал редеть и вскоре исчез. К озеру подъехали, когда рассвело. Даже смогли съехать с дороги метров на сто, но немножко застряли и, вытолкнув машину на песчаную почву, остановились. Вынув вещи из багажника, поспешили на лед.

По меркам степных озер это относительно большой водоем: больше километра в длину и метров 400 в ширину.

Направились ближе к середине. Пробурив лунку и опустив туда головку эхолота, определяю глубину: 4 м 20 см. Неплохо. Бурю еще несколько лунок. Глубина практически одинаковая. Разница в 10 см. Значит, дно здесь ровное. Ребята бурятся чуть в стороне от меня.

Первыми под лед ушел тандем из двух мормышек: основная - черный муравей, и подвесок - красно-белая фосфорная мормышка. Леска - монофил 0,1 мм. Не успели мормышки коснуться дна, как кивок задрожал и несколько раз поклонился лунке. Подсекаю - и вскоре на льду запрыгала стограммовая плотвица. У моих товарищей такая же ситуация.

164-13-2.jpgКалиброванная, от 70 до 100 граммов, плотва жадно накинулась на наши мормышки. Складывалось впечатление, что она не одну неделю голодала и наконец дорвалась до наших приманок с подсадкой червя. Брала по-разному. Отдельно на "муравья" и отдельно на "фосфор", часто попадались сразу по две. Казалось, что тащишь что-то большое, а оказывалось - две рыбешки.

Уже через полчаса такая рыбалка надоела. На льду лежала кучка однотипной плотвы.

- Леш, - зароптали мы с Володей, - ты обещал нам крупную плотву и окуня. Пока нет ни того, ни другого.

- Не знаю, может, попозже подойдет, - отбивался он от нас.

Хотя Хворов и сообщил об отсутствии щуки на данном озере, я все же решил выставить тройку жерлиц. На тройнички прицепил самых мелких плотвичек и зарядил флажки.

Просверлил еще несколько лунок. Лед хотя еще и толстый, но уже мягкий. По всей толщине пропитан водой. Если так пойдет и в дальнейшем, то через пару недель он станет рыхлым, и на него уже не выйдешь.

Достаю четыре удочки с различными мормышками и начинаю по очереди облавливать ими лунки, надеясь найти такую мормышку, которая приглянулась бы рыбе покрупнее. Но пока все тщетно, на снасти попадается все та же мелкая плотва.

- Есть, поймал! - услышал я радостный крик Володи. - Есть первый окунь.

Действительно, у лунки прыгал еще не отцепленный от мормышки окунь граммов на 200.

Тут же отозвался и Алексей:

- Я же говорил, что окунь здесь есть, а вы мне не верили, смеялись.

Теперь я уже целенаправленно отправляюсь на поиски окуня. На все удочки вместо червяка я подцепил маленькие ломтики, нарезанные со спинки плотвы. Но это результата не принесло. На крючки попадается опять плотва.

Отложив удочки в сторону, взял удильник и пошел по лункам с блесной. Ничего не получилось. Окунь отказывался клевать. Стал уже подумывать о случайности пойманного окуня.

Достаю из ящика еще одну удочку с миниатюрной двухсантиметровой блесенкой, с одной стороны она бронзовая, а припой я покрыл бесцветным лаком для ногтей с мелкими блестяшками. Леска на удочке стоит 0,16 мм.

На крючок подсаживаю полосочку филе плотвы. Опустив на дно, начинаю играть кивком. Поклевок нет. Приподнимаю удочку на 20 см от дна, продолжаю играть. Тот же результат. Поднимаю еще выше и т.д. Только на расстоянии 80 см от дна я увидел, как кивок на долю секунды сбил свою игру. Кто-то заинтересовался блесной или нарезкой.

Я задержался на этом уровне, и вскоре опять кивок сбил свою игру, я попытался подсечь, но ничего не получилось. Но когда после подсечки блесенка возвращалась в свободном падении на тот горизонт, где были поклевки, выпрямленный кивок вдруг резко согнулся, и я, не мешкая, подсек. Вскоре окунь, такой же, как у Володи, вылез из лунки.

Кажется, я подобрал ключик к окуням данного озера. Минут через десять я уже вытаскивал очередного окуня.

Собрав все удочки в ящик, я переключился исключительно на данную рыбу. Хотя попутно на эту блесенку попадалась и плотва, но уже покрупнее прежде пойманной.

Окунь клевал не активно. Из одной лунки вытаскивал одного-двух и шел сверлить дальше. Только перед самым отъездом - или попал на уловистую лунку, или стая стояла, или рыба активизировалась, - но буквально за четверть часа я выдернул восемь окушков.

По сравнению с плотвой окунь был увесистым - от 150 до 400 г.

После обеда "выстрелила" одна из жерлиц. Но трофея она мне не принесла. Видимо, окунек пытался схватить живца, да не удалось.

Моя тактика активного перемещения по льду принесла кроме плотвы 21 окуня, общим весом 6,8 кг.

Ребята же как уселись на лунки, прикормив их, так и продолжали ловить плотву. Как прилов поймали всего лишь по три окуня. Зато плотвы они поймали гораздо больше меня.

Вот так, следуя на рыбалку, никогда нет уверенности, куда приедешь, с какой рыбой вернешься. Сегодня собирались ехать в одно место и за щукой, а приехали в другое и наловили плотвы с окунем.

Начало весны показало нам, на что оно способно. В один день, а точнее - за несколько часов, мы, как в сказке "Двенадцать месяцев", побывали в трех временах года: осенний туман, зимний снег, весенний дождь. Правда, на летнюю жару мы не нарвались, но уже к обеду небо полностью прояснилось, светило солнце, и, если бы не северный шквальный ветер, на льду было бы гораздо комфортнее и теплее.

Не будь я очевидцем данного явления природы, то никогда бы не поверил, что такое может случиться в один день.

Геннадий Побожий, г. Байконур

Фото автора