Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Сибирские истории

Сибирские истории

Сергей Корзинников, Иркутская область
Фото автора


Читаю вашу газету постоянно, пока не выписываю, но в киоске покупаю. Часто интересные статьи попадаются. Захотелось тоже о своём рассказать, может, кому интересно будет.

340-2-1.jpg
Родился я в Якутии на берегу Лены. Пятьдесят лет прожил там. В детстве у меня было прозвище Серега-рыболов. С тех пор, как себя помню, в любое время года я у реки или на озере рыбачу. Сначала со своим дедом Макаровым, потом с друзьями или один. Первую большую рыбину – осётра поймал на обыкновенную закидушку. Тащил его домой, а хвост волочился по земле. Гордость переполняла. Ещё бы, ведь рядом на берегу рыбачили городские рыбаки со спиннингами, крутыми удочками, а тут я со своей самодельной снастью их переплюнул. 

Весной, когда река Лена освобождается ото льда, в нашу протоку заходит большая вода, заливает тальник на берегу, покос. Часто бывает, что уходит она стремительно, быстро. И вот тут-то можно увидеть чудеса. Пошли мы с друзьями как-то в конце весны побродить в окрестностях посёлка. Подходим к протоке и видим: затопленная трава и тальник шевелятся. Что такое? А это окуни. Видимо, зашли с водой, а выйти не смогли. Из травы спины торчат, да много их, да большие. Наловили мы их руками, все руки искололи. Нанизали на куканы, принесли домой. А вечером пришли с лопатой, прорыли канаву, и оставшаяся рыба ушла в реку.

Река Лена – удивительная своенравная река. На подарки горазда. Осенью, как покроется льдом, начинает мелеть. Тут-то и можно, не прилагая особых усилий, рыбы наловить. Ходим обычно по льду у самого берега, лёд прозрачный, и сквозь него в ямах видно – стоят налимы. Прорубаешь лёд, глушишь, вытаскиваешь. Как-то шли без мешка и выбрасывали налимов на берег. Прилично уже наглушили, оборачиваемся, а ни одной рыбины на берегу нет. В чем дело? Выбрасываем еще по рыбине, проходим несколько шагов и тут оборачиваемся на шум, видим: ворон взлетает, и с рыбой в клюве был таков. Что делать? Наловили, называется. Выходим на дорогу, она вдоль берега за лесочком тянется. А вся наша рыба по дороге рядком лежит. Собрали. Унесли к избушке. Ворону тоже немного оставили. Не жалко: за смекалку награда.

Тесть мой похожую историю рассказывал. Только он выловленных налимов осенью в лужу у зимовья вывалил, чтобы не пропали. Думал, соберёт перед тем, как отправится домой. Так вороны, а они у нас здоровенные, размах крыльев больше метра, почти всю рыбу поутаскивали. Поделились, одним словом.

Сейчас живу в поселке, где из водоёмов только карьеры, наполненные водой. И водится только гольян да карась мелкий, с ладонь. Отдыхать выезжаю на Байкал. К сожалению, ловить омуля, хариуса можно только в определённое время, и не всегда попадаешь на рыбалку. Но посидеть с удочкой хочется. 

Два года тому назад отдыхали в Бурятии на Гусином озере. Конец июля. Озеро большое, вода чистая, как в Байкале, даже прибой есть. Вода как парное молоко, тёплая. Конечно же, сразу в воду, смыть пыль, добирались-то около часа. Поплавали, встали подальше от берега по горло в воде и в воду смотрим, камни рассматриваем. И тут такое началось. Вокруг каждого из нас стали собираться окуни. Окружили со всех сторон, меньше, чем в полуметре от ног выстроились кругом и смотрят. Ногу подвинешь к ним, отплывут чуть и вновь придвигаются. Зрелище завораживающее и одновременно жутковатое. Может, мы из-под камней какую живность выгоняли, а может, на звук приплыли. Они же хищники.

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 14(340), 2016 г.