Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Школа безмотыльного вождения

Школа безмотыльного вождения

Василий Зиньков, г. Рязань
Фото автора

В сторону безмотыльной ловли я двигался постепенно. Не один раз я задавал себе риторический вопрос – А может, все-таки попробовать? Но балансиры и пятнистая хищница не отпускали. В прошедшем сезоне того года даже купил набор чертей, ровно тринадцать штук, как и полагается, чертову дюжину. А в конце февраля добавил к ним самых ходовых, с подачи продавца, мормышек, пару лавсановых кивков, плюсом к имеющимся металлическим, и на первый весенний день, чтобы памятно было, отважился.

6-332-8-1-зима.jpg

Чем меня привлекала безнасадочная ловля? Видимо тем, что вижу в ней дальнюю родственницу спиннинга, который у меня вне всякой конкуренции. У них, ведь, принцип ловли един – и там, и там рыбу нужно поймать не на живой корм, к которому рыба сама идет, а на искусственную насадку. Именно поэтому по зиме, убрав в надежное место все спиннинговые «прибамбасы», брал я на вооружение снасти, ориентирующие меня, на ловлю все той же зубастой, ну и окуня, куда ж без него? При возможности ловил хищника на балансиры, с блеснами я как-то не дружу, да и в летний сезон пользуюсь ими весьма редко. Воблеры же, божки летней ловли. И даже здесь можно оговориться, что в основном твичингового сословия насадки. Именно те, что требуют постоянной игры, от которых не оторвешь взор, и ежемгновенное ожидание поклевки заставляет тебя вытягиваться в струну при проводке. 

Однако мне нравится играть в рыбную ловлю. Уравновешенная риторика движений на рыбалке навевает скуку и равнодушие, а разве можно на ней быть равнодушным, если у тебя трепет уже от предвкушения ее. Вот почему балансиры не завоевали моего сердца из-за схоластики игры. Жерличная ловля тоже скучна в постоянном созерцании поникших флажков и монотонного ожидания их «загорания». Ловить рыбу лишь только для разнообразия своего диетического стола мне как-то не с руки. Для меня необходим сам процесс, от того, из-за чего млеет и замирает душа. Именно поэтому я и направил свои помыслы в «Школу безмотыльного вождения». Мне грезилось, что именно эта школа научит очередного, немолодого и заслуженного в собственной значимости человека, одержимого в своей неадекватности по отношении к увлечению, получать каждую поклевку любой по размеру рыбки, как награду за победу в преодоление очередной ступеньки своего рыболовного мастерства. В безмотылке мне почудился все тот же твичинг, лишь только своеобразие сезона и снастей вносили свои особенности в предвкушения и ожидания.

Мысленно я двигался в направлении безмотыльной ловли, а на деле все тормозил и искал всякого рода отговорки, чтобы процесс этот затянуть. Это я припоминаю ту самую набитую, удобную, наезженную колею, из которой вылезать неохота. Основную причину находил в том, что у меня нет знакомых рыбаков-зимников, которые владели бы мастерством подобной ловли и смогли бы показать мне на конкретных примерах ее особенности. Короче, я напустил на себя массу недоверия в плане самостоятельного освоения безмотыльной ловли ввиду ее замысловатых «пассов» и мудреных движений кистью.

Этот зимний сезон как-то выпал из моего активного рыболовного дриблинга. Чрезвычайная занятость в январе на работе и постоянные снегопады лишили возможности даже посещения водоемов, а февраль отличился, впрочем, как всегда, нападением всякого рода инфекций. Пришлось все свободное время проводить с внуком из-за закрытия дошкольных учреждений, а в конце февраля сам где-то повздорил с ОРЗ и малость потемпературил, но времени попусту не терял, визуально совершенствуя свои навыки в той самой школе безмотыльной ловли, не вылезая из Интернета, даже лежа в постели. Судя по отзывам, в глухозимье жерличники и балансирщики чаще всего отдыхали, это я о рыбе, а мормышечники потихоньку ее ловили. Вот тут я и сказал себе, – Все, хватит, рыбак, ходить вокруг да около, осваивай неизведанное самостоятельно, это же интересно. Раз нет учителей, будем формировать свой всеобуч. Не получится, судить некому, а если поймешь особенности и тонкости, будем совершенствовать и оттачивать мастерство. 

Поднял подшивки газет, журналов, короче, всей подписной периодики, с исходным материалом и начал обучение новому вождению мормышки с азов ловли на эту мудреную, как я для себя издавна обозначил, безмотылку. И чем больше и глубже вникал в проблему, тем больше понимал, что не так страшен черт, как его малютка. Это я про обычную мормышку с кембриком, бисером, арбузом, кубиком и прочее, и прочее... 

Особенностей своих, присущих этой снасти, конечно, немало, но кто ловил или ловит на мормышку с живой насадкой, думается мне, достаточно оперативно перестроится и на ловлю без нее. Ведь тот же «дриблинг», одна из ведущих проводок с насадкой, в зависимости от скорости подачи. Интернет существенно добавил мне уверенности в моих помыслах. Там я воочию увидел массу всевозможных проводок и мудреностей от нашего собрата. 

Много суждений муссируется относительно удочек и кивков. Они якобы непременно должны быть особенными, неподражаемыми и уникальными. Вранье. Лишь бы только туману напустить, чтобы заострить на себе внимание. Многие в Интернете показывают свое мастерство именно на обычных удочках и металлических кивках и уверенно ловят. Для этого всего- то надобно соответствующее старание, и, главное, чтобы рыба была под лункой, и успех обеспечен, если она активная. А на рыбу неактивную нужна не суперудочка, а мастерство. А оно, как известно, наживное, значит, все у нас впереди.

Достал из «загашников» свои старые удочки для ловли на мормышку, самым придирчивым способом осмотрел и наметил, что подлежит реконструкции, а что кардинально менять надобно. Оказалось, существенно менять все не придется, так кое-что убавить, кое-что добавить, остальное будем совершенствовать на месте рыбной ловли. Убавлять пришлось ручки, они оказались длинноваты для процесса, обрезал практически до катушек, закупил свежей лески, ходовых мормышек, как уже упоминал, и пару лавсановых кивков, дабы почувствовать разницу между пластиком и металлом. Наладил шесть удочек разной длины, веса и общего вида. Менять мормышки на снегу не входило в мои планы.

Можно понять, какой я нагнал на себя рыболовный «мандраж» всеми приготовлениями, одной лишь подготовкой к самому священнодействию. Не терпелось все полученные знания срочно реализовывать, хотя бы воду показать этим чертям, козам, балдам, гводикам и всему остальному сословию нового вождения. Да и вообще попробовать и ощутить сам процесс.

И вот первым весенним днем мне удалось вырваться буквально на пару часов на ближайший водоем, так называемый 7-ой пруд, образуемый речкой Павловкой. Ворох дел позволил мне это лишь во второй половине дня. С утра был достаточно плотный туман, и даже в середине дня он еще держался за ложбины и овраги. Было тихо. Три градуса на минус. Пруд постоянно обитаемый круглый год, поскольку неподалеку от города. 

Припарковавшись рядом с вереницей машин, достал широкие охотничьи лыжи, повесил ящик на плечо и с ледобуром в руках сноровисто заскользил к предполагаемому месту ловли. Идти было не близко, но на лыжах очень удобно. По пути остановился в двух местах, поздоровался и задал наводящие вопросы землякам. Мужики сетовали:

 – Надо же, при отличной погоде рыба не ловится, а когда ветер почти сдувает с ног, клюет хорошо. И в чем тут «фишка»?

 – Видимо, когда хорошо рыбаку, не совсем хорошо рыбе, – ответствовал я. И добавил: –А вообще, коль рыба встала, жди резких перемен в погоде, – вспоминая услышанный недавно по радио прогноз на завтра с ожиданием снега, дождя и почти ураганного ветра, и поспешил под высокий бугор противоположного берега пруда с надеждой, что поклевку я все-таки увижу. Двигался к перепаду глубин, которые были в том месте. В отпущенное время мне нужно было протестировать все удочки, посмотреть, как будут работать кивки при разных весах мормышек. Короче, я спешил не за рыбой, а попробовать снасти в деле, попытаться поработать рукой, дабы почувствовать проводки, ощутить себя безмотыльщиком, прикинуть на себя новый статус с тем, чтобы на следующей рыбалке не налаживать снасти, не пробовать, а стараться поймать рыбу и совершенствовать сам процесс.

Понятно, что матерые безмотыльщики только саркастически улыбнутся, читая эти строки, банальщина, да и только. А я их призову не делать этого, ибо человека, постоянно стремящегося даже в пенсионном возрасте познавать новое, а среди нас таковых немало, нужно понимать и только приветствовать. 

Пробурив несколько лунок, начиная от берега до полива, начал свои эксперименты. У берега взял балалайку с самой малой мормышкой, похожей на кобру, с бусинкой и цепочкой. Интересно было начинать, ведь снасть не брал в руки не менее 35 лет, солидный срок, не правда ли, чтобы запамятовать все, что было наработано. Но коль уж вы научились кататься на велосипеде, то непременно поедете и после такого срока. Однако дриблинг не сразу дался, закоснели ручки, «закоржавили». Не буду утомлять читателя, как добивался правильной игры приманки, скажу лишь то, что не далее как через час упражнений руки уравновесились, вспомнили былое, и я поймал свою первую плотвичку, находя и определяя себя лишь в подготовительном классе новой школы безмотыльной ловли.

6-332-8-2-зима.jpg

Вероятно, банально упоминать о той радости нового ученика, когда он увидел вначале лишь присутствие рыбы возле голой мормышки по едва заметному касанию приманки. Поняв, что рыбе интересны мои потуги, я лишь нарастил желание и игру снастью для того, чтобы убедить себя самого в правильности избранного пути. И она клюнула, она повелась, она поверила в съедобность насадки. Рефлекс руки, отработанный годами, позволил мне почувствовать сопротивление рыбы на тонкой снасти, и душа моя возликовала. 

Yes! Как любят восклицать в подобных случаях наши продвинутые, юные соотечественники. Получилось! Еще как получилось!

Полагаю, на следующей рыбалке переходить уже в первый класс. Интересно, а сколько классов успею в этом сезоне? 

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 6(332), 2016 г.