Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Щука­-травянка

Щука­-травянка

Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора

Накануне целый день шел дождь. Как начался ночью, так до самого вечера и не переставал. Как нарочно, затеял свое мокрое дело в мой первый выходной. А их всего два подряд получается. Ну, думаю, пусть какая угодно погода будет, а завтра все одно поеду.

Щука­-травянка. Александр Тищенко, Воронежская обл.

Утром встал, вышел на улицу. Пасмурно, тускло. Ветерок, качая ветки, шелестит листьями, обрывая переспевшие, уже привядшие и немного даже забродившие вишни, но сверху пока не капает. А небо такое серое, все влагой пропитано, так и кажется, что из последних сил сдерживается, чтобы не брызнуть по новой. По крайней мере, вернуться никогда не поздно: раз решил, надо ехать. На всякий случай положил в багажник плащ ОЗК. Вещь абсолютно неудобная, но в крайнем случае промокнуть насквозь не даст.

Еду на придонское озеро погонять щуку­-травянку. Подсак самонадеянно решил не брать, не тот там размер хищницы, чтобы с каждой подолгу канителиться. В пути, пытаясь испугать, пару раз спускался небольшой дождик. Ну, это все из вредности. Даже напрашивается некая аналогия с ветром. Это когда приезжаешь на водоем, осматриваешься и садишься с подветренной стороны. Тихо, спокойно. Обустроился, закормил место, забросил снасти, и тут же ветер поворачивается прямо в лицо. Чем попусту нервничать, лучше принять как должное, и все само собой наладится.

Озеро радует сегодняшним безлюдьем. Нет купальщиков с их невозможным шумом от криков и того, что они именуют музыкой,  даже рыболовов негусто. На воде в самом конце замечена всего одна лодка в зарослях кубышек. Явно карасятник притаился. И на берегу, прямо на единственном мало­мальски обустроенном пляже примостились трое с фидерами. То есть, выходит, практически все озеро в моем единоличном распоряжении. Редко такое случается, вот и скажешь искреннее спасибо непогоде. Ветер средний, уверенно гонит вдоль озера упругую рябь. Накачиваю лодку и выплываю. Самым первым ставлю симпатичный шэдик окуневой раскраски от одной резво набирающей обороты компании, нисколько не скрывающей истинное происхождение выпускаемых ею приманок. Моделька именуется Hump 70SU и внешне один в один похожа на одноразмерный Khamsin от Zip Baits или Mirage XS 70F от Kosadaka. Разве что магнитной системы нет и в помине, потому в сравнении с имеющимся у меня "Миражом" летит малость похуже.

Выплыв за кубышки, забрасываю воблер вдоль них, твичу его и медленно плыву, гонимый ветром. Поклевка происходит неожиданно, щука невелика, но до извлечения из воды успевает проделать всю излюбленную пятнистой породой серию выкрутасов. Уловки не помогли, засеклась надежно.

Пока возился с засевшими тройниками, лодку прибило к широкой полосе цветущих кубышек. Между ними и прибрежными зарослями камыша образовалось спокойное от ветра небольшое блюдце чистой воды. Смотрю туда и представляю, как там рядами стоят щуки. По всем понятиям, именно там они и должны быть. Но для очистки совести несколько раз пробрасываю и наружную сторону. Пусто. А пробраться поближе к уютной гавани, не создавая излишнего шума, нелегко. Стараясь не плескаться веслами, осторожно продвигаю лодку по широким листьям, пока до открытой воды не остается "спиннингом подать". Совсем выезжать на воду чревато распугиванием всего живого. Спиннинг держу практически вертикально, но воблер все равно умудряется зацепить на дне траву. На тройниках приволокся целый пучок нитчатых водорослей. Слишком мелко. Досадно от допущенной промашки. На крохотном пятачке такая грубость недопустима. Вешаю более мелководный "минноу" и тут же ловлю щучку. Ага, место надо тщательно обработать. Через пару забросов бракую и этот воблер. Хоть и идет очень неглубоко, но все равно цепляет изредка траву. Что тут можно применить: поппер, уокер? При осмотре коробки на глаза попадается безымянная китайская подделка под Bent Minnow от ОСП красно­белой расцветки. Этакая кривуля без лопасти. Кажется, как раз то, что надо. Цепляю, бросаю. Твичится воблерок красиво, идет под самой поверхностью и непредсказуемо мечется во все стороны, мне его даже в мутной воде прекрасно видно. Надо только очень коротко дергать, иначе он с хлюпаньем бестолково выскакивает из воды. Или это наоборот хорошо? Щука, промазав, вылетает почти на полметра и, упав плашмя, создает множество брызг. Красиво. А доловится ли, большой вопрос. Метрах в семи от меня выпрыгнула, наверное, думаю, заметила спиннингиста в лодке. Но надежды не теряю, методично проводя воблер по одной и той же траектории. Щука атакует и мажет еще два раза и, наконец, засекается. Подтягиваю брыкающуюся хищницу и вижу, что зацепилась она крайне неудачно, всего за один крючок заднего тройника. У самого борта лодки, когда уже правая рука со спиннингом отведена назад, а левая приготовилась подхватить щуку под жабры, эта неуемная красавица делает финт головой и срывается. Она падает на лопухи кубышек, и я на автомате успеваю подхватить ее обеими руками. Щука в лодке, а из воды виднеется только вершинка спиннинга. Достаю его, досадно ругнувшись. Мокрый, из катушки капает. Нехорошо-­то как. Вот к чему дикие рефлексы вкупе с жадностью приводят. Ну, ничего, небось, высохнет.

Наделали мы тут шума изрядно, и заброс делаю неизвестно зачем. Проводка получилась пустой, но когда она уже практически была завершена, откуда-­то из-­под лодки неожиданно выскочила щучка и толкнула воблер. Следующий контрольный заброс принес развесистый пук травы, да еще и со шлейфом потревоженного ила. Все. Плыву дальше.

Самый конец озера. Кубышки, обрамляющие берега, сходятся в нем, образовав посередине постепенно сужающуюся до самого соединения водорослей прямую дорожку воды. Перспектив здесь особых не видится, что в целом и подтверждается. Два выхода плюс две мелкие щучки, которых, пожурив, сразу отпускаю.

Противоположная от той, на которую приехал, сторона озера в плане рыбалки более благоприятна. К берегу вплотную примыкает дикий смешанный лес, куда отдыхающим, да и рыболовам­-береговикам нет никакого смысла соваться. И это не самое главное. Островки кубышек и пучки камыша не сливаются в сплошной ковер зелени, а оставляют незаполненными водорослями множество крохотных и на первый взгляд совершенно непригодных для облавливания спиннингом прорех. В них невероятное множество малька, там же стоит и щука. Главная трудность состоит в необходимости незаметно подкрасться. Подплывать совсем близко не следует, только бы получилось сделать точный заброс, чтобы сразу не завязить приманку в крепких стеблях. Хода воблеру мало, где пять метров, а где и меньше двух. Поэтому спешить не надо. Щука здесь не отдыхает, а именно ждет поживы и, как правило, уговаривать ее не нужно, хватает сразу. А вываживание получается зачастую своеобразным - не щука подводится к лодке, а наоборот незаякоренная лодка подтягивается к запутавшейся в камыше щуке.

Сходов много, промахов и выходов на приманку безо всякой атаки еще больше. Статистика на сегодня приблизительно такая. На десяток заинтересовавшихся воблером щук приходится три поклевки, из которых только одна-­две реализуются. И пойманная в конце концов травянка в половине случаев отпускается на волю подрастать. Если учесть, что в садке уже есть несколько щучек, можно представить, сколько эмоций мной было получено. Кроме того, удачно разловлен пяток различных минношек от Tamuro и TsuYoki, а кое­-какие модели (куда без этого) попали в печальный разряд аутсайдеров.

Потихоньку начинают съезжаться собравшиеся наконец с духом рыболовы. Один, прикатив на велосипеде, устроился с удочками невдалеке от моей машины. Двое в одной лодке заплыли на кубышки, привязались к вбитым заранее кольям и тоже настроились на карася. Появилась еще одна лодка с пожилым спиннингистом. Он, расположившись напротив, с полчаса бросал в разные стороны небольшую поблескивающую никелем блесну, да так, увы, ничего и не поймав, уплыл, шумно загребая веслами, в дальний хвост озера. Прибыла еще команда из трех человек, начали собирать и накачивать лодки. Скоро вечерняя зорька, а мне пора закругляться.

Щука­-травянка. Александр Тищенко, Воронежская обл.

Прикинув, что ветер и сам снесет меня почти как раз к месту высадки, вешаю крупный воблер с тремя тройниками и по пути бросаю его куда ни попадя. Щука взяла с крепким ударом, и с ней пришлось немного побороться. Вытащил, а она крутнулась в руке, и получилась комедия. Задний тройник у хищницы во рту, а два других накрепко завязли в рукаве джинсовой рубашки. Она еще и брыкается! Держать ее и одновременно вытащить крючки никак не получается. Было, было в жизни намного глупее и хуже в подобной ситуации, когда свободный тройник накрепко засел в ладони, а тут сущие пустяки. Вытащил нож, вырезал без жалости обузу из рубашки. Руку освободил, а щука с воблером упала на дно лодки, и освободившиеся тройники сразу впились в лежащую там мешковину. Да, три тройника на приманке, это, пожалуй, явный перебор, одна морока с ними.

Начинает потихоньку моросить дождь. Пока выплыл, он на время притих, словно для того, чтобы дать мне сделать прощальное фото, и сразу зашелся вовсю и, казалось, конца ему снова не видно. Лодку пришлось сворачивать наскоро и запихивать в багажник мокрой. Завел мотор, включил дворники и поехал. По крыше стучат частые капли, по стеклам стекают холодные струи, а в динамиках звучит забойный древний хит: "Зу-­зу, зу­-зу, зу-­зу, зу-­зу". Славный выдался денек, и на работу завтра можно идти с чистой совестью.