Главная > Статьи > Щучьи наскоки

Щучьи наскоки

Юрий Грон, г. Псков

Я не раз замечал, что необычные рыбацкие приключения давно преследуют меня, словно призраки. Иной раз думаешь, ну что может быть на рыбалке? За много лет уже всего навидался и насмотрелся необычного, но, тем не менее что-то случается, чего не было за прошлые походы на речку.

С одной стороны, конечно, это хорошо, потому, что нескучно, интригует. Но с другой – ведь не верят тому, о чем рассказываешь. Хотя настоящие рыболовы соглашаются, так как и у них есть свои интересные были из личного опыта. Вот и сейчас опишу события так, как все произошло на самом деле.

Весенним майским днем 19 числа (запрет официально был снят 10 мая) мы собрались на рыбалку вдвоем с женой. Вначале, копнув червей возле фермы, остановились в устье Синей реки – живописном месте, где она впадает в р.Великую. Достали удочки и начали ловить живцов на опарышей и червей. Ожидаемого клева, впрочем, не случилось. Жена, которая, как правило, быстренько снабжает меня рыбешкой, не выудила ничего. А мне, к нашему удивлению, удача послала четыре маленькие рыбки.

Видя унылое настроение супруги, я предложил ей сменить место ловли и поехать к бывшей старой мельнице и паромной переправе на Великую. Это было наше старое место, да и не только наше. Запруда в своем зеленом великолепии предстала перед нашими глазами. Однако к нашей машине тут же подбежала крупная черная овчарка, совершенно не издавая лая. Я вспомнил хозяина собаки: он проживал на правом берегу и ещё раньше говорил: “Пес мирных людей не трогает!” “Выходи, Люда, не боись. Он нас не куснет!”

Вскоре мы увидели и крупного на вид мужчину с внучком на алюминиевой лодке, сновавшим на реке, отталкиваясь длинным деревянным шестом. Видно, так ему было удобно управлять своим суденышком. Он взял курс на свой берег, а пес, нисколько не раздумывая, бесстрашно бросился в воду и, несмотря на довольно сильное течение, через несколько минут был на противоположной стороне. Людмила, взяв свою снасть и принадлежности, ушла на поворот реки, а я направился к небольшой заводинке, на первый взгляд казавшейся совсем неприметной. Но у меня с ней было связано несколько рыбацких успехов, и я знал, где мне начать рыбачить.

Начало этого изгиба реки обозначила природа шестью огромными камнями-валунами, а окончание – выходом на ямку, обросшую подводной травой. Течение в этом месте из-за камней замедлялось, и я, раскрыв живцовую удочку, ставил её рукоятью на рогульку, а вершинку удилища укладывал на валун. Сегодня только один из камней торчал на поверхности воды.

Остальные пять – река скрывала. Не приведи Господь кому-нибудь, купаясь, прыгнуть головой вниз!

Можно покалечиться основательно и утонуть! Установив одну снасть, я не успокоился и уложил живца второй снасти прямо на дно в конце заводинки. Третью же свою живцовую снасть я установил выше основного места ловли за пенопластовой лодкой Ершова, моего знакомого, проживавшего на хуторке в ста метрах от берега.

Я присел на стульчике-раскладушке и начал сверять поплавки по ориентирам на правом берегу. Всё вроде бы совпадало. Оставалось только ждать поклевки.

Красиво экипированный незнакомец рыболов классно швырял блесну ниже того места, где я рыбачил. У него на кукане просматривались две небольшие щучки. “А крупные попадались вам нынче, – спросил я его. Да, нет! Вот только эти, – ответил мастер рыбалки. Я неслучайно обратился к нему за информацией. Как раз в это время крупная озерная щука, отнерестившись, скатывалась обратно в Псковский и Чудской водоемы. И выловить трофейный экземпляр каждый рыболов считал за честь. Несколько неожиданно на берегу появился Анатолий Ершов. Поздоровались. Обменялись любезно рыбацкими новостями, и он поспешил домой обедать, так как надо было ехать на работу.

Я сходил за свежевыловленными живцами к жене. У неё их было целое ведерко: плотва, красноперка, густера… Пересадив на свои снасти крупных рыбешек, я вновь скучал. Клева не было. Глаза радовала лишь сочная прекрасная панорама реки, её густо поросшие деревьями и кустами берега, зеленые травянистые ковры да дурманящие запахи огромных кустов сирени. Эх, матушка природа! Да как же тебя не любить! – так и хотелось крикнуть во весь голос.

Время необратимо таяло. Его я уже отсчитывал часами, а у меня поплавки сохраняли полное спокойствие. Хоть бы какой щукленок поворошил моих красавиц плотвиц да красноперок. Мертвый сезон!

Проплывший тихим ходом на своей моторке таксист (такой знак я различил на его авто на берегу) меня обнадежил: “Будет брать после 16-ти часов! Они с другом именно в это время прошлую рыбалку крупняк ловили”. Но ни после 16ти, ни после 17-ти клев на моих снастях не наступал. Я уже был твердо убежден, что удачи сегодня мне не видать. Наверное, год високосный, или ещё чего-то, что мне не дано понять. Подошла ко мне супруга и выловила несколько крупных красноперок. “Давай собираться домой, – угрюмо я ей предложил”. “Подожди! Ты что, не видишь, что у меня клюет!” Она медленно шла вдоль берега и облавливала одной ей известные точки реки, а затем скрылась из глаз за кустарником.

Я же был в полном унынии. Настроение упало до самого нижнего предела. Живцовую снасть за ершовской лодкой я свернул, оставив в траве двойник.

Спиннинг в конце заводинки я также вытащил из воды и уже от скуки стал швырять живца то ближе, то дальше от берега. Шум я создал приличный – пусть хоть эти шлепки услышат мои уши. Прошел за местечко, где только что клевало у жены, и выполнил ещё одну проводку на авось. Уложил удилище на берег и вдруг услышал сильный рыбий шлепок. Я повернул голову на звук. Вокруг моего поплавка, который находился посреди заводи, образовались фонтанчики брызг, а сам он скрылся. Затем на мгновение появился и опять ушел под воду, не появляясь на поверхности. Неужели крупный жерех пошел в атаку на моего живца?

Часы показывали 18 часов 30 минут.

Я подбежал и схватил удилище, снял с тормоза и направился вниз по течению: “Там будет легче выуживать, если что получится”. Это (если что) начало уходить за валуны. Этого я не мог допустить, и что было сил подсёк. Удилище резко прогнулось, а душа затрепетала: “Есть-таки крупняк!” Невероятно тяжело шла рыба к берегу. Один раз она так дернула, что вырвала рукоятку катушки из моей руки. Я тут же схватил всей пятерней “Невскую” и, убедившись, что нет бороды, снова начал вести к берегу. Уже стали просматриваться крупные пятна на боку рыбины, и я приготовился отступить назад и выволочь её. Не тут-то было! Щучища так рванула обратно, что леска оборвалась…

Я взглянул на снасть: ни поводка, ни двойника, ни грузила не было. Я был шокирован. Присел на стульчик и затосковал. Целый день ждал поклевки, и из-под носа ушла крокодила… Говорить жене или промолчать? Опять заведется, мол, у тебя снасти на четвертую букву алфавита, порядочную щуку не выдерживают… Я посмотрел на свои руки – они не дрожали, а лишь стиснулись в кулаки. Ну, что ж, ушла так ушла. Кому-то больше повезет. Взял другую исправную снасть, снабдил её крупной красноперкой и отправил на средину заводи. Привычно уложив вершинку удилища на камень, а рукоять – на рогульку, я направился к стульчику – продолжить мысленный разбор моей сегодняшней рыбацкой катастрофы, но не успел.

Поплавок, медленно погружаясь, как перископ подводной лодки, ушел с поверхности реки. Фантастика! Видно, оборвавшая снасть решила повторно проверить меня на прочность. Я обрадовался, как ребенок “киндер-сюрпризу”, и приготовился к дублю-два. Через несколько десятков секунд мои нервы не выдержали, и я подсекнул, выбрав слабину предварительно.

Прогнулось мое удилище, как и в первый раз. Точно она, мне Богом посланная за все предыдущие холостые рыбалки, – сверлила мысль. Заходила ходуном леска. Рыба делала отчаянные рывки, но ничего у неё на сей раз не получилось. Я выволок её на берег, и мы пару секунд смотрели друг на друга. Никаких двойников и оборванных лесок у неё из пасти не торчало. Это была другая крокодила. “Мы с Тамарой ходим парой” – вспомнилось детское. Навскидку она была под семь килограммов – уже потом моя жена (а она строгий семейный эксперт) так заключила.

А вот и жена появилась на тропинке довольная, улыбающаяся и без злобы изрекла: “Ну, что, щукарь-неудачник, домой?” Обижаете, мадам! Посмотрите, кто там, в травке, лежит? Люда, конечно же, удивилась и обрадовалась моему трофею. Даже когда я ей рассказал об оборванной леске, успокоила: “Бог увидел твои искренние старания и наградил”.

Через некоторое время появился красиво экипированный рыболов. Увидев щуку, произнес: “Дождался-таки, поклевки, поздравляю!” Честно говоря, – ответил я ему, – хотели уехать ещё полтора часа назад. Кто знал, что аппетит к зубастым придет в половине седьмого вечера. Не менее привлекательной оказалась рыбалка и через неделю. Я с женой приехал на то же самое место. Несмотря на выходной рыболовов практически не было.

Я, как и в прошлый раз, выставил три живцовые удочки. Малых рыбешек мы выловили довольно быстро, и мне оставалось лишь ждать. Конечно же, я мечтал вновь о трофейной хищнице. До двенадцати часов я лишь любовался природой, перебирая в памяти наиболее характерные эпизоды, связанные с этой запрудой. После полудня исчез из вида поплавок на средней живцовке и больше не всплывал. Для меня это был характерный признак того, что взяла крупная рыбина.

И подумал я, что началась вторая серия. Едва я взял в руки удилище средней живцовой, как утонул поплавок на снасти, что была выставлена на выходе из заводинки. Затем раздался протяжный треск тормоза её катушки. Снова появился поплавок, потом опять ушел под воду. Дергаться я не стал, а стал выбирать слабину на средней удочке. Обстановка заставляет подсекать... Что я и сделал. С трудом было вываживать пятнистую хищницу. В четырех метрах от берега она выполнила выход из воды (свечку) и затрясла головой.

Это ей не помогло, и уже через несколько секунд она лежала в высокой траве на берегу. Я тут же побежал ко второй живцовой снасти. Поплавок был на поверхности, но переместился к разрезу воды. Неужели сошла? Нет, на двойнике, и я тут же вытащил её к своим ногам – она сама засеклась. Первая щука весила под три килограмма, вторая – за кило. Неплохо.

Настроение заметно поднялось. Я взглянул на поплавок третьей удочки. Он был явно не там, куда я его забрасывал. Неужели и здесь хищница? Нет! Я осмотрел живца на берегу и увидел глубокий длинный разрез на рыбке. Этой зубастой удалось уйти с двойника. Таким образом, щучья атака произошла одновременно на трех выставленных снастях. Похоже, скатываясь после нереста, стая зашла в заводинки перекусить, так сказать, где её ждали мои удочки.

Такой успех меня, конечно же, обрадовал. Я предполагал, что будут еще поклевки. Но мои ожидания оказались напрасными. Я добросовестно мониторил поплавки до самого вечера, а затем мы с супругой уехали домой.

За эти две рыбалки у нас осталась масса впечатлений. Говорят, что подобные мероприятия даже продлевают жизнь. Этого утверждать я не могу. А вот воспоминания об этих поездках остаются на все оставшиеся годы жизни. Смею заметить, это точно!

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 9(359), 2017 г.