Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Сетей стало меньше…

Сетей стало меньше…

Дмитрий Соколов

3 мая 2017 г. я принял участие в очередном рейде Нижегородского отдела Росрыболовства. Кстати, с недавнего времени отдел относится к Московско-Окскому территориальному управлению (ранее к упраздненному Верхне-Волжскому), но на суть работы переход никак не отразился: те же рейды, те же сети и браконьеры, довольно много “бумажной” работы… Во время нереста работа на воде, конечно, самая важная. 

репортаж10-2.jpg

Со старшим госинспектором Дмитрием Зуйковым приехали в Воротынец, где я познакомился с местным госинспектором – Александром Ефимовым. Александр с 2003 года служил в Водной милиции, детально изучил акваторию, вышел на пенсию по выслуге лет, но долго дома не усидел – продолжил службу в рыбоохране. По его словам, сетей год от года становится все меньше. Что, собственно, и подтвердили итоги нашего выезда.

Стартовали от причала “Васильсурской слободы”. (База на тот момент не работала, из персонала – только двое “дежурных”.) Пошли в сторону Михайловского. Заглянули в Мишенькины острова. Ушлые браконьеры перегородили вход в нерестовый залив связкой из деревьев: со стороны смотришь – как будто бобры поработали. При ближайшем рассмотрении оказывается, что не бобры – животные, несмотря на всю их сообразительность, еще не могут связывать деревья веревками, по старинке надеясь только на крепкие зубы. Но вода поднимается, завал уже не перегораживает весь залив, так что затея браконьеров оказывается напрасной – Александр поработал здесь накануне.

репортаж10-1.jpgрепортаж10-3.jpg

Пересекаем Волгу, смотрим заливы возле Михайловского – всего две пустые “китайки”. Видимо, только поставили – рыба плещется, шныряет по мелководным заливам, нерестится. Встретили несколько рыболовов с поплавочными удочками – в уловах красноперка и сорожка.

Александр опять сетует на отсутствие сетей и их хозяев. Говорит, что раньше составить пять протоколов в день было обычным делом, а сейчас за каждым из оставшихся браконьеров надо побегать, совместно с полицией проводятся целые операции по задержанию.

репортаж10-4.jpg

По узкой протоке заходим в Черное, осматриваем тамошние заливы – сетей нет. Выходим на Волгу и летим под Василь, где, наконец-то, вылавливаем “торпедой” мелкоячеистую сеть, в которой густо запуталась волжская разнорыбица: густера, плотва, красноперка, чехонь, синец… Часть рыбы при отпускании довольно быстро приходит в себя и уплывает, часть – увы…

Чуть ниже по течению на глубине находим три “настоящих” капроновых сети с ячейкой 65 мм. Это уже явно работа профессионалов, и рыба уже взрослая: речные караси, лещи и судаки. С берега нас “пасут”, ругая, наверное, всеми возможными словами. Очистив участок, идем ниже, в Хмелевку, напротив которой на меляке застрял большой топляк. Александр рассказал, что это дерево лежало на Лысой горе, паводком его понесло на Волгу, и по дороге эта огромная “кошка” собрала сразу несколько сетей – интересный природный способ борьбы с “клетчатыми удочками”. Которые до 15 апреля ставятся артелями на вполне законных оснований, согласно наших корявых Правил рыболовства. Нет, чтобы объявлять запрет с распаления льда… но об этом мы уже неоднократно рассуждали и повторяться в 1000-й раз, насколько я понимаю, нет никакого смысла…

репортаж10-5.jpg

В мелководных заливах Хмелевской протоки температура воды – выше 12 градусов. Уже отнерестились щука с окунем, возможно, и жерех уже отметал, очередь сорожки… Однако прогноз пророчит резкое похолодание, так что нерест может и растянуться. Но это не страшно, важно только, чтобы воду резко не сбросили, что, увы, бывает не так уж редко.

Сетей в Хмелевке нет, зато есть шикарное гнездо рыбоядных ястребов на высоком затопленном пне.

Скопа – крайне редкая в наших краях птица, очень красивая как сама по себе, так и во время охоты. Это лентяй коршун достает рыбу из воды одной лапой, словно боясь замочиться, – скопа ныряет за своей добычей, что называется, “с головой”. Хозяева гнезда летают рядом, но позировать, как обычно, отказываются, скромники такие… Сделав снимок гнезда, уходим из Хмелевки в Суру. Недалеко от устья Суры в нее впадает речка Огневка – тоже традиционное место сетевого браконьерства. Соответствующие ботники на берегу есть, запускаем “торпеду”, проходим основательный участок, но сетей не обнаруживаем. Время – далеко за полдень, на открытой воде ветер разгоняет волну “с беляками”, решаем не искушать судьбу и возвращаться на базу.

репортаж10-6.jpg

По итогу рейда можно сказать, что сетей на участке действительно мало. Такому сильному браконьерскому прессингу, как некоторые “закрытые” озера и притоки Горьковского моря, волжские заливы не подвергаются. Что не отменяет ежедневной работы инспекторов рыбоохраны и содействия  рыболовов-любителей.

Напомню, что звонить по фактам браконьерства надо по телефонам Нижегородского отдела: 215–11–90; 215–11–91.

Нижегородский отдел Росрыболовства за “двухмесячник”:
Самостоятельных рейдов 258
Совместных рейдов 254
Фактов незаконного лова либо реализации рыбы 489
Возбуждено уголовных дел 13
Изъято 627 сетей длиной 43,17 км
Изъято плавсредств 15

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 4(63), 2017 г.