Серебристая радость
Юрий Демин, г. Воронеж
Фото автора
Иногда, чтобы вспомнить детство, да и просто проверить реакцию на быструю поклевку, отправляюсь я специально на ловлю серебристой радости – уклейки.
Почему серебристую, так это понятно, цвет такой рыбешка имеет, а вот радость – так, обжаренная в маслице подсолнечном, крупная и жирнехонькая, обрадует она и насладит всех домочадцев…
После весеннего разлива небольшенькой воронежской речки Хавки, в ее пойме остаются малые озерки, буквально “кишащие” крупной уклейкой, пришедшей в те места на нерест и не успевшей “скатиться” в родную стихию с оттоком большой воды.
До конца лета азартен там ее лов. А потом… пересыхают малые водоемчики и рыбка становится легкой добычей для серых цапель, норок и выдр. Даже озерные лягушки уклеей не брезгуют. Не раз наблюдал, как они, в образовавшемся мелколужье, успешно поглощали оказавшуюся в безнадежье, рыбеху. Правда, чтобы не подавиться, выбирали самые малые экземпляры. А вот ужи, так те, зарились лишь на крупняк. Встретишь такую змеюку на косогоре у озерка, где самый, что ни на есть солнечный припек, а у него, не то, что брюхо раздуто от уже съеденного, но и хвост уклейки из горловины торчит. Дюже падки на дармовщину те неядовитые змеюки.
Нет смысла отправляться на ловлю уклейки в самую рань. Она из тех немногих рыб, предпочитающих трапезничать в световую пору.
От дачи моей до ближнего озерка всего-то полчаса хода. Иду вдоль лесопосадки и время от времени вспугиваю куропаток. В последние малоснежные и относительно теплые зимы, развелось их в окрестностях во множестве. Только не точно выразился, что вспугиваю я куропаток – они пугали меня, поднимаясь из травы с шумом и треском от крыльев всего в метре от путника…
Увлекательна ловля уклейки. Хватает наживку сходу, будь то опарыш, кусочек червя или крутого теста. Вылавливаю рыбешку совсем через малые промежутки времени. Спортивная такая рыбалка получается. И, как разочарование – поимка полутораладошечной плотвы или красноперки. Заглатывают они маленький крючок и время по его изъятию теряется. Пришел-то специально уклею половить, а черед другой разновидовой рыбехе еще придет…
Не много представителей пресноводной ихтиофауны имеет столько нарицательных имен, как уклейка. Как только в разных регионах России ее не называют. И баклейка, и бысрюга, и верховодка, и дергунец (видимо, за резкую поклевку), и обманщица (за способность сдергивать наживку), и селава, и салага (за малые размеры)… Сотни и сотни местных названий. Лишь, в “Лечебнике”, изданном в 1672 году (см. “Картотеку Древнерусского словаря”) названа она впервые уклейкой. И не случайно то название та маленькая рыбка получила. Из ее чешуи путем вываривания приготавливали первоклассный клей, не размокавший в воде и придававший изделиям особую прочность.
Десятки лет назад, когда еще издавался альманах “Рыболов-спортсмен”, с увлечением читал репортажи с соревнований по ловле уклейки. Удивлялся, что лидеры ловили сию малую рыбешку с интервалом в несколько секунд. Правда, на крючок без цевья и со знатной прикормкой на навороченные сверхлегкие удильники. А здесь, не на водных просторах, а на малом озерце, я чуть ли не приблизился к тем давним рекордным показателям. И это на двухметровый бамбуковый удильник, в юности своей произраставший полвека назад в субтропиках Абхазии.
Сметливый российский народ не зря придумал такую присказку: “всякая рыба хороша – лишь бы на уду и в сеть пошла”. Или уж совсем аллегорическую: “И маленькая рыбка лучше, чем большой таракан!”
Пишу эти строки, а через коридор из кухни натекают на меня знакомые гурману запахи готовящегося на сковородке рыбного блюда. То супруга моя обжаривает толь-толь пойманную и принесенную уклею. Много ее сподобился я изловить, но не пожадничал, всего лишь пятилитровое ведерко блесткой рыбкой наполнил за два часа рыбалки на затерянном озерце. Вспомнил бы и еще что-нибудь о былой ловле уклейки, но только не сейчас – шкварчащая сковорода с лакомой и нежной рыбкой уже на столе…
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 14(364), 2017 г.