Семга
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 1(87), 2006 г.
Воспоминания, связанные с рыбалкой в прошлом веке, - это прежде всего отец, которого рыбалка в то время увлекла. Он прогрессировал быстро и вскоре стал одним из основных браконьеров - спиннингистов. Почему браконьеров? В Онеге ловилась семга, ну а из-за нее ловля спиннингом в реке запрещалась полностью. Конечно, десятка два рыбаков в городе были, но думаю, что не больше.
Поймать семгу было делом не простым и даже фантастическим. Во-первых, делалось это всегда на грани, рыбинспекция строго следила за рекой. Во-вторых, я ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь поймал семгу на фабричную блесну. А изготовление тяжелых блесен в домашних условиях требовало умения и настойчивости.
Зацепов в реке было много, а потеря такой блесны была чуть ли не трагедией. Уходили часы на то, чтобы отцепить блесну. Для этого брали приличное бревно и вбивали в него скобку из гвоздя, так чтобы леска оказалась внутри скобки и отталкивали бревно от берега. Оно плыло по течению и одновременно по леске отходило от берега. Постепенно бревно доводилось до места зацепа и в большинстве случаев отцепляло блесну. Оставалось только грамотно вывести бревно обратно к берегу.
Все эти сложности и угрозы приводили к тому, что семгу ловили всего несколько умельцев. Ловить то ловили, но много ли поймали? Думаю, что совсем не много. Отец за сезон ни разу не поймал более трех штук, а уж за один день поймать пару - этого просто не было. Правда, параллельно попадалось 5-6 щук, иногда достаточно крупных, но отец всегда боготворил семгу. Не знаю почему, но мелкая семга никогда не ловилась. Рыбу меньше 10 кг я не видел. А вот 20 кг - это была норма. Борьба с такой рыбой была отчаянная, причем я бы сказал, что оканчивалась она 50 на 50. И это, естественно, показатель для опытного рыбака. Катушка только "Невская", леска 1,0, самодельный багорик в сапоге.
Попавшаяся семга закладывала виражи, делала свечи, устремлялась в берег и вообще вела себя достойно. Однажды на приличной скорости она вылетела на покатый каменистый берег метрах в 10 от отца, прямо мне под ноги. При этом блесна вывалилась у нее изо рта. Я упал на рыбу сверху, она меня сбросила, но отец успел подбежать.
Я отнюдь не сторонник браконьерства, но в моем понимании этого слова. За всю жизнь пришлось посмотреть на истребляемую всеми доступными способами рыбу и даже, к моему стыду, участвовать в этом. Это был азарт молодости. Но ловля семги на спиннинг - это труд, спорт и искусство. У нас же жизнь на берегу и ловля рыбы из реки часто считается преступлением. Жизнь в деревне и собирание шишек в соседнем лесу - преступление. Надо еще запретить грибы и ягоды. Но вернемся к семге. Она почему-то очень любила огромные валуны и часто выпрыгивала около них.
Поймать семгу в конкретном месте было трудно, а поймать ее в произвольно выбранном практически нельзя. Огромная река, а вот на ней всего 5-10 семужьих мест. Конечно, в Онегу впадали мелкие реки, среди которых были нерестовые. Там семги было много больше, но и охранялась она еще строже. Были и рыболовецкие колхозы, которые вылавливали семгу промышленным путем. В дно поперек реки вбивались толстые деревянные сваи и между ними натягивались сети. Так как река перекрывалась почти полностью, семги попадалось много. Считалась, что вся она идет на экспорт. По крайней мере, купить семгу в городе было невозможно, ее просто никто не продавал.
Километрах в 10 выше города на Шелексе был рыборазводный завод, где выращивали и выпускали в реку малька семги. Малька были тучи, а вот был ли какой-то научный анализ поголовья семги, я не знаю.
Естественно, что никто и не помышлял о ловле семги на так популярных сейчас мушек. Думаю, что никто даже и не слыхал о нахлысте.
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 1(87), 2006 г.