Секретный фарватер
Алексей Люлев, г. Н. Новгород
Рыбалка круглый год № 8(94), 2006 г.
Так называемая фарватерная охота считается едва ли не вершиной охотничьего мастерства. Она требует, прежде всего, хорошей физической подготовки. Большая глубина, сильное течение, невысокая прозрачность воды - вот с чем приходится сталкиваться на крупных реках при охоте на русле.
Первый раз о такой охоте услышал три года назад, сразу же, как только начал заниматься подводной охотой. Новичку, делающему первые шаги, тогда приходилось только мечтать о больших глубинах и крупных рыбах, обитающих там.
Наступила очередная весна, река кое-где вскрылась ото льда, но обильного таяния снега еще не было, и прозрачность воды стала максимальной для этого водоема - до трех метров. Как же тут удержаться от соблазна? Скорее залезть под воду. Первые вылазки были неутешительные, видимо, рыба еще не отошла от зимней спячки, и глаз под водой радовало только изобилие окушков-матросиков.
И вот на одной из охот случайно пересеклись с коллегами, которые охотились гораздо дальше от берега, на самом русле. Это было странно, т.к. коряги и другие перспективные, с нашей точки зрения, места располагались ближе к берегу, поэтому исследование фарватера никогда не входило в наши планы. Когда своей компанией мы, заканчивая охоту, подплыли к берегу, со стороны реки раздались восторженные возгласы коллег-подвохов, обращенные к нам. "Смотрите, какие здесь судаки!!!" - крикнул один из них и поднял трофей над головой. Даже издалека размер впечатлил. Как оказалось, судак весил 8,2 кг, а чуть позже эти парни взяли еще двух - 7,5 и 6 кг. Под впечатлением увиденного, мы готовы были снова лезть в воду, но ждали домашние заботы.
До выходных и в субботу съездить на охоту не удалось - у всех оказались семейные дела, а суббота еще и добавила азарта: друзья ездили нырять и взяли еще судаков на 7,5 кг и чуть меньше. Как я пережил эту ночь, лучше не рассказывать.
С раннего утра трио подводных пловцов уже мчится на реку. Легкий морозец, яркое солнце и шикарная видимость дополняют боевой настрой. Быстро надеваем снаряжения, бежим к воде, и... процесс охоты начинается. Сначала на всякий случай проверяю коряжки чуть поближе, но они пусты. Течение достаточно мощное, и сильно сносит, бороться с ним не хватает сил. Пешком поднимаюсь против течения - и в повторный заход: иду на середину реки. Хочется попробовать, что же это такое фарватерная охота, охота на глубине.
Глубина на русле оказывается шесть-восемь метров, течение чуть сильнее, плюс на такой глубине начинается полумрак, и глаза на дне какое-то время привыкают к низкой освещенности. На руке компьютер Suunto D3, который считает время нырка и отдыха. Это уже не барахтанье на двух-трех метрах, где нырки делаются на автомате, не задумываясь об отдыхе. Здесь приходится для отдыха четко вылеживать на поверхности полторы-две минуты, при этом работая ластами, затем - неторопливый нырок. Постепенно вхожу в ритм нырков и отдыха, достигая минутной задержки дыхания под водой.
Со слов коллег, у дна возможны два варианта поиска рыбы - просто сплав на некотором расстоянии от дна или лежка. Именно так, недавно, они брали и крупных судаков, и сазанов. В течение полутора часов пробую и то и другое, но безуспешно. Нагрузка дает о себе знать, появляется усталость. Добавляет ощущений еще то, что движения под водой практически сведены к минимуму, отсюда тело начинает подмерзать. Возникают мысли об окончании охоты.
Дно очень ровное, встречаются лишь одинокие камни и закопанные наполовину в песок бревнышки, и свою большую рыбу на фарватере в этот раз так и не встречаю. Ни с чем и гребу к берегу. Около берега вижу тех самых парней, которые неделей раньше взяли трофейных судаков. Они только заходят в воду и любезно приглашают присоединиться к ним. На сей раз на русло не плывем, а гребем куда-то в сторону противоположного берега и ниже по течению. Рельеф дна меняется. Сначала начинаются подводные барханы с глубинами два-три метра, а затем свал метров на шесть. Ныряем везде, но на поверхности лишь обмениваемся отрицательными качаниями головой.
Постепенно наша большая компания распадается, и мы с Сергеем заплываем дальше всех, к противоположному берегу. Опять монотонный поиск рыбы на незначительных глубинах, но видим лишь мелькание мелочи. Когда время охоты подходит к четырем часам, начинаю работать к берегу, от которого уплыли довольно далеко. Периодически продолжаю нырять. Попадаю в какую-то ложбинку, которую окаймляют каменистая гряда и подводный бархан с другой стороны. Глубина под три метра, солнце бьет из-за спины, и весь подводный мир прекрасно виден сверху.
И вот здесь начинается то, ради чего мы и ездим на охоту. Мою подводную тень вдруг пересекают несколько темных силуэтов. Судаки!!! Штук семь-восемь, но сверху кажутся мелковатыми. Глубина метра три. Стрелять сверху не решаюсь, т.к. не знаю, смогу ли попасть с такого расстояния, и не уверен, что вообще хватит длины линя, также сомнений добавляет и то, что стая проходит, и ближе ко мне оказываются не самые крупные ее представители. А хочется взять трофей! Аккуратно, почти не дыша и не работая ластами, можно сказать, одним усилием воли продвигаюсь за стаей. Чуть подныриваю, чтобы встать на линию выстрела, но судаки сразу это чувствуют и уходят вперед. Пытаюсь их настичь, как неожиданно один из них возвращается и проходит почти подо мной.
Медлить больше нельзя. Стреляю прямо сверху и попадаю! Точно в хребет, точно, куда целился. Браво, "Таймень", не подвел! Несмотря на то что с поверхности судак казался маломеркой, подтянув, обнаруживаю, что он явно под три килограмма. Вот так новость! Какой-то оптический обман! Вожусь с куканом недолго, но повторно найти стаю удается не сразу. Но зато, какая радость появляется на сердце, когда силуэты хищников обозначаются на пределе видимости. Медленно нагоняю их, вижу, что они начинают суетиться, но теперь уже не сомневаюсь и стреляю сверху с расстояния 3-3,5 метра в ближнего ко мне. И опять точное попадание!!! Этот судачок меньше, но все же под два килограмма, а в стае он был самым маленьким!
В такие моменты забываешь про холод, про усталость, накопившуюся за четыре часа охоты, про ожидающую дома жену с ребенком, - все перестает существовать. Остается лишь желание пусть не подстрелить, так хоть увидеть еще раз этих самых красавцев! К сожалению, больше встретить этих клыкастых не удается.
Все, пора домой. На вскидку - работать ластами более одного километра, и это при сильном течении. Хорошо хоть встречается отмель, и часть пути пешком иду по колено в воде. Последние метров двести до берега плыву "в стиле Чапаева", подгребая свободной от ружья рукой. Когда выхожу на берег, от усталости даже шатает, а впереди еще путь до машины, который занимает почти час. Коллеги давно уже ждут, согреваясь чаем и бутербродами. Обессиленный, но в глубине души, конечно, счастливый, переодеваюсь, и по пути домой сплю на заднем сиденье.
Вот таким и получилось мое первое знакомство с фарватерной охотой, хотя рыбу именно на русле я и не взял. Но когда вижу трофеи охотников, взятых на глубинах, при сильном течении, - по белому завидую их тренированности и мастерству. К мечте же любого охотника взять ту самую, заветную рыбу добавляется и безумное желание нырять все глубже и глубже, наслаждаясь просто ощущениями единения с этой средой обитания.
Алексей Люлев, г. Н. Новгород
Рыбалка круглый год № 8(94), 2006 г.