Счастливый случай
Александр Винокуров, Башкортостан.
Рыбалка круглый год № 7(93), 2006 г.
Много слышал о счастливчиках, которые попадали на активный клев рыбы, пробурив по первому льду не один десяток лунок. И при правильном выборе мормышки, блесны, балансира сказочно облавливались - до 10 килограммов улова...
Однажды, и не по первому льду, мы "активно" наблюдали жор горбачей в заливе реки Белой, у села Груздевка, что на границе Башкирии и Татарии. Приехав на залив, увидели там около десятка местных и приезжих рыбаков. Но после трёх часов бесклёвья приезжие быстро свернулись и укатили, видимо, на другие водоёмы, да и местные рыбаки тоже спешно покинули залив, потому как "скотины полон двор и прочую работу по хозяйству никто не отменял".
Для нас первый день рыбалки заканчивался уныло. И мы с Анатолием Фёдоровичем Пашиным (кстати, чемпионом 2003 года г.Уфы по подледному лову на мормышку) решили остаться и завтра разведать залив по всей акватории. Переночевав в посёлке Андреевка, морозным, пасмурным утром, ещё затемно, мы были на льду "лагуны" - так "чемпион" обозвал залив.
Часам к одиннадцати появилось подозрение, что вчерашняя ситуация повторяется. Пробежав по заливу, пробурив по десятку лунок, мы на двоих "нашаманили" не более килограмма средних окушков. Почему "нашаманили"? Испробовали все виды насадок, блёсен, балансиров, мормышек - и даже весь запас нехороших слов и заклинаний! - ничего не помогало. Оставалась одна возможность и последняя надежда: попробовать на противоположной стороне залива, где "плешины" камыша говорили о малой глубине. Отсутствие старых лунок показывало, что ни местные, ни залётные рыбаки здесь не рыбачили.
На первой же лунке поклёвку заметил не по кивку, а почувствовал кистью руки. Жёсткий удар, подсечка - и окунь-горбач, не менее 250 г, бойко отплясывал у моих ног. Глубина была небольшой (меньше метра). Маленький балансир зелёно-розово-желтого окраса, напоминающий мелкого окунька, поднимался сантиметров на пять от дна, "матросик" поддёргивался с небольшой амплитудой и на несколько секунд останавливался. Поклёвки, как правило, следовали во время пауз и практически сразу после очередного опускания балансира в лунку.
Поняв, что это не случайность, я позвал Анатолия. "Чемпион", не торопясь, выдержав паузу, позволил себе приблизиться к "клёвому месту". Достав удочку с вертикальной медной блесной и насадив на крючок мотыля, он (до обидного быстро!) догнал, а затем перегнал меня по количеству и весу пойманной рыбы. Чемпион, он и в Африке чемпион! Да еще я допустил досадную, тактическую ошибку - начал менять балансир на блесну и потерял уйму времени, ещё больше увеличив разрыв.
В итоге, изловив на двоих десятка четыре горбачей, мы оказались свидетелями неожиданного полного "отключения" клёва - как по рубильнику! Но - Праздник состоялся!!!
Память об "ураганном" клёве ещё долго влекла нас в заветную "лагуну". Но "минуты счастья" не повторялись - каждый раз возвращались с небольшим уловом, мелкого и среднего окуня.
Но, пожалуй, самым ярким событием запомнился мне жор налима. Случилось это в 1990 году, ранней весной, в середине марта. Несколько дней было морозно, вьюжило, а в субботу, после обеда, успокоилось - наметилась оттепель.
Обзвонил друзей, приглашая "на налима", и понял, что придётся ехать с сыном, десятиклассником Володей. Многие потенциальные участники были уже "на природе", а оставшиеся назвали веские причины.
Проехав мост через Белую у деревни Шареево, мы повернули налево, направились к устью Сима, к деревне в три дома - Кардон.
Первый налим взял ещё засветло почти сразу, на третьей лунке, на десятиграммовую, круглую мормышку с кусочком ерша, пойманного на прошлых рыбалках. Использование дополнительно насверленных лунок на обнаруженной "тропе" давало возможность непрерывно "провоцировать" налимов на поклёвки стуком мормышек о дно. Чувствовалось, что шёл "ход", рыба валом проходила через наши лунки. И у сына сбоев почти не было, клевал налим жадно и постоянно, кучка рыбы уже заметно росла на глазах.
В полночь на берегу замаячил человечек. Это был сын местного егеря - Мишаня. Коренастый, плотно сбитый, небольшого роста пацан пришёл с огромным ведром - по воду! Увидев пойманных крупных налимов, Миша забыл зачем шёл - стал активно помогать нам "брать рыбу"! Через полчаса не выдержал, попросил кусок лески и крупную мормышку. Срезав ивовый прут, он тотчас сладил нехитрое орудие лова и начал "стучать" в одной из имеющихся лунок и... не без успеха!
Давно замечено, что начинающим рыбакам везёт: на первой рыбалке самая крупная рыба попадает новичку. Мишкин первый налим тянул на все пять килограммов! Нужно было видеть, как он тут же схватил диковинный трофей, не забыв смотать "удачливую" удочку, и быстро побежал домой. Больше мы его не видели, только оставленное ведро напоминало о визите, теперь уже точно можно сказать, заядлого налимщика!
Далее рыбалка превратилась из радостного и желанного отдыха в монотонную и утомительную "работу", да ещё и с травматизмом! Из-за отсутствия экстрактора, каждый пойманный налим оставлял на внешней стороне указательного пальца "след" от множества мелких зубов.
В третьем часу ночи клёв затих, а потом прекратился вообще. Рыбы было столько, что мешок, прихваченный из багажника, оказался "неподьемным"! Но - "своя ноша не тянет".
С первыми лучами солнца мы возвращаемся домой, разгружаемся у подъезда, где нас застаёт рыбак-сосед, спешивший на работу. Количество рыбы его настолько удивило, что он стал искать на трофеях "следы от сети". В итоге придирчивой экспертизы заключил: "Рыба поймана на крючок!"
После удачной экспедиции мы раза три (через день-два) наезжали на Кардон "бригадами" налимщиков, желающих повторить успех. И хотя в природе ничего не менялось (фаза луны, заморозки по ночам и оттепели днём, направление и сила ветра, давление, влажность и т.п.), ловить удавалось по одному, в лучшем случае по два-три налима. А через неделю на реке пошел лед и, возможно, предчувствуя это заранее, "сообщество" налимов спешно мигрировало из мелководной, но уютной и чистой речки Сим в ямы глубоководной Белой, чтобы там "перекантоваться" на время весеннего катаклизма.
А нам с Володей просто подфартило оказаться на "тропе" налимов "в нужное время, в нужном месте". Фаталисты и астрологи считают это условие обязательным (наряду с "правильным" расположением звёзд) для СЧАСТЛИВОГО СЛУЧАЯ, УДАЧИ.
Случается, что литературные произведения заканчиваются ремаркой: "имена и фамилии участников событий изменены". В конце этого повествования торжественно заявляю: если кто вдруг усомниться в достоверности уловов (как небывалых, немыслимых, теоретически невозможных и т.п.) для снятия оскорбительного недоверия может найти указанных по тексту, реально существующих, участников и свидетелей, - дай Бог им всем здоровья и удачной рыбалки!
Александр Винокуров, Башкортостан.
Рыбалка круглый год № 7(93), 2006 г.