Счастье рыбацкое
Игорь Арутюнов, г. Н. Новгород
Рыбалка круглый год № 12(98), 2006 г.
Из всех категорий рыболовов "сазанятники" стоят, на мой взгляд, наиболее обособленно. Карповая рыбалка не выносит шумного соседства, неспешна и продуманна до мелочей, чем и отпугивает большинство любителей. Конечно, разговор идёт не о платных рыборазводниках, где карп является основной добычей. Попробуй поймать этого бронзового силача в обычной реке. Вот где он покажет свой буйный нрав и, прежде чем сдаться, перепробует весь свой огромный арсенал хитростей и подлостей. Как щепки ломаются самые крепкие удилища, гнилой ниткой рвётся лучшая леска. Руки дрожат до такой степени, что невозможно прикурить сигарету, и долго утреннюю тишину нарушает разочарованный матерок. А сколько "правдивых", почти мистических историй о сазане рассказано подле рыбацких костров? Не зря говорят, что рыболова, взявшего в одиночку сазана свыше 10 килограмм можно смело относить к высшей лиге. Но это эмоции, а вот и факты.
В году девяносто шестом рыбачил я на реке Торец, что протекает по Донецкой области Украины. Типичная равнинная река с очень умеренным течением, к тому же перегороженная во многих местах плотинами водозаборов. В уловах преобладал мерный карась от 200 до 500 грамм , изредка радовал такой же сазанчик и окунь. Надо сказать, что местные рыболовы оборудуют для себя мостки из подручных материалов с лавочкой и стойками под удочки. Но в тот день, о котором я хочу рассказать, моё внимание привлекло место абсолютно неудобное для рыбалки.
Стена камыша прерывалась небольшим прогалом. Зная по опыту, что при наличии поблизости ямы к таким местам любит выходить на кормёжку крупный сазан, я начал располагаться на новом месте. Сначала, для того, что бы ознакомиться с рельефом дна в месте рыбалки, закрепил на крючке глубомер и сделал несколько пробных веерных забросов с подтягиванием. Выяснилось, что в паре метрах от камыша начинался резкий свал в яму, в которой лежало затопленное дерево. Рассыпал на месте ловли пареную пшеницу и забросил две удочки, одну на хлеб, другую на перловку. Учитывая возможные поклёвки крупного сазана и наученный горьким опытом, я сделал безповодочную оснастку на обеих удочках. А именно, каждое удилище было оснащено пропускными кольцами и "Невской" катушкой с приличным запасом Cormoran Sport Lain диаметром 0,35 мм . Для того, чтобы исключить любые, даже незначительные, повреждения лески, стопором для скользящего груза служили вырезанные из чёрного ластика небольшие квадратики, одетые на основную леску с помощью иглы. Итак, время шло, и скоро стали заметны пузыри поднимающиеся со дна.
Рыба собиралась на прикормку и активно рылась в донном иле. Однако поклёвок всё не было. Рыба реагировала на прикормку, и, судя по пузырям придонного газа, рыба не мелкая, а в моём садке за час оказалась только пара стограммовых карасиков. Решив перекусить, я достал пакет с едой, и тут меня осенило - картофель. Недоваренный картофель - отличная наживка для крупного сазана. Нарезал из картофеля кубики сантиметра два в толщину, и наживил новой насадкой одну из удочек. Удобно устроившись, я приступил к трапезе, время от времени поглядывая на поплавки. Первую поклёвку я, как водиться прозевал. Одно из удилищ, как ракета из пусковой установки, вылетело из подставок и нырнуло в воду. Я уверен, что если бы снять на видео мой последовавший за этим прыжок, можно было бы свободно победить в викторине типа "А Вам слабо?". Расстояние от меня до удочек составляло метра два, два с половиной. И это расстояние я пролетел за доли секунды и успел ухватить комель стартовавшего удилища уже в воде. Естественно, по закону подлости, большой палец, при этом, попал в барабан катушки. Леска и удилище, в одно мгновенье, вытянулись в одну линию и раздался противный щелчок, говорящий о том, что первый раунд остался за сазаном. Позабыв о еде, трясущимися руками наживил картофелем обе удочки и сел рядом с ними, не сводя немигающего взгляда с поплавков. Я уж не знаю, действительно ли сазан так хитёр, как описывают его в рыбацких рассказах, но вторую поклёвку я прозевал снова. Причём отвёл я взгляд на секунду, для того, чтобы взять горсть прикормки. На картофель сазан берёт резко и уверенно. Один из поплавков просто исчез под водой. Я схватил удилище и подсёк. Второй раунд начался уже с моим преимуществом, но продлился тоже не долго.
Сразу стало понятно, что на крючке рыба, относящаяся к разряду трофейных. Успешно погасив первый, самый мощный, рывок сазана, я делал всё возможное, чтобы не дать ему уйти в коряги. Но он, подлец, рванул к берегу. Не ожидая от рыбы такого маневра, я начал сматывать излишек лески на катушку. В метре от камыша красавец сазан делает разворот практически на месте, и уходит на глубину. Те, кто ловит сазана и карпа, скажут "взял на перо". При этом леска попадает на первый гребень спинного плавника, имеющий своеобразные зазубрины. Леска разрезана, сазан ушёл, а я снова перевязываю снасть. Ну, погоди у меня. Особо тщательно привязываю крючок на "мокром узле" (новое поколение мононитей, обладающих повышенной прочностью, при затягивании узла нагреваются, сильно снижая тем самым разрывные свойства лески), запаивая остаток отсеченной лески - не дай бог, хитрый сазан наколется, пробуя приманку губами. Снасть заброшена, и я замер, весь во внимании.
После второго схода поклёвок не было достаточно долго. Однако через минут двадцать - тридцать опять появились пузыри донного газа, видимо выползли из коряг бронзовые красавцы, привлечённые запахом распаренной пшеницы. Первые две поклёвки были на одну и ту же удочку. Вторая стоит без дела с самого утра. Дай-ка переброшу под самый камыш, подумал я. Сказано - сделано. И только поплавок установился, как медленно ушёл под воду, точно так, как при проводке на течении тонет при зацепе. Подсечка, и сазан мчится вверх по течению вдоль стены камыша. Достаточно быстро удаётся его остановить, да и противник явно проигрывает в весе предыдущим.
После недолгой борьбы он повержен и с помощью подсака вытащен из воды. Два с полтиной килограмма бронзы, красота то какая. Но явно не тот клиент, который обманывал меня дважды перед этим. Подбросив ещё пшеницы, и обновив насадку на обоих удочках снова замер в ожидании поклёвки. Слабое шевеление поплавка на правой удочке, я весь внимание, но нет, кажется это коснулась лески проплывающая щепа. Долгое время поклёвок не было вообще.
Потом дружно навалился на насадку подошедший на прикормку карась. Видимо стая сазанов покинула это место, встревоженное вознёй при вываживании. Естественно, пришлось поменять картофель на перловку, и поклёвки стали уверенными. Сходов практически не было, но не было и сазана.
Интересно, что после этой рыбалки несколько раз встречал утренею зорю на этом месте, в надежде получить карт-бланш от бронзовых разбойников. Ловил, был в уловах и сазан, но крупнее двух-трёх килограммов экземпляров более не попадались. Зато и сейчас порой вспоминаю исчезающий в воде комель удилища, тихое туманное украинское утро, неспешно текущие воды Торца - вот она, прелесть рыбалки, вот оно, счастье рыбацкое...
Игорь Арутюнов, г. Н. Новгород
Рыбалка круглый год № 12(98), 2006 г.