Сазаны на Ахтубе
Если царские рыбы на Ахтубе, однозначно, - белорыбицы и осетровые, то князь-рыба, безусловно, - сазан... Вживую настоящих ахтубинских сазанов я впервые разглядел лет в двадцать, когда выезжал в тех местах на протоки порыбачить с друзьями.
Однажды нас криком позвал на помощь местный дедок. Он чуть ли не с ночи засел с удочкой, на надувной лодчонке из автопокрышки, у края ямы. Дедок нас звал, чтобы одолжить подсачек, которого у него не было. Подплыли, он в очередной раз подтянул к поверхности нечто буйное и чудовищное. Мы подкрались и удачно ввалили в подсачек это нечто...
На берегу разглядели сазан-рыбину на 4,5 кг. Добыча была прекрасна! Яркие плавники, горбатая спина, широченные бока, огромные светло-золотистые чешуйки, напоминающие своей величиной дублоны, дукаты, пиастры...
Дедок в разговоре называл эту рыбину то коропом, то горбылём, рассказывал, что они здесь ловятся постоянно, надо только на нужные места приваду подкидывать. Этот сазан попался на подсолнечный жмых. Позже дед принёс нам за помощь вяленой густеры.
Годом позже на этом же месте, в июле, я увидел рыболовов-автотуристов. Они ловили на донные снасти и с удовольствием показали свой улов. В воде стоял кол, у которого на куканах из крепчайшей бечевы плавали два более чем метровых сазана. Но они имели совсем другой вид! Чешуя была серой, на спине почти чёрной, с тонкими золотистыми ободками по краям. Тела прогонистые, округлые, как торпеды, спины не горбатые, но от бока до бока пошире, чем у того золотого коропа-горбыля, что вытянул тогда местный дедок.
Автотуристы приехали из Курска, всю жизнь охотились только за карпами и сазанами, другой рыбы просто не признавали. У вечернего костра они и развеяли все мои недоумения.
Оказывается, в Ахтубе ловятся два вида сазанов. Один вид тот, что дед извлёк, действительно, по-старинному зовётся короп или горбыль. Это тип осёдлый, сродни озёрному карпу, живёт только в реке, неподалёку от родных нерестилищ. А вот те, что они поймали, сазаны морские, из Каспия, вернулись род продолжить, да и снова - в море. Так они заходят в реку каждую весну, к маю отнерестятся и не спеша назад уходят, увлекая за собой и свою вылупившуюся молодь. Ко второй неделе августа их в Ахтубе уже не остаётся.
"Моряка" выудить в Ахтубе нелегко, привады бродягу не держат. Да и вкусы имеет не как у "речников". Речные больше на жмыхи зарятся, нежные тростники сосут, иногда цапают мясо ракушек-перловиц и земляных червей. А "морячки" на кильке каспийской, мелких рачках да всяких насекомых взрастают. В июне-июле морские сазаны в реке после нереста отъедаются, жуков со стрекозами хватают и линючих раков подбирают, рыбью молодь тоже гоняют. Наживку им надо соответствующую...
Куряне на одну донку килек(!) сажали, накупили в магазине свежемороженой, каспийской, а на другую - раковые шейки. Поймают рака, мясо очистят и кипятком ошпарят, так оно твердеет, на крючке не разваливается. Остатки же раков - в марлевые мешочки с увесистым булыжником, да и на дно недалеко от крючков с наживкой, для запаха.
Сазаны сели на обе донки почти один за другим, с разрывом минуты в три. А вытаскивать их пришлось часа полтора, рыбины-то сильные, выносливые, изворотливые... В конце концов сделали так: один рыбину подтягивал к берегу сколько было возможно, а другой подкрадывался к ней на лодке и накрывал это место сетью два на полтора метра с грузильцами. Сазан запутывался, и сеть вытягивали с берега за верёвки.
Куряне были на седьмом небе! Морского сазана они выудили впервые в жизни. Мясо у него темнее, твёрже и не такое жирное, как у речного, но на вкус, по-моему, гораздо изысканнее, лососину чуть-чуть напоминает.
Михаил Гольдреер, г. Волжский Волгоградская область