Сани-саночки
Поотвыкли мы от добротных саней. Автомобили избаловали, снегоходы. Но в жизни всяко может быть. И тяга в одну человеческую силу для перевозки равного веса может оказаться вдруг востребованной.
Да, появилось обилие черных "корыт" (волокуш для снегоходов - не дешевых, и груз для них не должен превышать их размеров - лежать на дне), есть много детских санок, т.е. маленьких и хлипких на тоненьких полозьях - для "взрослых" дел малопригодных. Кстати, и распространенные рыбацкие пластиковые "корыта" вовсе не рассчитаны на вес взрослого человека - лопаются пополам легко. Ниша для традиционного "грузо-пассажирского" аппарата как-то запустовала. Правда, есть (в предложениях) рамные прицепы к снегоходам, но они и габариты имеют "снегохожьи" же.
На хорошей рыбалке с использованием снегохода обычное дело - дефицит посадочных мест ("дури" тяговой обычно в избытке, особенно когда снега немного). Тут бы кстати - открыть багажничек своего авто и - оп-ля! - извлечь с него компактненькие, но крепенькие саночки аккурат на недостающее человекоместо.
Хотя потребность в зимних перевозках не ограничивается делами рыбацкими. Можно возить дрова, стройматериалы, мебель, да и просто с горы покататься ("дитю" старшего школьного возраста).
Особенное удовольствие получается, ежели транспорт сей собственноручно сделанный. Потому все нижеописание лишь для примера и затравки. Главное дело - определиться: для чего? И потом выбрать колею.
Я принял, что сани будут предназначены для движения по льду, плотному снегу (или рыхлому до 10 см, или по следу снегохода). Потому ширина колеи - 38 см (как и гусеница у многих снегоходов, в т.ч. "Бурана" или миниснегохода "Хаски"). Ну, а дальше - импровизация на классическую схему с выходом на особенности конструкции:
Пусть платформа будет плоская, периметр выполнен из квадратного тонкостенного стального профиля. Средняя часть платформы выполнена из сваренных крестообразно труб. Причем продольная труба проходит по центру тяжести санок - удобное место хвата для переноски, а поперечная - удобно держаться обеими руками при движении. Имеется и защита рук (при наезде, например, на конус старой лунки на льду) - выступы снизу передней поперечной балки перед рукоятками.
Выпуклое вниз сиденье (ниже поверхности платформы) также выполняет и роль лыжи при движении по глубокому снегу. Сиденье хоть и сделано из спрофилированного (выстуканного) листа железа, вваренного в каркас, ощущается "пятой точкой" как мягкое (к тому же облицовано ковриком из "пенки").
Удобное положение ног (задирать не надо): подошвы опираются на носки полозьев, при этом пятки обуви находятся низко, практически на уровне снега (если буксировка происходит по колее от гусеницы снегохода).
На каркасе имеются проушины и отверстия для крепления груза (5 пар). Сзади имеется буксировочная петля (когда собирается "поезд" из санок).
В задней части платформы (снаружи по углам сиденья) имеются вертикальные пазы, в которые можно крепить спинку сиденья, стойки для груза или рукоятку для толкания санок перед собой.
Продольные профили платформы открыты сзади, что позволяет иметь выдвижной "багажник", где в качестве стержней могут использоваться тяги жесткой сцепки (там же они могут и храниться до потребности). На такой "багажник" можно ящик рыбацкий поставить (закрепить) или бур.
Верх носков полозьев образован проушинами для крепления лямки и сцепного устройства.
В основной конструкции каркаса использован тонкостенный стальной прямоугольный профиль 20 на 40 (полозья), и 25 на 25 - остальной каркас и труба (водопроводная) диаметром 22 мм. Полозья имеют усиление (под сиденьем) из коробчатых косынок. Задники полозьев заужены и скошены вверх (что позволяет саням двигаться взад).
Вес 10 кг (опытного образца на фото, сварен из стали - того, что было) - много, хотя и не для легкой жизни конструкция задумывалось. Но можно уложиться в 8 - при использовании 20-го профиля, или даже в 5 - при алюминиевом варианте исполнения.
Что лучше делать не так:
При изготовлении образца носки полозьев выполнены с изгибом (выколоткой) прямоугольной трубы без использования гибочного оборудования (из-за его отсутствия). Участок получился ослабленный (верхняя полка профиля прогнулась вниз) и недостаточно ровным. Пришлось усиливать накладками полосы сверху. Более технологичным вариантом является изгиб профиля с парой поперечных надрезов (затем завариваемых).
Когда приваривалась к полозьям средняя стойка, происходил термический (из-за усадки шва) изгиб профиля - трудно устранимый. Чтоб не было этого увода, варить этот узел надо в кондукторе.
Итог (после шпаклевки, покраски): довольно симпатичный, крепкий аппарат.
Габариты саней (мм): длина - 940, ширина - 375, высота - 140. Клиренс - 100 мм. Может стоять (храниться) вертикально, опираясь на заднюю сторону. В багажник легкового автомобиля (даже "Нивы") помещается легко.
Сергей Медведев, г. Йошкар-Ола
Фото автора