Самодельный якорь
Кстати, сегодня лодки такого типа могли бы составить достойную конкуренцию появившимся в продаже надувным лодкам из ПВХ (их основное достоинство - большая надежность и практически мгновенная готовность к использованию после выгрузки с багажника легковушки). Но вернусь к заявленной теме - самодельному якорю необычной конструкции.
Так вот, мне самому пришлось не раз испытать, да и у других рыболовов видеть недостатки разных типов якорей. То лодку "тащит" течение не только на одном, но и на двух якорях. То коварные мертвые зацепы.
И могу себе представить, сколько же по дну Волги рассеяно рогатых якорей, особенно - в традиционных местах любительского лова кстовчан: "на камнях" выше Телячьего острова, в Старчихе, у "Кстовского колена", у хлебной базы Старого Кстово, у села Великий Враг, еще ниже - "на поляне" под Зименками и т.д. Получится картина дна, образно говоря, как "иглы на ежике". А сколько неприятностей это приносит другим рыболовам, попавшим вот на такое "кладбище" якорей!
Где чаще всего общаются рыболовы и где делятся своими успехами и неудачами в рыбалке? Где рассказывают друг другу о всякого рода новинках? Конечно, в гаражах, когда возвратятся с реки. И вот однажды у своего соседа по гаражу я увидел довольно нетрадиционный тип якоря.
Это был стальной диск диаметром около 30 см и толщиной 3-4 см, "проколотый" насквозь тремя шпильками. К якорной веревке он крепился за рым-болт, ввернутый в ребро этого диска. С первого взгляда эту лепешку с зубьями я обозвал "бороной". Как рассказал Владимир, этот якорь один уверенно держит его моторную лодку на быстром волжском течении. В подтверждение сказанного он назвал место, где ловит: в районе села Безводное. Я сам там рыбачил не раз, и, бывало, мою "Романтику" и с двух четырехрогих якорей течением сносило.
Удовлетворив свое любопытство осмотром его изделия, по тому же принципу я изготовил такой же якорь.
Нашел в металлоломе подходящий фланец с приваренным к нему куском трубы. Он имел наружный диаметр 27 см и толщину 22 мм. Шлифмашинкой я отрезал трубу и снял заусенцы.
Главные элементы якоря - три шпильки-зуба, с помощью которых он зацепляется за дно реки, - изготовил из нержавеющей трубки диаметром 12 мм (она была у меня в заначке). Длину шпилек выбрал по 30 см. В торцы их забил пробки из металлического прутка (чтобы не накапливалась вода) и снял фаску, опять же шлифмашинкой.
Под эти три шпильки в 18 мм от края окружности фланца через каждые 90 градусов просверлил три отверстия диаметром 13 мм (существовавшие отверстия были велики). Главное - чтобы шпильки входили в отверстия свободно, но без существенного люфта.
Для крепления шпилек в ребре фланца напротив каждого отверстия просверлил отверстия диаметром 7 мм под резьбу М8 и нарезал ее. Это для трех зажимных болтов крепления шпилек.
На середине длины шпилек засверлил несквозные отверстия диаметром 5 мм для четкой и надежной фиксации шпилек во фланце болтами М8 (с концами, самодельно заточенными на конус). Такие оцинкованные болты я купил в хозяйственном магазине. Благо, какого только крепежа там сейчас только нет!
Главное - обратите внимание - конец болта должен иметь кольцо, которое выполняет роль "барашка". Это позволяет при сборке якоря на берегу закручивать болты просто рукой, без всякого инструмента. Длина резьбы на болтах должна быть 23-25 мм. То есть при полностью зажатой во фланце шпильке на болте должна оставаться часть свободной резьбы.
Конец резьбовой части болта сам обточил на конус, чтобы он плотно входил в отверстие на середине шпильки. При желании (для сомневающихся) для надежности болт можно подтянуть любым рычажком, например, отверткой, просунув ее в кольцо.
Для привязывания к якорю веревки я использовал рым-болт М8 (тоже магазинный, оцинкованный). Отверстие с резьбой М8 под него также просверлено в ребре фланца, диаметрально противоположно отверстию под болт средней шпильки. Рым-болт я крепко, намертво ввинтил в ребро фланца.
Якорь готов. Вес его составляет 7 кг.
Опыт использования этого якоря показал, что шпильки длиной 30 см великоваты. Вполне достаточно будет длины в 25 см (по 11 см на каждую сторону фланца).
Чем хорош такой якорь? Надежностью зацепления за грунт (он в любом случае упадет "маслом вниз", то есть ляжет шпильками на дно), удобством при транспортировке в багажнике машины (плоский "блин" занимает мало места, а шпильки ставятся и снимаются очень быстро). И, главное, так называемые "мертвые" зацепы исключены!
Как крепить якорь к лодке, нет необходимости описывать. Скажу лишь, что длину шнура я делаю не менее 15-18 метров. Лодку ставлю перпендикулярно к течению. Для этого к свободному концу основного шнура привязываю две веревки (одна к носу, другая к корме лодки) длиной не менее 5-7 метров. В этом случае легко регулировать положение лодки под прямым углом к течению. А угол шнура от якоря к лодке по отношению к дну должен быть не менее 25, но не более 30 градусов.
Полагаю, что такой якорь вполне может удержать на течении и более крупную лодку. Итак, коллеги по увлечению, дерзайте. Удачи вам!
Александр Ляпин, г. Кстово
Фото Николая Денисова