Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Самая первая рыбка

Самая первая рыбка

165-15-1.jpgМежсезонье. Прошла пора жарких, и не очень, ледовых сражений. Лукавое солнышко незаметно растопило последние зимние покровы. С каждым днем все теплее, и редкие ночные заморозки лишь беззлобно покусывают исподтишка юную весну. А вода в реке еще высокая и мутная - не половишь. Самое время перебирать удилища, обновлять оснастки и навязывать запасные поводки. Но разве усидишь дома больше двух-трех дней?

Есть у меня одна незатейливая примета, когда можно смело расчехлить летнюю удочку. Если удастся накопать навозных червей, значит, и вода на мелководных лиманах прогрелась достаточно, чтобы после долгого зимнего поста пробудить, наконец, аппетит у оголодавшего карасика.

В конце двора я устроил простенький питомник. Огородил у забора участочек 1,5 на 2 метра, засыпал туда несколько ведер навоза с червями и регулярно подкармливаю пищевыми отходами - очистками и недоедками. Все это хозяйство прикрыто импровизированным навесом - крышей от старого, отслужившего свой век "жигуленка", и в жару, чтоб не пересыхало, регулярно поливается водой. Уход необременительный, а удобство наиприятнейшее. Не надо никуда за червями ездить, они всегда под рукой, и на рыбалке невостребованные не выбрасываются куда ни попадя, а возвращаются на место.

Всего неделю назад под верхним слоем листвы еще был лед, а сегодня я уже без труда сумел насобирать два десятка небольших червяков. Надо ехать.

Весна. Припекает ласковое солнышко. Откуда-то из потаенных щелей повылезали жуки-"солдатики" и греют на камнях свои оранжевые спины. Старушки-соседки расчесывают граблями крохотные грядки под окнами коммунальных двухэтажек. Мужики сгрудились у гаражей, подбадривая советами владельца не желающего заводиться мотоцикла. По двору сломя голову носится на велосипедах неугомонная стайка разгоряченной малышни.

Выходной день. Мы с отцом идем на рыбалку. У него две бамбуковые удочки и жестяная баночка из-под леденцов с червями, а мне, десятилетнему пацану, доверена стеклянная трехлитровая банка с удобной ручкой из алюминиевой проволоки. От нашего дома что до речки, что до пруда-охладителя сахарного завода - не больше десяти минут неспешной ходьбы. И в зависимости от того, куда мы направимся, на обратном пути будут, плескаясь в воде, тыкаться в стенки потяжелевшей банки кругленькие карасики или юркие красноглазые плотвички...

Будто вчера вот так шли, а тридцать лет прошло.

Солнце слепит глаза и неслабо нагревает тело сквозь стекла машины. Ощущение жары неимоверной. Но на самом деле температура всего лишь +10ОС, и довольно прохладный ветерок. Хороший ранневесенний денек.

Были у меня сомнения на счет качества дороги после съезда с асфальта, но обошлось. Где внатяжку, где с разгона по инерции проскочил, не забуксовав на непросохшей полевой дороге ни разу. Застревать никак нельзя - один еду, помочь некому.

Ну, вот и он, Гвоздовский лиман. Охотнику за трофеями здесь делать нечего. Очень давно средний размер карася тут был с ладошку, теперь ровно вполовину меньше. Это именно средний размер. Есть, конечно, и приятные экземпляры, но уже лет пять не попадаются красавцы граммов по восемьсот, а уж надоедливой малышни с пальчик - немеренно просто.

Прошлый год был крайне скудным на осадки, и лиман изрядно обмелел. Совсем повысыхали лужи по обратную сторону дамбы. Эти микроводоемы с глубинами в 20-40 см оживали самыми первыми и радовали отменным клевом. Теперь в них карасика разве что лопатой копать.

По весне карась выходит на самые мелкие места с наиболее прогретой водой. Это происходит, вероятно, не столько из-за его известной теплолюбивости, а главным образом потому, что в теплой среде различные микроорганизмы, являющиеся привычным кормом, развиваются намного быстрее.

Но при всей своей бесшабашности и лени отнюдь не пренебрегает маскировкой и старается придерживаться каких-либо укрытий. Боится он и тени стоящего во весь рост рыболова-недотепы и всплеска тяжелого поплавка. Даже такая неприхотливая рыба требует для успешной ловли довольно деликатного подхода.

Меня, мальчишку, сюда отец привозил на мотоцикле. Он, чтоб голова не потела, надевал себе хоккейный шлем, а мне - специально для этого купленную игрушечную солдатскую каску, как раз по размеру. Удочку выделял самую легкую, и я с удовольствием выхватывал из воды казавшихся тогда очень солидными карасей.

Но рыбная ловля увлекала ненадолго, и я выплывал на предусмотрительно захваченной автомобильной камере. Мне нравилось затаиться у зарослей камыша и разглядывать проплывающих подо мной рыбешек. Руки неплохо заменяли весла, вот только задница, прикрытая лишь трусиками, мокла и привлекала пиявок. Обыкновенных черных я совсем не боялся, но были тогда еще и зеленые в темную клеточку. Те казались пострашнее.

К обеду всегда появлялась местная бабулька с кирзовой сумкой, в которой призывно для страждущих позвякивали бутылки с самогоном. Соседи за кустами собирались в группки, а мы садились перекусить. И обыкновенное сало с вареными яйцами были такими вкусными! На природе - не дома!

Не знаю, каким был курс обмена, но мужики на берегу оставались довольны, и женщине карасей с лихвой перепадало. До сих пор помню, что в стандартное двенадцатилитровое ведро, которое мы везли домой, под завязку влезало ровно сто рыбешек.

165-15-2.jpgВыбрав приглянувшееся местечко, я усаживаюсь на стульчик и раскладываю четырехметровую телескопичку. Основная леска - 0,16 мм, однограммовый поплавок и поводок 0,14 с крючком №4. Кусочек червя насаживаю на один поддев, не пряча цевье, свисающий кончик удаляю, чтобы до жала оставалось не больше миллиметра. При ловле небольшой рыбки так подсечка вернее: всегда во рту получается именно нужная часть крючка.

Вода темная и кажется абсолютно безжизненной. За три пробных заброса выставляю спуск, чтобы наживка была на дне. Почти полметра глубины, неплохо. Ветер создает иллюзию течения и потихоньку сносит поплавок к торчащим из воды останкам высохших кустов, возле которых оранжевая вершинка несколько раз судорожно вздрагивает и уверенно едет в сторону. Я легонько подсекаю и вытаскиваю трепещуюся отливающую бронзой рыбешку.

Карасик непривычно холодит ладонь и бьет хвостиком, пытаясь вырваться. У каждого свои суеверия на этот счет, и лично я первую рыбку не отпускаю - такая у меня примета, но сегодня почему-то изменяю ей. Освободив завязший в губе крючок, я бросаю карася не в пакет, а в воду, и он шустро уходит в глубину.

Караси клюют один за другим. Не успеет поплавок успокоиться после заброса, а его уже топит или тащит к кустам крутолобая братва. И когда после десятка-двух откровенных карапузиков цепляется пузатый карасик величиной с ладонь и сгибает жидкий хлыстик китайской "стекляшки" в дугу, даже дыхание перехватывает. Трофей!

Самые крупные экземпляры, как более осторожные и умудренные опытом, держались в самых зарослях, и, положив поплавок далее десяти-пятнадцати сантиметров от затопленных веток, можно было рассчитывать только на младших собратьев. А точный заброс, впритык, не всегда получался, что лишило меня уже трех поводков. Ну да не жалко, для того запас и делается.

И всего-то двух часов мне хватило, чтобы насытить душу впечатлениями. Вспомнить детство, взгрустнуть и улыбнуться. Порадоваться солнышку и воде. Тишине и покою. Подержать удочку и увидеть поклевку. Невелика рыбешка, а после зимы первая по открытой воде. Кайф!

Александр Тищенко, Воронежская обл.

Фото автора