Главная > Статьи > Сафбок

Сафбок

Михаил Гольдреер, г. Волжский

Окончание. Начало в № 17 ( 391), 2018 г.

Автора заинтересовали типажи, те, что сродни бродягам Эрнеста Хемингуэя и Джека Керуака, но уже в нынешнем исполнении 21-го века. С одним таким "сафаристом" он познакомился в своём родном городе, и его рассказы некоторых моментов жизни и сопутствующих рыбалок представляет нашему вниманию.

Мне до этого случая уже приходилось бывать на священном Иордане и озере Кинерет, куда эта река втекает, и где когда-то Христос встретил своих апостолов, местных рыбаков. В этих местах водится более 20 видов рыб. Наиболее известна рыба Святого Петра, которую когда-то готовили и подавали Иисусу Христу. Теперь её можно отведать в местных ресторанах. Это цихлидовая рыба, разновидность африканской тиляпии.

В общем, мы собрались и выехали на сомов на трёх машинах. Четыре парня и две молодки, жёны некоторых из них, все – выходцы из стран бывшего СССР. Был апрель месяц, Иордан разлился после сезона дождей. Когда мы прибыли на место, которое находилось недалеко от впадения Иордана в Кинерет, то увидели громадный плоский луг, залитый везде водой по колено. В воде, кстати, густо плавали стайки разной рыбёхи.

И тут я начал внутренне удивляться!

В своё время с отцом мне приходилось ловить сомов на Волге и Ахтубе, поэтому я знал, что это рыба придонная, на мелководье, если и выходит, то на очень короткое время, быстро что-нибудь хапнуть и обратно в омут. Причём всегда старается, чтобы буквально рядом, на расстоянии одного броска, была спасительная глубина...

А тут – сплошной "лягушатник" с травяным дном, хорошему сому и окунуться толком некуда.

Но было не до вопросов. Мы выгрузились, наши дамы начали обустраивать бивуак, а мы – готовиться к охоте.

Надели шорты, старые кроссовки и бейсболки от солнца. Затем наш вожак вытащил свою острогу. Она была из нержавейки. Древко свинчивалось из двух колен, наконечник в виде трезубца, только зубов – пять. После чего нам был дан подробный инструктаж, и вожак начал охоту.

Он взял острогу и вошёл в воду, передвигался медленно, вглядываясь, мы, молча, следили с берега. Зайдя довольно далеко и побродив почти полчаса, он вдруг встал, осторожно выпрямился и начал делать нам руками знаки, о которых сообщил на инструктаже. По этим знакам мы вошли в воду цепью, осторожно прошли по ней ещё дальше вожака и встали возле ориентиров, которые были нам указаны. После этого он взял острогу в боевое положение.

Наконец охотник ударил в воду своей острогой! И она закипела! Тут уж мы побежали к вожаку. Острога прижимала ко дну мощную рыбину, бившую хвостом-плесом во все стороны, вода краснела кровью, но сом не сдавался. Однако ребята быстро спеленали его имевшейся у них сетью. На берегу я разглядел наш трофей подробно. Весил он почти 70 кг. По виду и окрасу почти как наши сомы, только усов – восемь штук, ну и в строении морды небольшие отличия. Далее охота пошла так; всё то же самое, только выискивать сомов должны были уже мы, а не вожак. Всего мы добыли трёх штук, все по весу такие же здоровяки. Последним вызвался искать "дичь" я. Медленно я пошёл в том же направлении, что наш вожак и искатель, работавший передо мной. Мне объяснили, что эти сомы ходят стаей, и где был один, там и другие неподалёку. Всё сошлось, я обнаружил своего красавца метрах в пятнадцати от того места, где был пойман наш первый трофей. Мой усатый лениво шевелил плавниками возле небольшого куста в стайке мелких рыб. Я увидел его на расстоянии метров пяти-семи от себя. Тут же сделал соответствующий сигнал партнёрам. Вожак с острогой двинулся ко мне. Когда охотник встал возле меня, то я ушёл к месту, которое было мне предназначено. Далее всё произошло, как уже описывал, то есть мы подогнали рыбину к охотнику на расстояние броска, и он ударил. Затем у нас был часа на два пикник с шашлыками из индейки, за которым я узнал много интересного.

Сомы в Иордане – это клариевые сомы, родственники африканских. От европейских сомов отличаются тем, что не боятся мелководья, любят сбиваться в стаи и даже способны передвигаться по суше из водоёма в водоём наподобие угрей. А вот быстро двигаться подолгу не любят, как и наши, европейские усачи. То есть хватают добычу с одного короткого броска, не гоняясь за ней подолгу, вроде щуки. Так же и от опасности уходят короткими перебежками, поэтому их и можно подогнать к охотнику на расстояние удара, слегка подпугивая с нужных сторон.

Жирны эти сомы необыкновенно, мясо – нежнейшее! Большую часть доставшегося мне улова я пустил на котлеты, а примерно полтора кило присолил, разрезав толстыми ломтями, потом развесил ночью над палубой своей яхты в бухте Средиземного моря, и на ночном бризе к утру ломти покрылись сухой корочкой. После этого я их завернул в хлопковые тряпицы, положив на месяц в нижние ящики холодильника по рецепту моей бабушки. Через месяц извлёк, пригласил друзей по давешней охоте и угостил под пиво. Восторгам не было конца! Сначала они решили, что я привёз из России какой-то необыкновенный балык из осетрины, а как узнали, что к чему, то тут же решили снова как можно скорее выловить и себе иорданского сома. Вот только Иордан уже вошёл после разлива в свои обычные берега.

В мае 2013 года один мой старый знакомый предложил мне совершить на его яхте переход по внешним греческим островам; Кипр, Родос, Карпатос, Касос, Крит. Поскольку здоровье уже не позволяло ему осуществить это в качестве капитана, то на эту роль он пригласил меня. Мы вышли из израильской Хайфы на парусно-моторной пятнадцатиметровой яхте в сторону Кипра в составе 4-х человек, на этот переход к нам присоединился еще один знакомый со своим 10-летним сыном.

По прибытии на Кипр мы посетили город Ларнаку, где видели розовое солёное озеро, которое наполняется водой только в зимнее время, когда на него прилетают стаи фламинго. Затем отплыли непосредственно в Грецию, в направлении острова Крит. По пути туда мы вынуждены были укрыться от шторма у берегов острова Карпатос, где пришлось бросить якорь под берегом, на который выходила взлётная полоса местного аэродрома. А это запрещено местными законами, и полиция арестовала нашу яхту на неделю. Пока стояли под арестом, вынуждены были снабжаться с помощью местных рыбаков, покупая у них хлеб, овощи и свежую рыбу. Рыба была похожа на нашего леща, только очень разноцветная и яркая, а ещё мы брали у них моллюсков, похожих на устриц, которых и ели также, живыми с лимоном.

А ещё я научился у этих рыбаков ловить местных осьминогов. Люблю делать из них супы. Снасть делалась просто. На конец лески привязывались пара тройных крючков якорьком, за ними грузик, над грузиком ленты белого полиэтилена, так чтобы напоминали мелкого осьминожку. Всё это на глубину метров в двадцать, и подёргивать. Осьминоги, оказывается, большие каннибалы, и любят хватать собратьев меньшего размера.

Из осьминогов я готовлю "сиреневый" суп, потому что их чернильный мешок отчистить до конца невозможно, вот они и красят бульон. Зато во многих прибрежных тавернах Греции очень популярен суп из каракатиц, сваренных в собственных чернилах!

Следующим нашим островом был Касос. В тихую погоду мне удалось понырять у берегов Касоса и Карпатоса и сравнить фауну севера Средиземного моря с его южным берегом. Разница была разительной. У греческих берегов на дне целые поля водорослей, полных живности, особенно много осьминогов, а также ракообразных, похожих на креветки, есть много морских губок. А вот у южных берегов дно песчаное, много крабов и мало водорослей, осьминоги довольно редки, но много каратиц.

После Касоса наконец попали на Крит. Там я увидел существо, которое называют "морской ангел". У поверхности моря на небольшой глубине медленно выплыло что-то треугольное и разноцветное, практически без хвоста. Вернее, хвост был одним из углов треугольника, два других угла двигались на манер крыльев, а между ними была голова, похожая на голову тритона.

Этот "ангел" удивил своей безбоязненностью и каким-то дружелюбием. К нему можно было приблизиться, погладить, почесать низ головы, после чего существо спокойно уплыло дальше. Когда до него дотрагиваешься, то оно очень интересно меняет свои цвета, переливается ими. Три дня на парусах шли до Кипра, а оттуда уже напрямую к месту назначения, в Хайфу.

Между Критом и Кипром, наконец, удалось порыбачить на спиннинг, поймали двух тунцов по 10 кг каждый. В одну из ночей яхта вспугнула стаю летучей рыбы, она взлетела, несколько рыбок ударились о паруса и упали на палубу.

До этого я ловил и видел летучих рыб Индийского океана, которые белого цвета с маленькими головами. Средиземноморские оказались черны и большеголовы. Но не менее вкусны в жареном виде.

Однажды днём, за триста миль от ближайшего берега, на яхту залетела птичка, похожая на синицу, но с более коротким хвостом. Посидела на поручне, а после впорхнула в салон, села на край стакана с холодным чаем и напилась из него, не обращая внимания на моего партнёра, который сидел рядом. Напившись, птаха радостно улетела с яхты.

В другой день яхту облепила огромная стая здоровенных стрекоз, похоже, их занесло в море штормовым ветром. Они сидели у нас часа три, потом снялись и полетели в сторону берега.

От Кипра до Хайфы добрались без приключений.

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 18 (392), 2018 г.