Главная > Статьи > С жерлицами на остров Разин

С жерлицами на остров Разин

6-29-90-1.jpgАлександр Зайцев

В середине марта этого года наш редакционный коллектив решил посетить интереснейшее место для зимней рыбалки - участок Чебоксарского водохранилища близ рыболовной базы "Остров Разин". Выдающегося улова нам оттуда увезти не удалось, но в сложную пору глухозимья мы стали свидетелями выдающегося щучьего клева. Как ни странно, в нашей рыбацкой практике может быть и такое...

Постоянный читатель наверняка помнит материал про эти места, который был опубликован во втором номере нашего журнала за 2010 год. (Электронную версию статьи можно найти на нашем сайте: www.rubolovnn.ru) Тогда редакция совершила поездку в этот уголок Чебоксарки в декабре и попала на "первый лед". В тот выезд ситуация с клевом была неплохой: в уловах присутствовал и "съедобного" размера окунь, и достаточно крупная щука. Впрочем, для перволедья это было заурядным результатом рыбалки. В нынешнем году, в первом месяце весны, мы вновь встретились со здешними обитателями волжской воды.

День первый

На фокинскую дамбу мы прибыли за несколько минут до рассвета. Холодное утро с температурой -20 градусов заставляло забыть городское оживление природы. Здесь стояла зима. Но с восходом солнца наше настроение здорово поднялось и стало по­настоящему весенним. Вид с фокинской дамбы был просто потрясающим.

К шести утра за нашим рыболовным экипажем из 5 человек прибыл снегоход с большими санями, в которые мы загрузили необходимый для двухдневной рыбалки скарб и в две ходки переправились на рыболовную базу "Остров Разин".

6-29-90-2.jpgПо приезду на место проводим короткое совещание о планах на день, что в результате приводит к разделению нашего коллектива на две группы. Первая - в составе Евгения, Даниила и автора этих строк - решает заняться жерлицами на прилегающей к базе акватории. Вторая - Михаил и Игорь - решает сделать ставку на балансир (блесну) и безнасадку, только уже в месте впадения в водохранилище реки Лутоша. Быстрое чаепитие, пожелание успехов - и в путь!

Первоначальная задача жерличника - это добыча живца. С этого и началась наша рыбалка. Забурившись на мелководье в окрестностях базы, мы принялись вымучивать "снаряды" для наших щучьих поставушек. Именно вымучивать, поскольку малек в нужном числе и за короткие сроки времени, как всегда, ловиться отказывался. На мормышки с мотылем редко поклевывал мелкий окунь, количество которого очень медленными темпами набиралось для наших жерлиц (25 штук). Еще и не каждый окунек был достойного размера для щучьей приманки - были и всего 4­5 см длиной.

Спустя час проблему с живцом разрешил Евгений, который отыскал­таки клевую лунку с кондиционным "полосатиком". Но для разнообразия хотелось добавить в щучье меню и плотвички, которая попадаться не спешила. За неимением нормальной прикормки решаю подкормить пару лунок смятым в крошку песочным печеньем, которое было приготовлено, в общем­-то, к чаю. И это сработало. Через 15 минут в одной из прикормленных лунок начала "проклевываться" плотвичка. Так, с грехом пополам, за 2 часа мы запаслись нормальным количеством живца, причем в двух их разновидностях. Очень часто бывает, что щука отдает явное предпочтение чему-­то одному.

Расставлять жерлицы решаем в отдалении от места ловли живца. Тем временем наблюдаем нескольких жерличников, которые расположились у входа в одну из проток рядом с островом Разин. Эти рыболовы пришлисюда пешком, что не так уж и близко - более двух километров по льду, если мерить это расстояние напрямую от острова до ближайшего к нему участка фокинской дамбы. Этот факт добавлял лишь бодрости в наше настроение: раз пришли - значит, не зря!6-29-90-3.jpg

Мы только начали расстановку жерлиц, когда из Лутоши вернулся наш егерь, который оставил там Михаила и Игоря в поисках мормышечно-­блеснильной рыбы. Завидев наш кропотливый процесс расстановки жерлиц, он настоятельно порекомендовал сменить место ловли и отправиться в самый "нос" той протоки, на выходе которой и расположились другие жерличники. Несмотря на некоторые разногласия между нами (поскольку половина жерлиц была уже выставлена), мы прислушиваемся к рекомендациям егеря и через полчаса оказываемся в самом "носу" протоки.

Честно признаться, первые впечатления от увиденного у нас были негативные. Угол закрытой (!) протоки оказался шириной в каких­-то 45-­50 метров, местами из­-подо льда торчали пни. После промера глубины мы и вовсе приуныли - ее почти не было. Всего 20-­30 см! Дно оказалось покрыто сплошным ковром водорослей. Подобного вида "заноги" Чебоксарского водохранилища работают всего два коротких раза в течение ледостава: по самому первому и по последнему льду. Все остальное время зимы там происходит процесс разложения и гниения водорослей, пней, затопленных деревьев, что вынуждает рыбу покидать эти губительные воды. Но наш егерь настаивал, что именно здесь он сам периодически ставит жерлицы и ловит щуку до 3­х кг. Правда, до февраля...

6-29-90-4.jpgТем не менее, мы решаем провести эксперимент: выставить 15 жерлиц и дождаться поклевки в течение часа. Если флагов не будет, быстро сворачиваемся и возвращаемся на первоначальное место нашей расстановки жерлиц.

Ставить жерлицы на столь малой глубине было непривычно. После просверливания лунки с витков шнека вместе с ледяной шугой на снег вываливались отмершие ленты водорослей. Спуск живца приходилось регулировать с предельной точностью, поскольку он должен находиться в 20 см

воды между нижней кромкой льда и ковром водорослей. В противном случае, если живец оказывался выше или ниже этой отметки, работоспособность жерлицы опускалась до нуля.

На правильно выставленной жерлице скользящий свинцовый груз приходилось сдвигать к месту соединения лески с поводком. Это в некоторой степени сковывало робкие движения живца, предотвращая тем самым его запутывание в траве или всплытие в "трубу" самой лунки.

Еще один момент специфики сверхмелководной ловли на жерлицы оказался в холостых взлетах флажков: короткая леска не амортизировала рывки живца. Метод сгибания пружины флажка в более острый угол помогал решить эту проблему. Правда, в этом случае вероятность срыва живца щукой повышается, а результативность поклевок падает.

6-29-90-5.jpgСугробы на льду были такие, что заряженных жерлиц на круглых подставках на расстоянии нескольких метров уже не было видно. Приходилось над каждой лункой сооружать своего рода холм из снега, на который уже устанавливалась рабочая снасть. У Евгения подобных проблем не возникало, его самодельные жерлицы на высоких ножках-­подставках были отчетливо видны даже с дальнего расстояния. В этом, кстати, заключается большой минус магазинных жерлиц на круглых подставках: когда много снега на льду, от таких жерлиц далеко не отойдешь. Правда, когда снега нет или его мало, именно эту конструкцию можно назвать одной из лучших.

Вернемся к рыбалке. Спустя 20 минут после расстановки жерлиц на одну из снастей Евгения произошла поклевка. Первый блин оказался комом. Женя, забыв о малой глубине подо льдом, слишком быстро подвел хищницу к лунке и, забыв про должную сдачу слабины лески, попытался сходу завести крутящуюся на тройнике "зубастую" в полуметровую ледяную трубу. В итоге - обрыв. По словам напарника, в сошедшей хищнице было не менее 2­х кг. Сделали выводы.

Через 15 минут последовала поклевка и на моей жерлице. Учитывая неудачу напарника, делаю средней силы подсечку и даю рыбе немного погулять - стравливаю леску между большим и указательным пальцем. Наконец первая щучка оказалась на снегу. В ней, как показали электронные весы, 1,6 кг. Берем.

Не успели закончить возню и короткую фотосессию с рыбой, как и у Даниила произошла поклевка. Все бросаем, бежим к его флагу. Катушка не крутится, напарник выжидает некоторую паузу, делает подсечку - и из лунки, как пробка, вылетает щуренок­"карандаш". Даже у этого малыша острый тройник оказывается целиком в пасти. С помощью зевника и экстрактора аккуратно освобождаем рыбу от крючка и отпускаем назад в лунку.

Дальше наступила пауза в клеве: за 2 часа - одна холостая поклевка. Но мы уже твердо решили отдать весь день этому мелководному заливу.

6-29-90-6.jpgПосле обеда поклевки начались снова. Флажки "стреляли" практически поочередно: то у Жени, то у Даниила, то у меня. Одно не радовало: размер клюющей "щуки" был мелковат. Вся - не более 500 граммов. Разумеется, такая рыба после освобождения от крючков отправлялась назад, подрастать.

Очень часто после подсечки вместо рыбы мы получали зацепы за коряги: дно этого небольшого заливчика местами было просто усеяно ими. И далеко не каждый раз удавалось отбить крючок с помощью отцепа, поэтому периодически приходилось перевязывать снасти.

Клев временами затихал, потом снова начинался. Было видно, как щука берет кратковременными вспышками. Запас живца таял на глазах. Попытки поймать его на месте, т.е. на 20­30 сантиметрах глубины, результата не принесли. Ни окуня, ни плотвы. И уже ближе к вечеру, когда половина из наших жерлиц оказалась "разряженной", мы решаем вернуться к утреннему месту добычи живца и как следует его подловить.

К великой радости, мелочь клевала. На прикормленных с утра лунках почти с каждой проводки попадалась плотва. Благодаря такому раскладу за час мы накидали около полусотни живцовых рыбешек, чего должно было с лихвой хватить и на следующий день.

Вернувшись к жерлицам, обнаруживаем четыре "горящих" флага. Проверка сработавших снастей принесла лишь зацепы. Этот факт нас немного огорчил, поскольку мы были намерены оставить все жерлицы на ночь. Но очень не хотелось морозным утром заниматься перевязыванием снастей. 6-29-90-7.jpg

Солнце уже практически село за горизонт, а жерлицы продолжали время от времени радовать "горящими" флажками. Не радовало одно: щука "прибавлять в весе" не собиралась. Что ж, хотя бы так! Во всяком случае, одну "нормальную" "зубастую" вытащить удалось, а одну подержали на крючке. Есть надежда, что завтра с утра за "карандашами" придут их старшие братья и сестры.

С началом сумерек поклевки прекратились. Пора и честь знать. Засыпаем жерлицы снегом от промерзания лунок ночью, 15 минут ходьбы по проторенной снегоходом тропе - и мы на базе.

В доме нас уже поджидали Игорь с Михаилом. Их уловы были так же небогаты: взяли с собой лишь несколько окуней граммов по 100. Правда, Михаилу все же удалось соблазнить балансиром горбача на 400 г. Напарники сетовали, что поклевок очень много, но вся рыба мелкая...

На базе мы сами растопили холодный дом заготовленными егерем дровами и сами приготовили ужин. Таковы правила базы: как говорится, "по­-простому, по-­рыбацки". Отсутствие готового комфорта нас нисколько не напрягало, даже наоборот, прибавляло некоторую изюминку в поездку.

После горячего ужина мы отправились в горячую баню, которую нам растопил егерь базы. А после бани последовало бурное обсуждение прошедшей рыбалки. Нам, жерличникам, было непонятно одно: откуда в мелководном и непроточном заливе в это время столько, пусть и мелкой, но щуки? Версия была лишь одна - ключевая подпитка этого места.

День второй

Утро за окнами жилища встретило нас 25­градусным морозом. На ум сразу же пришли опасения за живца, оставленного во дворе нашего дома. Вода в ведре покрылась приличным слоем льда, но малек, к нашему счастью, остался живой. Многие жерличники меня поймут: обидно, если на второй день рыбалки останешься без единого живца!

6-29-90-8.jpgБыстрый завтрак, уточнение плана на день - и в путь, по местам. Мы втроем чуть ли не вприпрыжку заторопились к нашим жерлицам, а Игорь с Михаилом умчались за "балансирным" горбачом.

Прибыв на место стоянки жерлиц, мы были сильно удивлены, т.к. ни одна из 25 жерлиц за ночь так и не сработала. Но, с другой стороны, это хорошо, ведь не придется перевязывать снасти.

Первым делом решаем "обстучать" черпаком лунки над каждой жерлицей, заодно и посмотреть целостность наших мальков. На некоторых лунках за ночь живец успел здорово запутаться в траве.

Около 7 утра у Даниила случилась первая поклевка, и щучка на 600 граммов ознаменовала начало нового дня рыбалки. Затем последовала поклевка у меня, потом у Жени. С 7 до 9 часов утра происходил в буквальном смысле слова "парад флажков". Очень часто одновременно выстреливало по несколько жерлиц. Мне, по правде говоря, еще ни разу не удавалось видеть такое количество поклевок за столь малый промежуток ловли. Лично из моих жерлиц не было ни одной снасти, на которой бы за это утро не "выстрелил" флажок. Особо часто "стреляли" жерлицы, установленные неподалеку от торчащих из­-подо льда пней. С подсечками медлить не приходилось, иначе щука мгновенно запутывала снасть за коряги.

Все бы было хорошо, если бы не размер нашей добычи. "Рекордная" щучка едва переваливала границу в 500 граммов. Весь хищник отправлялся назад, в лунки.

Некоторые рыболовы-­зимники упрекают жерличников в "пассивной ловле". Пример с нашей рыбалкой доказывает, что спорта и подвижности, а к тому же и адреналина, нам хватило с избытком. Нередко мы все трое подсекали, вываживали, доставали щучку, освобождали ее от крючка, отпускали и бегом бежали к очередному флагу. Процесс был невероятно интересным и динамичным.

Запас живца, который мы накануне считали более чем достаточным, иссяк к 10 часам утра. В итоге мы были вынуждены насаживать раненых и извлеченных из щучьей пасти рыбин, на которые хищник вновь клевал с не меньшей охотой.

Но, как и следовало ожидать, хорошее кончается быстро. В 10 часов мы уже меньше бегали от снасти к снасти, а с 11 мы и вовсе попивали горячий чай и бурно обсуждали

прошедшую вспышку щучьего жора. Правда, правильнее будет сказать "щурячьего", т.к. ни один хвост не удостоился лежать на снегу нашей жерличной "базы" - места общего надзора за снастями. 6-29-90-9.jpg

Тем временем тихая и солнечная погода, радующая нас до поры до времени, начала меняться. Сначала подул легкий восточный ветер, затем появились рваные облака.

После 12 дня поклевки прекратились полностью. Мы от непривычного безделья даже начали вновь искать мормышечную рыбу в районе выставленных жерлиц. И нашли. Первым отличился Женя, который извлек рыжего окунька граммов на 80. Мы с Даниилом "культурно" устроились рядом и так же, время от времени, принялись потаскивать некрупных, но бойких "полосатиков". Отведенное для рыбалки время подходило к концу.

Стоило нам подумать о сборе снастей, как и Игорь с Михаилом вернулись из своего маршрута. Тоже пустые. Результат их рыбалки схож с нашим: поклевок и рыбы много, но вся мелкая. На этом мы и решили закончить эту пусть и недобычливую, но очень запоминающуюся двухдневную рыбалку.

По пути домой ветер понес большие хлопья снега из облаков свинцового цвета. Начиналась очередная метель. Мы лишний раз убедились в значении смены погоды на клев рыбы. Даже некрупная щука отказалась клевать в момент слома погоды.