С виду разные, по сути одинаковые – это караси
Валерий Сикиржицкий
Первые ассоциации с карасем у меня возникают в виде ярко-бронзовых,
с отливом, “пятаков-медалей”, которые являлись плодами моего знакомства с карасем в далеком детстве. Маленькие круглые рыбки мало походили на тех карасей, которых рисовали в книжках, однако я лелеял надежду, что когда-нибудь они обязательно станут больше. Каково же было мое разочарование, когда старшие товарищи (читай – бывалые рыболовы) объяснили мне, что эти рыбешки уже не вырастут, и что весь пруд, который я избрал местом для своих уроков по рыболовному самообразованию, заполнен только этой мелочью. Сейчас я вообще подозреваю, что это были какие-то тугорослые гибриды, а может, просто одна из разновидностей карася серебряного, об удивительных способностях которого видоизменяться я много слышал.
Следующими в памяти всплывают караси обводного канала. Были они абсолютно иные, нежели бронзовые “пятаки” из мелкого заросшего пруда: совершенно черные, продолговатые, словно аккуратные ухоженные франты. Клевали редко и исключительно после хорошего закорма обыкновенной вареной картошкой, перемешанной с размоченным черным хлебом.
Позже довелось мне столкнуться еще с одним типом карасей – речным. Как-то внезапно такие караси появились там, где до этого никогда не водились: на самом течении, среди водоворотов. Были они серебряного с отливом цвета, какие-то быстрые, непоседливые.
Чуть раньше мне повстречались деревенские карасята-одномерки из коровьего водопоя. Были также белые, почти прозрачные караси из водоема глубиной до 35 м, где земснаряд качал песок. Удивили рыбины из глухого болота – темные круглые плахи. Самое поразительное, что все вышеперечисленные рыбы были именно карасями, а не представителями каких-то разных видов.
На сегодняшний день известно, что существует два вида карасей: обыкновенный, он же золотой, и серебряный. Отличить одного от другого не всегда просто, часто заходишь в тупик и предпочитаешь называть пойманные трофеи просто карасями. Однако если положить золотого и серебряного рядом, то сразу можно найти несколько отличий: по форме тела, цвету, размеру и “выражению глаз”. Еще проще отличить одного от другого во время чистки рыбы – у серебряного брюхо изнутри покрыто черной пленкой.
Впрочем, различаются караси не только внешним видом, но и своим поведением по отношению к наживке и рыболовной снасти. Отличным наглядным примером может служить карасиная поклевка. Есть классический тип такой поклевки, который описан во многих книжках о рыбалке: поплавок слегка притапливается и начинает двигаться в сторону, иногда немного ложась на бок. В одном и том же водоеме карась может таким образом клевать на все насадки, в том числе на тесто. И совершенно по-иному ведет себя рыба точно с таким же названием в другом водоеме.
Например, на даче у моих родителей в небольшой канаве как-то появились неплохие, граммов по 250-300, караси. Специально ловить их не было времени, так как на первом месте стояла работа на огороде, но зато можно было забрасывать примитивные донки и периодически проверять их, снимая с крючка попавшихся карасей. Так вот, рыба заглатывала червяка наверняка, совершенно не обращая внимания на массивный по теперешним меркам крючок. Точно так же караси клевали и на поплавочную удочку: по-окуневому топили поплавок, тут же утаскивая наживку на самое дно. Причем ловил я их на всевозможные, порой самые фантастические насадки – клубнику, например. Но буквально рядом (правда, в несколько другом типе водоема, дачном пруду) такие же караси клевали исключительно по-лещовому: медленно и надолго выкладывая поплавок, при этом совершенно не желая подсекаться. И предпочитали только свежего червя-навозника.
Но вернемся к внешнему виду карасей, в частности, к их размерам. Поразительно, но масса одновозрастных рыб из разных водоемов может отличаться более чем в 30 (!) раз. Например, на втором году жизни озерный золотой карась может достигнуть веса уже 300 граммов, а его соплеменник из какой-нибудь канавки будет весить всего 8-10 г. Хотя нужно отметить, что именно золотому карасю свойственно достигать “запредельных” размеров, хотя серебряный в целом и растет быстрее. Самые же трофейные караси обитают там, где положено жить бегемотам, то есть в болоте.
Кстати, поймать крупного карася можно даже там, где вы этого никак не ожидали. Как-то при чистке заурядного городского пруда, дно и стены которого были выложены плиткой (правда, к тому времени уже покрывшейся слоем то ли ила, то ли просто грязи), в осушенном котловане обнаружились такие рыбины, о существовании которых никто из очевидцев происходящего и не подозревал.
В принципе, что карасю для жизни нужно? Была бы пища. В просторе он особенно не нуждается, ведь потребности в каких-то значительных миграционных передвижениях не испытывает. В то же время его икра, имеющая клейкую оболочку, способна прилипать к перьевому покрову водоплавающих птиц и таким образом переноситься из одного водоема в другой. Этим объясняется неожиданное появление карасей там, где они раньше не встречались. А это, в свою очередь, приводит к расширению естественного ареала вида.
Действительно, где только сейчас не встретишь карася! Помогает в этом плане и человек, активно занимаясь расселением карася серебряного. Тот, в свою очередь, неплохо устроился: для появления будущего потомства вовсе не обязательно участие карася-папы. Его функции по оплодотворению икры вполне успешно выполняют самцы других видов рыб: вьюна, линя, карпа, плотвы и т. д. Поэтому в популяциях серебряного карася самцов всегда меньше, чем самок, а в некоторых водоемах они могут и вовсе отсутствовать.
Можно добавить, что серебряный карась отличается удивительной пластичностью, и в процессе селекции его внешний вид можно изменить до неузнаваемости. Достаточно вспомнить хотя бы аквариумных золотых рыбок, прародителем которых явился карась и которых на сегодняшний день выведено несколько сотен видов. Существуют в природе и карпокараси. Впервые такая помесь была получена искусственным путем: на свет гибрид появился в результате оплодотворения карповой икры молоками серебряного карася. Проводились такие эксперименты с целью получения более жизнеспособного потомства (например, менее требовательного к кислороду). Одно время в России даже планировалось массовое заселение карпокарасем северных водоемов, страдающих в зимнее время от заморов.
Достаточно уникальных способностей и у карася золотого. Чего стоит хотя бы его чрезвычайно высокая жизнестойкость, проявляющаяся в самых неблагоприятных условиях жизни. Закопавшись в ил, даже при полном промерзании водоема, карась не погибает от переохлаждения и весной полностью восстанавливает свои жизненные способности. Пойманные в конце осени караси, подготовившиеся к состоянию анабиоза, могут жить в холодильнике без воды сутками, если не неделями. То же самое относится и к карасям, пойманным зимой, что, правда, случается реже.
Смею предположить, что в зимнее время клевать способен только серебряный карась. Даже в продолжительные оттепели взбодриться до такой степени, чтобы позариться на рыболовную наживку, золотой карась не способен. Зато его с успехом можно ловить поздней осенью. В это время он часто наведывается в сплошные заросли тростника. Ушлые рыболовы специально подготавливают здесь места для ловли, избавляясь от растений и рассыпая прикормку. Считается, что полезно также расчищенную площадку посыпать песком: вроде бы на его фоне карасю будет лучше разглядеть наживку. Но это больше относится к тому времени, когда карась уже готовится ко сну. В моменты же своей активности в особом приглашении к насадке он не нуждается. Карась способен выискивать пищу даже среди сплошного ила.
По-разному ведут себя караси различных водоемов и в зависимости от времени суток. Категорически не согласен с тем утверждением, что лучший клев этой рыбы приходится на вечерние и утренние часы. У меня на примете есть несколько водоемов, куда нужно приезжать исключительно в летний зной. Клевать здесь карась начинает ближе к полудню, а пик его активности приходится на то время, когда все нормальные рыбы давно спрятались от жары и палящего солнца в недосягаемую для рыболова тень. Предполагаю, что так чаще всего происходит на глубоких водоемах, нижние слои которых испытывают недостаток солнечного света и тепла.
Не будет открытием и тот факт, что летом среди бела дня карась нередко поднимается к самой поверхности воды. Особенно часто это происходит на речных заиленных старицах. Ловить карася в это время на традиционную удочку с какой-то обыкновенной наживкой не всегда имеет смысл – стоит попробовать нечто другое, например, водоросли или насекомое.
В последнее время чаще всего мне приходилось иметь дело с карасями больших водохранилищ. Здесь можно четко отметить заведомо карасиные места, где эта рыба попадается более-менее регулярно. Как правило, это малые, большие и очень большие затоны. Очертания последних не всегда прослеживаются, и с берега они часто выглядят как основная часть водохранилища. В малых затонах карась встречается в конце мая, преимущественно в вечерние часы.
Сколько раз я просиживал утреннюю зорьку под кваканье лягушек на берегу симпатичного заливчика, но все без толку. Пока наконец не понял, что в ранние часы делать там нечего. По одному ему известным причинам в маленькие затоны карась заходит после обеда, часов так около 4-5. Если в это время оказаться в нужном месте, то можно попасть на сумасшедший клев. Бывает, что на мелководье, сразу после подсечки, уже видишь блеснувший спиной трофей, который нехотя направляется к берегу. Последующие рыбалки будут уже не такими удачными. С приближением к зениту лета рыба заходит в затон все в меньших количествах, пока тот окончательно не обмелеет или не зарастет.
В больших затонах все несколько проще. Условия проживания там существенно не меняются в течение теплого времени года, и рыба отличается относительным постоянством привычек. Если появление карася в малых затонах в той или иной степени связано с периодом нереста, то в больших заливах эта рыба просто-напросто живет всегда. Именно здесь случаются самые первые поклевки. Причем раньше всего карась активизируется в слегка изолированных от водохранилища затонах, тогда как на основной акватории водоема признаков жизни он еще не проявляет.
Что касается очень больших, чашеобразных затонов, то карась там также может обитать постоянно, но проблема в том, что достать крючками до его местонахождения просто нереально. Поэтому лучшим временем ловли карася в просторных заливах будет преднерестовый период, когда рыба подходит ближе к берегу. Это время приходится, как правило, на конец мая – начало июня. Примечательно, что именно тогда случаются самые яростные поклевки, да и экземпляры зачастую попадаются трофейные. Потом же рыба постепенно мельчает, и к концу лета карась хоть и клюет неплохо, но улов уже состоит из разнокалиберных рыб.
Неожиданная активизация клева карася может быть вызвана переменой ветра. Одна из самых удачных рыбалок у меня была именно тогда, когда в течение дня ветер менялся несколько раз. Казалось бы, ничего хорошего в этом нет, тем не менее, как только штиль превращался в значительную рябь и место ловли из подветренного становилось наветренным, клев улучшался. Когда все происходило наоборот: ветер начинал дуть со стороны стены растений, и водная гладь становилась спокойной, – клев также улучшался, но не так заметно, как в первом случае.
Вообще, карась – рыба малопредсказуемая. Она во многом не подчиняется общепринятым законам рыбной ловли. И больше коварных сюрпризов, чем карась, мне за мою рыболовную практику никто не преподносил.