С поплавочными удочками на реке Сарме
Виталий Волков, Волгоградская обл.
Фото автора
Давненько мы не были на Сарме, а если быть точнее, то уже три года. Впервые познакомились с этой речкой тоже осенью, в первый приезд ловили щук поплавочными снастями на живца, во второй – карася на фидер. Очень живописное место, и рыбалка интересная. Правда, речка довольно капризная, и требует к себе особого подхода.
В прошлом году в начале октября мы сделали попытку порыбачить на Сарме. Вода в Волге была довольно высокая, и Сарма тоже наполнилась водой до такой степени, что раздалась вширь, подтопила заросшие деревьями берега, и в ней даже появилось ощутимое течение. Но больше всего нас поразило не состояние знакомой речки, а огромное количество рыболовов на её берегах. В воскресный день их оказалось столько, что встать было негде.
Такого в предыдущие приезды мы не видели ни разу. Ловился в Сарме карась и некрупный сазанчик, но нас не прельщала рыбалка в толпе. Даже не развернув снасти, мы уехали в поисках менее людных мест.
Вообще, я не силён в гидрологии, но понимаю, что если водоток вытекает из Волги и впадает в неё, то это никакая не река в общепризнанном смысле этого слова, а всего лишь, протока, или рукав. Но вот у местных жителей как-то сложилось называть Сарму именно рекой, и на электронных картах она тоже обозначена как река. Кстати, в Астраханской области по правому берегу Волги много таких коротких проток, которые на карте обозначены как реки: Дубровка, Вязовка, Вязовская, Грачёвка…
Кстати, если строго подходить к вопросам гидрологии, то знаменитая река Ахтуба тоже никакая не река, а рукав Волги. Но Ахтуба хотя бы своим значительным размером и протяжённостью в полтысячи километров приближается к гордому статусу реки. А вот Сарма, если судить по карте, имеет протяжённость с десяток километров и ширину от 30 до 50 метров. Течение в ней появляется лишь с подъёмом воды в Волге. Ну, какая это река?
Тут возможна ещё путаница. На карте Астраханской области, и как раз по правому берегу, можно отыскать сразу две короткие протоки, которые имеют одинаковое название, – река Сарма. Одна из них находится в Енотаевском районе, а вторая – в Черноярском районе близ села Ушаковка. Вот эта вторая Сарма и стала нашим рыболовным пристанищем в один из погожих октябрьских деньков.
Приехали не очень рано, да, впрочем, осенью в раннем подъёме как раз и нет большого смысла. Ведь мы нацеливались на ловлю поплавочными удочками белой рыбы, а она осенью начинает проявлять активность не с рассветом, как это было в жаркие летние месяцы, а чуть позже, когда прогреется вода.
Пока выгружал из машины вещи, даже не успел заметить, что остался в одиночестве. Вместе с супругой из вещей пропали ведёрко и ножик. Всё понятно: Настя решила выйти на тропу грибной охоты. Ну, а я, не тратя времени, разбирал удочки и промерял глубину в месте лова. Несмотря на то, что уровень воды в Сарме понизился до минимума, глубина на расстоянии заброса шестиметровой поплавочной удочки оказалась более двух метров. Решил рыбачить на две удочки, чтобы ловить на разные наживки и насадки. Насадил на первую снасть навозного червя аппетитным комочком, сделал заброс.
Едва шлёпнувшись в воду, поплавок стал танцевать и конвульсивно подёргиваться, не дожидаясь, пока грузило утянет крючок с наживкой ко дну. Сделал подсечку, которая оказалась пустой и ненужной, и вытащил из воды голый крючок. Разобрав вторую поплавочную удочку, я стал проверять ею разные глубины, и в итоге подтвердил свои самые худшие опасения: по всей толще воды, от поверхности до дна, плотной стеной стояла вечно голодная прожорливая мелочёвка, которая сразу же накидывалась на наживку и в считанные секунды отполировывала крючок.
Если в постоянной хаотичной пляске поплавка удавалось выбрать момент и сделать удачную подсечку, то на крючке оказывалась либо уклейка меньше мизинца длиной, либо густерка до того плоская и прозрачная, что, глядя на свет, можно было разглядеть все её анатомические подробности.
Если тяжёлое грузило всё-таки пробивало толщу голодной мелочёвки и увлекало наживку на дно, то и это не спасало от нападок мелочи. Стало понятно, что на червя и опарыша рыбачить невозможно.
Оставалась вся надежда на сладкую консервированную кукурузу, которую я и насадил на крючок. Хотя знал, что вода уже довольно прохладная, и рыба, по идее, должна отдавать предпочтение животной пище. Но в данном случае у меня просто не было вариантов.
Если выставить спуск поплавка вполводы, то зерно кукурузы начинали трепать те же мелкие уклейки и густерки. А вот когда я опустил оснастки обеих удочек на дно, то бестолковые поклёвки прекратились, и я смог наконец-то заняться прикормкой. Впрочем, заниматься-то было особо нечем, потому что я решил использовать самодельную прикормку на основе пшенной каши, которая сохранилась у меня в морозильнике с прошлой рыбалки. Правда, она стала суховатой и не желала лепиться в шары, поэтому пришлось добавить в неё для вязкости немного берегового грунта.
Вскоре осторожно заплясал и подрейфовал чуть в сторону поплавок одной удочки. Я подсёк, и на леске затрепыхалась плотвица с ладонь. А через минуту поклёвка случилась и на второй удочке, и точно такая же плотвица заплескалась в садке. Следующего движения поплавка пришлось ждать минут пятнадцать, зато после подсечки удилище согнулось в дугу, жалобно запела леска, и на крючке, упорно давя ко дну, заходил серебряный карась. Толстый серебряный слиток приятно холодил руку и, по ощущениям, весил не менее полукилограмма.
Настин грибной марафон в этот раз оказался коротким и бесславным: супруга вернулась из леса в компании лишь трёх груздей, а потому решила заняться рыбалкой. Ну вот, сразу бы так! Уступив жене своё оборудованное место, я стал готовиться к ловле неподалёку.
Настя решила укрупнить насадку на крючке, надевая не по одному, а по два зерна кукурузы. Почти сразу у неё клюнул подлещик граммов на 400. А потом чуть в стороне от нас и у противоположного берега, освещённого солнцем, мелочёвку стала гонять щука. В садке было несколько мелких густерок, поэтому супруга разложила и забросила живцовую поплавочную снасть, а сама взялась за спиннинг. Но, забегая вперёд, скажу, что ни на живца, ни на блесну щука в этот день у нас так и не клюнула. Да если учесть, сколько мелочи было в Сарме, щука наверняка была сыта, а мелкую рыбёшку гоняла так – из спортивного интереса.
Клёв на поплавочные снасти был очень размеренным, поклёвок на кукурузу приходилось дожидаться довольно долго. Попадались плотвицы, подлещики, изредка брали караси, но все калиброванные – не менее полукилограмма. Иногда я пробовал насаживать на крючок червя или опарыша, но быстро отказывался от этой идеи, потому что поклёвки мелочи возобновлялись с прежней яростью.
Как часто это бывает, вспышка клёва случилась у нас именно тогда, когда мы решили перекусить. Не мы первые, но и многие рыбаки подмечали, как благотворно это влияет на клёв. Вот и в этот раз мы то и дело отвлекались от трапезы, не досчитываясь на поверхности воды одного или сразу двух поплавков. Ситуацию усугубляло ещё и то, что противоположный лесистый берег Сармы, освещённый солнцем, был уже вовсю разукрашен осенними красками. Всё это жёлто-зелёно-бурое великолепие осенней листвы отражалось в воде, которая была гладкой, как зеркало.
И на этом пёстром фоне наших поплавков было практически не видно, приходилось сильно напрягать зрение, чтобы разглядеть очередную поклёвку.
После обеда, когда вода прогрелась, нам попался первый сазанчик. Я сразу узнал его по ретивому сопротивлению на снасти. Несогласный с тем, что кто-то настойчиво тянет его наверх, сазан давил в глубину, совершал длинные потяжки, парировать которые даже шестиметровым удилищем было непросто. Но всё же, был причален к берегу и помещён в садок, сразу добавив в него приятного веса.
А вот со вторым сазаном всё было гораздо дольше и сложнее. После подсечки он как-то послушно подался к берегу, так, что я принял его за очередного карася. Но потом быстро одумался и стал водить широкие хороводы, грозя собрать в один пучок лески заброшенных рядом удочек.
Настя вовремя подоспела на помощь и вытащила соседние снасти из воды, дав мне и сазану оперативного простора. Борьба была довольно долгой, удилище гнулось и скрипело, а я всё опасался, выдержит ли леска 0,18 мм и не разогнётся ли крючок, пусть японский и качественный, но всё же из довольно тонкой проволоки.
В итоге не подвели ни леска, ни крючок. И нервы тоже не подвели, хотя вываживание затянулось порядком. Но торопиться было нельзя, ведь подсачека у нас с собой не было, и требовалось как следует утомить сазана, чтобы принять его из воды руками. Всё удалось.
Вот ведь как бывает: на Волге в этом году осенняя рыбалка на сазана у нас не сложилась в силу разных причин. А здесь, на Сарме, всё же посчастливилось дважды повстречаться с “рыжиком”. На сделанных фото наш полуторакилограммовый трофей очень гармонично смотрелся на фоне осенней листвы, освещённой предзакатным солнцем.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 21(395), 2018 г.