С поплавочной удочкой на Большой Татьянке
Леденцовую хрупкость рождающегося майского дня нарушает только отчаянный писк комаров, особенно недовольных тем, что мы благоухаем ароматом репеллента. Стоя на высоком крутояре, наблюдаем, как туман серебристо-серым пуховым одеялом расстилается над гладью озера Большая Татьянка, вытянувшегося на добрых пару километров. Над озером с отчаянными криками, возмущенно хлопая крыльями, носятся непонятно кем потревоженные уточки.
По круто убегающей вниз тропинке спускаемся вниз, и, успешно форсировав размытую половодьем и кое-как восстановленную рыбаками плотинку, замечаем внимательно следящего за поплавком пожилого рыболова. Решив не отвлекать рыболова расспросами - уж больно сосредоточенным он выглядел - проходим дальше вдоль берега и с третьей попытки все же выбираем место, пригодное для рыбалки вдвоем.
Пока выбирал, куда бы мне скинуть рюкзак, в высокой траве не заметил вырытую то ли ондатрой, то ли еще кем-то ямку, и, ухнув туда ногой, зачерпнул полный галош воды и грязи. И в то время, когда я отжимаю носок и полоскаю галош, Настя уже разматывает удочку, и, наживив червяка, делает первый заброс, сходу вытаскивая увесистую плотвицу. Довольно неплоха! Ее активный плеск в садке сразу вселяет оптимизм, а пока я забрасываю свои две удочки, Настя отправляет к ней еще парочку. А у меня на самой мели резкая поклевка и... уклейка, и одновременно с глубины, с самого дна - она же, только чуть крупнее. Эта вечно голодная жадная рыбешка оккупировала все горизонты воды от берега до самой глубины! Настя посмеивается надо мной, вперемежку с уклейкой все же доставая из воды приличных плотвиц и тарашек. Нет, уклеек я, конечно, уважаю, но не настолько же!
Обернувшись на шорох сапог по влажной траве, видим подошедшего пожилого рыбака, который, громогласно поздоровавшись, не менее громко интересуется нашими успехами. Не скрывая, по-честному отвечаем, что поклевывает довольно активно, только очень много уклейки, а так попадается рыбка и ничего размером.
- Вот как! - удивляется рыболов. - А я вот у самой плотины просидел, и ни одной поклевки не увидел.
- Да и в прошлые годы под плотинкой почему-то похуже клевало, чем здесь, - отвечаю я, вспоминая свои прежние рыбалки.
- Да не скажи! - возражает рыболов. - В прошлом году я там хорошо ловил, и карась крупный попадался. А сейчас сетями все перегорожено - беда просто! Сетка на сетке стоит, как паутина переплетены. Какая уж тут рыба!..
Рыбак горестно вздыхает и отправляется дальше. А с сетями действительно беда. Их мы еще сверху заметили, когда на яру стояли, поэтому и решили подальше пройти. Немного погодя, видели и приехавших с дач на легковушке хозяев этих сетей. И ведь это средь бела дня, несмотря даже на нерестовое время и на то, что китайские сети у нас запретили к продаже! Да хорошо еще, что они их снимать догадываются. Хуже было на пруду, в котором мы часто рыбачим: там по весне на поверхность всплыли запутавшиеся и погибшие в оставленной подо льдом сетке три огромных карпа, самый маленький из которых весил не меньше десяти килограммов. Расклеванные птицами внутренности были плотно забиты икрой. Это сколько же могло быть карпиков, если бы рыбы отнерестились. Сколько же рыбы загубил браконьер, бросивший подо льдом свои сети!..
Тем временем и мне уже кроме уклеек попадаются плотвички, и даже хорошая густерка, клюнувшая на катыш булки из под веток наклонившегося в воду дерева. Я заметил, что эта рыба, хотя и ловится всегда вперемежку с плотовой, но все же и весной, и осенью, и даже зимой предпочитает растительные насадки. Зимой для нее вне конкуренции манная болтушка, в теплое время года - тесто, перловка и макароны. Ну и уклейка - куда ж без нее! От поклевок этой настырной рыбки не спасает даже огромный катыш хлебного мякиша, а особенно досаждает эта ее привычка при каждой поклевке сбивать червяка на леску.
Но что-то клубящиеся над яром кучевые облака, которыми мы любовались с утра, как-то странно потемнели, угрожающе двигаясь в нашу сторону. Вот уже и погромыхивать стало отчетливо. Сразу вспоминается вычитанная где-то гипотеза, которая обосновывает изменение погоды именно в выходные. По ней, вся негативная энергия, скапливающаяся в людях в течение трудовой недели, к выходным высвобождается и отражается на погоде, неумолимо ее ухудшая. И действительно, каждый раз наблюдая, как резко портится погода в пятницу вечером, а потом так же резко налаживается к утру понедельника, всю больше начинаешь склоняться в пользу правильности такой гипотезы!
А тучка в это время все увереннее обволакивает небо, сверкая и погромыхивая. Решаем не искушать судьбу, и, собрав в кучу все вещи и сев рядом на стульчики, накрываемся полиэтиленовой пленкой. Однако, вовремя! После первых "разведывательных" капель дождь хлынул без лишних церемоний.
Коротая время, обсуждаем правила рыболовства. Вот хотят ведь нас приучить носить с собой на рыбалку линейку, чтобы мы отпускали рыбок некондиционного размера. Да мы и так, без всяких линеек их отпускаем, если видим, что этого недоросля почистишь - и в нем кушать уже нечего. Пусть лучше такой подрастает - отпускаем не задумываясь! Да-да, пусть ужаснуться ярые приверженцы принципа поймал-отпусти: пойманную рыбу мы кушаем. Но особо подчеркну, что больше двух-трех килограммов на двоих за одну рыбалку не вылавливаем, и то при самом удачном раскладе.
Вспомнилась просмотренная на диске французская передача о рыбной ловле. Там как раз рассказывалось о ловле уклейки на поплавок. Так вот завершилась она тем, что рыболов вывалил всю пойманную рыбу из ведерка обратно в воду, а голос за кадром нравоучительно комментировал: "Всю пойманную рыбу Пьер отправляет обратно в родную стихию, строго придерживаясь принципа "поймал-отпусти". А по поверхности озера расплывались несколько десятков ослабленных и вообще снулых уклеек да пяток окуньков. Отпустил, называется, гуманный рыболов! А вот мы считаем, что нет смысла мучить живое существо, если ты не собираешься употреблять его в пищу. Такой подход к рыбной ловле не вступает в противоречие ни с законами этики и морали, ни уж тем более с законами природы! Но это, конечно, такой вопрос, о котором рыболовы и экологи еще долго будут спорить. Имея непосредственное отношение и к тем, и к другим, я просто решил выразить свое мнение.
А возвращаясь к упомянутым линейкам на рыбалке, скажу, что в нас пытаются воспитать европейское законопослушание, совершенно забывая о том, что воспитывать в первую очередь нужно совесть и любовь. Любовь к природе, к окружающему тебя миру. Потому что любить по-настоящему - это значит беречь и всецело чувствовать свою ответственность. Ведь хищническое и наплевательское отношение к Природе исчезнет только тогда, когда мы все начнем понимать, что ресурсы ее ограничены, и что только от нас зависит, увидят ли этот лес, это озеро наши дети, смогут они вот так же сидеть на его берегу, бархатно поросшем зеленой травой, и снимать с крючка трепещущих серебристых рыбешек, наблюдая за плюхнувшейся в воду чайкой, с громким кряканьем кружащей над озером уткой, крадущейся по дну черепахой или ужиком, заинтересованно пытающимся протиснуться в садок...
Понемногу дождик ослабевает, небо очищается, а сердитая туча, продолжая недовольно рычать, уползает в сторону Волги. Выбравшись из-под пленки, продолжаем ловлю, надеясь на то, что по всем канонам после дождя рыба должна активизироваться. Но, как ни странно, ожидаемого не происходит, и даже возобновившаяся было активность уклеек в скором времени совершенно сходит на нет. Долгое время недоумеваем, почему нет клева, пока через пару часов с разных сторон нас снова не начали окружать темно-фиолетовые грозовые тучи. Теперь стало понятно отсутствие аппетита у рыб. Ведь при таких скачках атмосферного давления им явно не до еды, и можно только восхищаться настырностью уклеек, которые до последнего интересовались наживкой. На этот раз прятаться от дождя нам смысла нет, поэтомусобираемся домой.
И напоследок снова несколько слов об уклейке. Многие рыболовы считают эту рыбку мало привлекательной в гастрономическом отношении, разве что не полениться и засолить к пиву. Но я уже упоминал, что очень люблю уклейку, а особенно за одно бесхитростное, но очень вкусное блюдо, которое из нее можно приготовить.
Для этого нам понадобятся: уклеек ровно на сковородку, которая имеется в нашем распоряжении, растительное масло, мука, соль, специи, несколько яиц и зелень. Уклейку тщательно моем под струей воды, при этом она полностью освобождается от чешуи. Затем потрошим, и, обваляв в муке, плотными рядами укладываем на сковороду с разогретым растительным маслом. Масла на сковороде не должно быть очень много - достаточно, чтобы оно покрывало рыбку только наполовину. Посыпаем ее солью и специями (приправой для рыбы), и, по мере подрумянивания переворачиваем, повторяя процедуру с другой стороны. Затем размешиваем в тарелочке до однородной массы несколько яиц с расчетом, чтобы они полностью закрыли рыбу, и, вылив их в сковороду, накрываем крышкой и на медленном огне доводим до готовности. В конце посыпаем блюдо рубленой зеленью.
Приятного аппетита, рыбаки!!!
Виталий Волков, Волгоградская обл.
Фото автора
По круто убегающей вниз тропинке спускаемся вниз, и, успешно форсировав размытую половодьем и кое-как восстановленную рыбаками плотинку, замечаем внимательно следящего за поплавком пожилого рыболова. Решив не отвлекать рыболова расспросами - уж больно сосредоточенным он выглядел - проходим дальше вдоль берега и с третьей попытки все же выбираем место, пригодное для рыбалки вдвоем.
Пока выбирал, куда бы мне скинуть рюкзак, в высокой траве не заметил вырытую то ли ондатрой, то ли еще кем-то ямку, и, ухнув туда ногой, зачерпнул полный галош воды и грязи. И в то время, когда я отжимаю носок и полоскаю галош, Настя уже разматывает удочку, и, наживив червяка, делает первый заброс, сходу вытаскивая увесистую плотвицу. Довольно неплоха! Ее активный плеск в садке сразу вселяет оптимизм, а пока я забрасываю свои две удочки, Настя отправляет к ней еще парочку. А у меня на самой мели резкая поклевка и... уклейка, и одновременно с глубины, с самого дна - она же, только чуть крупнее. Эта вечно голодная жадная рыбешка оккупировала все горизонты воды от берега до самой глубины! Настя посмеивается надо мной, вперемежку с уклейкой все же доставая из воды приличных плотвиц и тарашек. Нет, уклеек я, конечно, уважаю, но не настолько же!
Обернувшись на шорох сапог по влажной траве, видим подошедшего пожилого рыбака, который, громогласно поздоровавшись, не менее громко интересуется нашими успехами. Не скрывая, по-честному отвечаем, что поклевывает довольно активно, только очень много уклейки, а так попадается рыбка и ничего размером.
- Вот как! - удивляется рыболов. - А я вот у самой плотины просидел, и ни одной поклевки не увидел.
- Да и в прошлые годы под плотинкой почему-то похуже клевало, чем здесь, - отвечаю я, вспоминая свои прежние рыбалки.
- Да не скажи! - возражает рыболов. - В прошлом году я там хорошо ловил, и карась крупный попадался. А сейчас сетями все перегорожено - беда просто! Сетка на сетке стоит, как паутина переплетены. Какая уж тут рыба!..
Рыбак горестно вздыхает и отправляется дальше. А с сетями действительно беда. Их мы еще сверху заметили, когда на яру стояли, поэтому и решили подальше пройти. Немного погодя, видели и приехавших с дач на легковушке хозяев этих сетей. И ведь это средь бела дня, несмотря даже на нерестовое время и на то, что китайские сети у нас запретили к продаже! Да хорошо еще, что они их снимать догадываются. Хуже было на пруду, в котором мы часто рыбачим: там по весне на поверхность всплыли запутавшиеся и погибшие в оставленной подо льдом сетке три огромных карпа, самый маленький из которых весил не меньше десяти килограммов. Расклеванные птицами внутренности были плотно забиты икрой. Это сколько же могло быть карпиков, если бы рыбы отнерестились. Сколько же рыбы загубил браконьер, бросивший подо льдом свои сети!..
Тем временем и мне уже кроме уклеек попадаются плотвички, и даже хорошая густерка, клюнувшая на катыш булки из под веток наклонившегося в воду дерева. Я заметил, что эта рыба, хотя и ловится всегда вперемежку с плотовой, но все же и весной, и осенью, и даже зимой предпочитает растительные насадки. Зимой для нее вне конкуренции манная болтушка, в теплое время года - тесто, перловка и макароны. Ну и уклейка - куда ж без нее! От поклевок этой настырной рыбки не спасает даже огромный катыш хлебного мякиша, а особенно досаждает эта ее привычка при каждой поклевке сбивать червяка на леску.
Но что-то клубящиеся над яром кучевые облака, которыми мы любовались с утра, как-то странно потемнели, угрожающе двигаясь в нашу сторону. Вот уже и погромыхивать стало отчетливо. Сразу вспоминается вычитанная где-то гипотеза, которая обосновывает изменение погоды именно в выходные. По ней, вся негативная энергия, скапливающаяся в людях в течение трудовой недели, к выходным высвобождается и отражается на погоде, неумолимо ее ухудшая. И действительно, каждый раз наблюдая, как резко портится погода в пятницу вечером, а потом так же резко налаживается к утру понедельника, всю больше начинаешь склоняться в пользу правильности такой гипотезы!
А тучка в это время все увереннее обволакивает небо, сверкая и погромыхивая. Решаем не искушать судьбу, и, собрав в кучу все вещи и сев рядом на стульчики, накрываемся полиэтиленовой пленкой. Однако, вовремя! После первых "разведывательных" капель дождь хлынул без лишних церемоний.
Коротая время, обсуждаем правила рыболовства. Вот хотят ведь нас приучить носить с собой на рыбалку линейку, чтобы мы отпускали рыбок некондиционного размера. Да мы и так, без всяких линеек их отпускаем, если видим, что этого недоросля почистишь - и в нем кушать уже нечего. Пусть лучше такой подрастает - отпускаем не задумываясь! Да-да, пусть ужаснуться ярые приверженцы принципа поймал-отпусти: пойманную рыбу мы кушаем. Но особо подчеркну, что больше двух-трех килограммов на двоих за одну рыбалку не вылавливаем, и то при самом удачном раскладе.
Вспомнилась просмотренная на диске французская передача о рыбной ловле. Там как раз рассказывалось о ловле уклейки на поплавок. Так вот завершилась она тем, что рыболов вывалил всю пойманную рыбу из ведерка обратно в воду, а голос за кадром нравоучительно комментировал: "Всю пойманную рыбу Пьер отправляет обратно в родную стихию, строго придерживаясь принципа "поймал-отпусти". А по поверхности озера расплывались несколько десятков ослабленных и вообще снулых уклеек да пяток окуньков. Отпустил, называется, гуманный рыболов! А вот мы считаем, что нет смысла мучить живое существо, если ты не собираешься употреблять его в пищу. Такой подход к рыбной ловле не вступает в противоречие ни с законами этики и морали, ни уж тем более с законами природы! Но это, конечно, такой вопрос, о котором рыболовы и экологи еще долго будут спорить. Имея непосредственное отношение и к тем, и к другим, я просто решил выразить свое мнение.
А возвращаясь к упомянутым линейкам на рыбалке, скажу, что в нас пытаются воспитать европейское законопослушание, совершенно забывая о том, что воспитывать в первую очередь нужно совесть и любовь. Любовь к природе, к окружающему тебя миру. Потому что любить по-настоящему - это значит беречь и всецело чувствовать свою ответственность. Ведь хищническое и наплевательское отношение к Природе исчезнет только тогда, когда мы все начнем понимать, что ресурсы ее ограничены, и что только от нас зависит, увидят ли этот лес, это озеро наши дети, смогут они вот так же сидеть на его берегу, бархатно поросшем зеленой травой, и снимать с крючка трепещущих серебристых рыбешек, наблюдая за плюхнувшейся в воду чайкой, с громким кряканьем кружащей над озером уткой, крадущейся по дну черепахой или ужиком, заинтересованно пытающимся протиснуться в садок...
Понемногу дождик ослабевает, небо очищается, а сердитая туча, продолжая недовольно рычать, уползает в сторону Волги. Выбравшись из-под пленки, продолжаем ловлю, надеясь на то, что по всем канонам после дождя рыба должна активизироваться. Но, как ни странно, ожидаемого не происходит, и даже возобновившаяся было активность уклеек в скором времени совершенно сходит на нет. Долгое время недоумеваем, почему нет клева, пока через пару часов с разных сторон нас снова не начали окружать темно-фиолетовые грозовые тучи. Теперь стало понятно отсутствие аппетита у рыб. Ведь при таких скачках атмосферного давления им явно не до еды, и можно только восхищаться настырностью уклеек, которые до последнего интересовались наживкой. На этот раз прятаться от дождя нам смысла нет, поэтомусобираемся домой.
И напоследок снова несколько слов об уклейке. Многие рыболовы считают эту рыбку мало привлекательной в гастрономическом отношении, разве что не полениться и засолить к пиву. Но я уже упоминал, что очень люблю уклейку, а особенно за одно бесхитростное, но очень вкусное блюдо, которое из нее можно приготовить.
Для этого нам понадобятся: уклеек ровно на сковородку, которая имеется в нашем распоряжении, растительное масло, мука, соль, специи, несколько яиц и зелень. Уклейку тщательно моем под струей воды, при этом она полностью освобождается от чешуи. Затем потрошим, и, обваляв в муке, плотными рядами укладываем на сковороду с разогретым растительным маслом. Масла на сковороде не должно быть очень много - достаточно, чтобы оно покрывало рыбку только наполовину. Посыпаем ее солью и специями (приправой для рыбы), и, по мере подрумянивания переворачиваем, повторяя процедуру с другой стороны. Затем размешиваем в тарелочке до однородной массы несколько яиц с расчетом, чтобы они полностью закрыли рыбу, и, вылив их в сковороду, накрываем крышкой и на медленном огне доводим до готовности. В конце посыпаем блюдо рубленой зеленью.
Приятного аппетита, рыбаки!!!
Виталий Волков, Волгоградская обл.
Фото автора