С гвоздем на сайку
В марте, когда полярное солнце начинает немного пригревать, поднимаясь все выше относительно горизонта, на морской лед выходят первые рыбаки. В это время у сайки начинается жор после икромета, и она клюет на все, что попадается ей на глаза. Бывалые рыбаки "надергивают" ее до 10 кг за день.
Ловят сайку на блесну с насадкой из печени рыб и различных животных. Блесну применяют маленькую, такую же, что и на окуня, с одинарным крючком.
Вот, в принципе и все, что можно рассказать о рыбке сухим, справочным языком. Конечно, можно еще добавить, что, как и многие стайные рыбы, в течение суток она совершает вертикальные миграции: в утренние и вечерние часы - образует плотные скопления у дна, а ночью и днем поднимается в толщу воды и держится в рассеянном состоянии.
Так получилось, что азы зимней рыбалки мне пришлось осваивать именно там, где зима бывает девять месяцев в году. До этого как-то не приходилось выходить на лед с "балалайкой" и держать бур. В заполярный поселок Тикси судьба меня забросила сразу после окончание института. И вот я, южный человек, родившийся в Киргизии, попал на Крайний Север. Кое-как пережил первую свою полярную ночь, выходя на улицу только по работе, а в остальное время тихо сидел в общежитии и носа своего не показывал.
Как меня уговорили вылезти на лед, до сих пор не знаю. Напялил, помню, на себя все, что было теплого, и потащился с друзьями в бухту. Выдали они мне бур и сказали: "Бури!" Бурю я, значит, бурю, а воды все нет. Вот уже и бур закончился, уперся ручкой в лед. Мужики смеются, вставку протягивают. Надел вставку и дальше - бурить.
Лед из скважины мелкой крошкой вываливается. Целая гора образовалась. Где же вода? Скоро и вставка закончится. Шутят, наверное, друзья? На какой-то неправильный лед привели. Но нет, все нормально, вот она показалась. Бур, ощутив свободу, рухнул в глубину. Если бы не ручка, так бы и ушел на дно. Я стал вытягивать его из лунки. Вытащив до конца, поразился - орудие было в два моих роста. Какой же толщины лед? "Что-то около двух с половиной метров", - ответили весело друзья. Ошалели что ли? Ну да ладно. Выдали мне, значит, удочку с медной блесной, насадили на крючок кусочек оленьей печени и приказали ловить.
Ловить, так ловить. Опустил я блесну на самое дно и стал "поигрывать" кивком, выполняя все рекомендации товарищей. Поклевка не заставила себя ждать. Резкий рывок рыбы передался мне даже в руку. Такого "таракана", что вывалился на лед из лунки, я с роду не видал. Боже, что это?
- Что, что... Бычок! - гоготали друзья.
- А-а, помню: "Бычки, бычки, - выкрикивала дородная тетка на рынке. - Свежие бычки..."
- Нет, - смеялись они, - то были черноморские, а этот северный. Ты глубину поменьше сделай, на метр, тогда бычки не будут тебе попадаться.
Сделал на метр меньше, как научили. Не успел я опустить снасть в лунку и "поиграть", как снова почувствовал удар.
- А это что? - спросил я у друзей, рассматривая почти прозрачную рыбку, чуть больше ладони, на просвет. - Какое-то бледное создание.
- Это и есть сайка! - ответили мне. - Эту можно брать.
- Тут и мяса-то нет, - ворчал я, - а они "брать".
Ладно уж, будем ловить сайку. К полудню у меня было десятка два рыбок разной величины. Глубину к этому времени пришлось изменять еще раз, поставив ее повыше, так как рыбка принялась гулять в толще воды. И все было бы хорошо, если бы она стояла на одном месте. После полудня в моей, пробуренной с утра, лунке, начисто перестало клевать. Проверив несколько раз весь пласт воды от дна до льда, я убедился, что празднику пришел конец.
- Не клюет? - участливо поинтересовались у меня товарищи. - Надо искать.
- Что-о? Опять бурить? Этим гигантским буром? Ну, точно - одурели!
Делать нечего. Я взял "снаряд", а бур иначе и не назовешь, пошел искать место для новой лунки. А где его искать-то? Морская бухта просто огромна. Куда ушла рыба, одной ей известно.
Наконец лунка была готова. Пока промерял дно, вытащил еще одного бычка. На крючке и печени-то не было нормальной, так, одни лохмотья, а он клюнул. Из лунки, с таким трудом просверленной, вытащил всего две сайки. И все! Надо опять бурить.
Через час за мной осталось десяток дыр во льду и пяток рыбок в сумке. Все, устал. Поднял я высоко руку, да и махнул ею на это дело. С почином меня, господа!
Друзья мои все еще ловили. Им, как и мне, пришлось поменять несколько мест, перебегая от одной лунки к другой. Один сел даже на одну из моих.
- Здесь рыбы нет, проверено, - обратился я к нему.
- Посмотрим, - отозвался он, запуская снасть под лед.
Подергал удочкой немного и потащил леску наверх. Первая саечка запрыгала на льду. А вот и вторая! Так, что-то тут не чисто!
- На что ловим? - поинтересовался я у него.
- Да так, на гвоздь, вот смотри, - протянул он мне свою приманку.
Точно, гвоздь, вон и шляпка видна, правда, обточенная. Луженое изделие напоминало собой крючок, только толстый, с жалом и бородкой. Настоящий крючок, только из гвоздя.
- И все вы тут с гвоздями? - спросил возмущенно я.
- Ну, - замялся друг, - считай, что все.
- Значит, мне какую-то медную железяку подсунули, а сами дюбелями балуетесь?
- Не кипятись ты, - стал успокаивать меня он, - тут, понимаешь, сноровка нужна. А ты лишь в первый раз на льду с удочкой. Дали бы мы тебе гвоздь, да ничего у тебя с ним и не вышло бы. С этой снастью особенная игра нужна. Гвоздь ведет себя в воде, как маленькая рыбка, ну, или рачок там какой-нибудь. Может, и креветочку чем-то напоминает. Короче, нужен опыт.
- Хорошо, - согласился я, - в следующий раз мне тоже такую же снасть дадите.
Вот так и пристрастился я к зимней рыбалке. Потом было много еще моих выходов в бухту за сайкой. Гвоздь оказался незаменимой приманкой для этой рыбы.
Комментарий
Сайка, или полярная тресочка (семейство тресковых), - это небольшая стайная рыбка, достигающая длины около 30 см и веса до 300 г. Тело прогонистое, сильно утонченное к заду. Спина коричневая, бока серые с желтоватым оттенком, брюхо серебристо-серое. Тело на просвет почти прозрачно. Сама рыба очень схожа с навагой.
Владимир Римов, Тульская обл.
Фото автора