Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Рыболовный промысел XIX-XX века

Рыболовный промысел XIX-XX века

130-1.jpgДмитрий Карабельников

Большинство орудий и способов ловли рыбы, о которых пойдет речь в этой статье, сегодня запрещены, то есть, по сути, почти все они ныне являются снастями браконьерскими. Тем не менее я считаю, что современные рыболовы должны знать, чем и как ловили рыбу наши предки.

На рубеже XIX-XX века ловля рыбы на Нижегородчине происходила довольно разнообразными способами и снастями, хотя уже тогда существовали определенные правила рыболовного промысла, нарушения которых строго наказывались. Орудия и способы лова рыбы в то время считались промысловыми и любительскими, и разделяли их на четыре группы.

К 1-­й группе относились неводы, ванды, вентери, морды, приволоки, стулики, остроги, ставные сети, заколы, язы, запруды. Ко 2­й группе относились орудия лова исключительно речные - шашковые и глистные снасти (переметы), подпуска, плавные сети, аханы, ярыги, мережки, жерлицы. К 3­й группе относились орудия и способы лова только озерные - котцы, заборы, ботальные сети, нереды... Но тогда же существовала и 4­я, особая, группа рыбной ловли - любительская. Во время любительской рыбалки еще в самом начале XX века было разрешено использовать такие снасти, как ручные удочки, подпуска, блесны, наметы, крыги, бредни, саки. Уловы же рыболовов-­любителей в то время были поистине ошеломляющими. Тогда одни только удильщики язя вылавливали в Волге до 60-70 пудов этой рыбы за одно лето.  

Хорошо известно, что почвы в нашем крае, а тем более в Поветлужье, не отличаются своей плодородностью, поэтому даже в самый добрый, урожайный, год крестьяне Нижегородской губернии были не в состоянии прокормить свою семью выращенным ими хлебом. Именно поэтому еще с эпохи Средневековья большинство жителей нашего края, помимо сельского хозяйства, овладевали и другими, дополнительными, промыслами. Важнейшим из способов добычи пищи по праву считался промысел рыболовный.  

Нижний Новгород и его окрестности издавна славились как один из крупнейших центров не только рыбного экспорта, но и рыболовного промысла. Деликатесных рыб - осетров и белуг - в волжских и окских водах в пределах нашего региона в старину было значительно меньше, чем в Северном Каспии, а вот стерляди и другой рыбы было более чем предостаточно. Известны, однако, факты и поимок крупных осетров и белуг. Так, в 1890 году в реке Ветлуга недалеко от ее впадения в Волгу марийцы плавными сетями выловили белугу весом 28 пудов. 

Ванды, они же дурки, они же морды


Ну, а раз стерлядь в нашем регионе была самым многочисленным видом из семейства осетровых, значит, она и представляла самую важную и ценную из промысловых рыб. Одними из самых крупных нерестилищ стерляди в конце XIX - начале XX века являлись волжские воды прямо возле Васильсурска. Именно там, на каменистом грунте, весной метала стерлядь икру. С весны и до самой осени рыбаки вылавливали стерлядку "вандами" (прутяным самоловом, в основание которого были вставлены два конуса - большой и малый). К ивовым прутьям ванд прилеплялось большое количество разнообразных червячков и личинок двукрылых, которыми питается стерлядь.  Ну, а "вандами", или как их еще называли "мордами", а так же "дурками", (Рис. 1) ловили практически на всей Средней Волге. Попадалась в ванды в то время обычно стерлядь, иногда судак, подуст, сомята. Говорят, что хороший улов у рыбаков-­вандовщиков был тогда, когда в каждую ванду набивались по 50-60 стерлядей. Но большую часть улова составляла мелкая стерлядь. 

Шашковая снасть


Вскоре после спада весенней воды стерлядь начинали ловить "шашковой снастью", которая в то время считалась более гуманной, чем ванды и морды (Рис. 2) Принцип ловли рыбы на это орудие лова был прост. 130-2.jpgПроплывая мимо многочисленных крючков снасти (использовалось от 100 до 500), стерлядь случайно накалывалась на эти острые крючки боком. Наиболее интенсивный лов рыбы "шашками" происходил под Васильсурском и в Макарьевском уезде Нижегородской губернии. 

Выше Нижнего Новгорода шашковой снастью ловили промысловики на Оке и на Волге возле Городца. Лов рыбы этой снастью пользовался большой популярностью также в Юрьевском и Кинешемском уездах Костромской губернии. У самого же Нижнего Новгорода шашковую снасть рыбаки именовали "самоловкой". В нашем крае эту снасть изготавливали в селе Безводном (ныне Кстовского района) и близлежащих к нему деревнях.

Шашковой снастью или, как ее еще называли на Ветлуге, - "черной снастью", "черноснасткой", "концами" - ловили стерлядь до самой осени, когда рыба залегала в ямы. Еще в середине XIX века таких стерляжьих ям было много, но уже в самом начале XX века ямы эти остались лишь под Чебоксарами у Ильинки, да у Криуш. На Ветлуге же такие стерляжьи омуты еще не извелись. Именно поэтому рыбаки­ветлугаи не ставили снасти все лето, а, как они сами про себя говорили, "копили" рыбу, то есть выжидали, когда стерлядь расплодится в большом количестве, тем самым дав подрасти молодняку. И лишь когда наступала осень, они ставили в эти ямы шашковую снасть или сети. На Ветлуге в то время стерляди было много, и поднималась она выше города Ветлуги, заходя во все притоки.

Однако вскоре власти поняли масштаб вреда от этой снасти и в отдельных уездах стали запрещать.

В 1900 году в устье Ветлуги рыбаки выловили 17­вершковую стерлядь весом в 23 фунта (почти десять килограммов). Обычно же на этой реке промысловики ловили крупную и мерную стерлядь от 6 вершков и более. Ветлужская стерлядь считалась вкуснее волжской.

Ветлугаи                           

130-3.jpg
Довольно значимое распространение рыбного промысла наблюдалось и в селе Вознесенском, что в 15 верстах ниже уездного города Ветлуги. Там рыбаки ловили трехстенными плавными сетями, переметами, мережками, а в озерах рядом с селом трудилась рыбацкая артель неводщиков. Другие "рыбные места" были у села Лапшанги, что в 7 верстах к северу от Варнавина. В этом селе буквально у каждого крестьянина были ставные сети, но, как правило, лапшангцы ловили рыбу не на продажу, а лишь для собственного стола. Намного лучше был развит рыболовный промысел в 5 верстах выше Варнавина в деревне Колпаково: в этой деревне одних только рыбацких дворов было 25, и все их хозяева сбывали свой улов в Варнавино. Ловили же колпаковцы рыбку неводами, мережками, вентерями, ботальными сетями, плавными трехстенными сетями и аханами (Рис.3). Известно, что один аханщик из этой деревни своим аханом поймал довольно крупную 13­вершковую стерлядку, которая затем была продана в Варнавино за
3 рубля.

Почти каждый из ветлужских рыбаков на мережках и сетных поплавках, а иногда и на грузилах ставил (процарапывал или вырезал) свое "знамя­тамгу", то есть своего рода владельческую печать, свидетельствующую о том, что данная сеть именно его. Существовал и такой негласный закон, что вынуть несколько лещей или других рыбин себе на пищу из чужих мережек или сетей на Ветлуге не возбранялось, но брать рыбу на продажу из чужих сетей было нельзя.

Неводы


Хорошие уловы были и в Баках. Тогдашние наблюдатели зарегистрировали на Ветлуге вблизи этого села 12 лодок, хозяева которых ловили рыбу шашковой снастью, 4 лодки ловцов аханами, 3 лодки ловцов жаками (вентерщиков), 3 лодки ловцов подпусками и рыбацкие ватаги с тремя неводами. Обычно на Ветлуге каждый рыбак рыбачил сам на себя, но именно в Баках жил арендатор, сдававший рыбакам­ветлугаям воды для лова в них шашковой (черной) снастью и вентерями. Он же принимал у них и пойманную ими рыбу: стерлядь меньше 5 вершков по 4-5 рублей за сотню, а стерлядь свыше 5 и до 11 вершков по 30-35 рублей за сотню. Так что мерная рыба ценилась на порядок дороже. Ниже Баков рыбаки ловили возле Афанасихи - жаками, возле Ильинского - аханами, подле Богородского - шашковой снастью, у деревни Песочной - шашковой снастью и аханами, у Прудовки - плавными сетями и аханами, а в Медведихе - 12 человек рыбаков-­неводчиков вели промысел неводом и ставили на тамошних озерах так называемые "запоры".     

130-4.jpgЗа неводами рыбаки ухаживали. На Волге, например, неводы смолили, и делали это 1-2 раза каждое лето. Для этого сетевое полотно невода мужики или женщины-­рыбачки опускали частями в котел с горячей смолой (на 5 ведер смолы 6 ведер воды). А вот на реке Унже неводы не смолили, а олифили: невод опускали в холодную олифу и 2-3 года потом ловили им рыбу. На озере Галичском неводы и сети рыбаки дубили в отваре коры ольхи.
Бредни      

Бреднями ловили преимущественно в притоках Ветлуги, Волги и в озерах. Особый вид бредня назывался "недотка". Это была длинная, около 3 саженей, сделанная из редкой ткани или вязаной материи (тканца) сеть, через которую не мог проскользнуть даже только что вылупившийся малек. Именно поэтому уже в то далекое время снасть эта считалась одной из самых "вредных". В ветлужских краях "недоткой" ловили рыбу, заходя в реку по пояс, и бабы, и девки, и даже дети. Ловля этой снастью была ни в коем случае не промысловой, а происходила лишь для "домашней потребы", то есть для собственного стола. 

Кипы


На рубеже XIX-XX веков рыбу ловили и совсем уж необычными снастями, к которым можно отнести "кипы". Ловили кипами рыбу преимущественно на озерах и находящихся возле них реках. Кипы изготавливали из больших (длиной в 1 сажень) пучков ельника, хвороста молодого березняка или можжевельника. Связанные вместе "кипы" имели форму толстых метел (Рис. 4). Для ловли 4-6 кип укладывали на дно водоема в виде круга вершинами к центру близ зарослей камыша. Кипы время от времени поднимали на поверхность двумя баграми, подставляли под них большой сак и вытряхивали в него запутавшихся между ветками хвороста небольших окунишек, сорожек и ершей.  

Использованы рисунки из сборника "Материалы к познанию русского рыболовства" т. 8 вып. 2 Петроград 1916