Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Рыбная Монголия

Рыбная Монголия

У многих, не побывавших в Монголии, сложилось представление, что эта страна бескрайних выжженных просторов, по которым среди колючек бродят верблюды, лошади и выпасающие их бедные забитые монголы; что эта страна Темучина, больше известного, как Чингиз-хан; страна рек, удивительной чистоты, с огромными тайменями; монголами, которые рыбу не едят и не ловят. То, что касается тайменей, нас больше всего заинтересовало. Чтобы узнать, насколько общепринятые представления соответствуют действительности, мы решили посетить сию страну. Центром нашего интереса сделалась река Чулуут, с ее многокилометровым каньоном.


Рыбная Монголия, Юрий Баркалов, г. Воронеж Теперь по порядку. Восемь воронежских туристов разного возраста, объединенных стремлением в путешествиях получать удовольствия не только от прохождения сложных препятствий, но и от рыбной ловли, отправились в путь, который через 6 дней привел их на берег реки Чулуут. За это время некоторые представления о Монголии были уже пересмотрены. То, что верблюды, лошади, яки и другие пасутся по бескрайним степям - это оказалось правдой, но бродят они по зеленой травке, ничуть не похожей на унылые колючки. Выпасают их монголы, большей частью на мотоциклах. У каждой юрты мотоциклы стоят в компании с легковой «японкой» и полугрузовиком того же производства. Рядом - одна или две солнечных батареи и тарелка спутникового телевидения.

Столица монголов Улан-Батор - большой современный город с автомобильными пробками, с заводами (работающими), толпой хорошо одетых людей, в которую органично вписываются бордовые одежды буддистских монахов. Вообще, буддизм занимает много места в сознании монголов и делает их терпимее друг к другу. Меня удивило поведение автоводителей. Правила движения, как и пешеходы, они принципиально не соблюдают, но за месяц пребывания в Монголии, мы не видели ни одного ДТП. Сей феномен крайне удивителен, единственное объяснение можно искать в их взаимной терпимости. Наш шофер пропустил вперед подрезавшую его машину, а на мой вопрос, почему он так спокойно к этому относится, заявил, что, видимо, «подрезавший» очень спешит, его надо пропустить. В подобной ситуации почти любой из нас вел бы себя крайне агрессивно, а тут такое философское спокойствие. Видимо, это и есть благотворное действие буддизма.

Чингиз-хан для монголов - национальный герой, ему построен огромный мемориал с многометровым памятником, который действительно впечатляет. Аэропорт его имени, отели и … водка, причем, очень неплохая, с широкой градацией по цене и качеству. Про этого деятеля я больше упоминать не буду, хотя его аура в современной Монголии везде.

Рыбная Монголия, Юрий Баркалов, г. Воронеж Вернемся к началу сплава. К месту «стапеля» подъехали уже в темноте. Выгрузившись, пошли смотреть реку. Естественно, мы ничего не увидели, зато услышали мощное гудение потока, предполагавшее большую его скорость и силу, явно не соответствующую реке малой технической сложности. Увы, наше предчувствие оправдалось. Утром опасения приобрели зримые формы. Вода глинистого цвета, как минимум, на полтора-два метра выше своего обычного уровня, несется, подгрызая и подтачивая берега. Вопрос о возможности ловли в такой воде тайменя отпал сам собой. Шанс появится только, когда вода спадет, а это, видимо, не скоро. Решили останавливаться у притоков и искать рыбу в них.

Второй вопрос (о возможности вообще сплава по реке в связи с явным повышением ее технической сложности) возник, но ненадолго. Больше половины участников похода имели право идти на реку любой сложности, а остальные серьезные пороги могут пройти по берегу. Мысль о том, что мы приехали в Монголию поймать тайменя, а не пройти сложный маршрут определяла дальнейшее наше поведение, но пришлось делать реверанс и в сторону второго приоритета.

Собрав катамараны, мы начали готовиться к сплаву. Наши суда привлекли внимание мальчишки (3-4 лет от роду), который гордо подошел, ведя за собой лошадь. С трудом взобравшись в седло, он проехал между палатками «вот, мол, какой я лихой всадник, какая у меня хорошая лошадь», затем слез с лошади, привязал её повод к катамарану и начал качаться на его надувных элементах. Пришлось жестами объяснить, что этого делать не стоит.

Подошли несколько монголов, заинтересовавшись невиданным средством передвижения. Потом остановился автобус, из которого высыпали молодые монголки. Они оказались учительницами, некоторые из них сносно говорили по-русски. Все интересовались катамаранами, пытались сесть на них и покачаться. Пришлось быстрее завершить сборы и отплыть под веселое щебетание монголок.

Река, подхватив катамараны, понесла их на первый камень. Все налегли на весла, и… - матрос поломал древко весла. Остальные судорожно начали выгребать, ища место для удобного причаливания. Сплав начался. Теперь все зависит только от нас, нашего опыта, нашей работы и немного от нашей удачи. Удача, как известно, помогает тому, кто ее ищет.

Замелькали отвесные берега, превращаясь в отвесный каньон. Между скалами и водой - различные таежные кустарники и довольно крупные стволы лиственниц. Прямо как в сибирской тайге. Вверху, за границей района - высокогорная степь. Надо сказать, что сплав мы начали на высоте почти 2000 метров и к концу маршрута сбросили 700 метров.

Появились первые препятствия. С каждым километром они становились все серьезнее и серьезнее. Их сложность возрастала и, наконец, вынудила нас «чалиться» для предварительного просмотра пути с берега. Двигаемся довольно быстро, пока на повороте, не вписавшись между камнями, выбрасываемся на огромную «плиту». Рыбная Монголия, Юрий Баркалов, г. Воронеж Первое мгновенье мы были обескуражены, но, осмотрев дальнейшие препятствия, решили, что это, скорее, хорошо, чем плохо. Сразу за «плитой» начинался сложный порог, идти который без просмотра и оборудования страховки опасно. Пришлось здесь заночевать, а утром решать вопрос о возможных вариантах дальнейшего прохождения.

У воды удобных площадок не было. Мы разбили лагерь на склоне, в двадцати метрах выше реки. Удивительно, что все более или менее ровные площадки завалены ячьими лепешками. Неужели они даже сюда спускаются?

Наступила первая походная ночь с южными звездами, постоянным шумом несущейся под нами реки и вездесущим запахом степи. Утром, замерив уровень воды, обнаружили тенденцию к ее убыванию. В цифрах она составила примерно 10-15 см. При таких темпах река войдет в берега к концу похода. Это были оптимистические прогнозы.

Опечаленные, мы одним разгруженным катамараном прошли порог и возобновили сплав. Река - сплошная шивера. Успеваем отруливать то вправо, то влево, стараясь не наскочить на камень. К вечеру дошли до левого притока. К нашему счастью, вода в нем прозрачная. Вот она удача! Попытались причалить, но места для маневра было мало, и, ударив о скалу, нас протащило еще пару километров. Выйдя на галечную косу, поставив лагерь, все с возбуждением стали готовиться к завтрашней рыбалке, по сему случаю, на следующий день объявили полудневку.

Окончание следует

Юрий Баркалов, г. Воронеж
Фото автора