Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Рыбацкое счастье

Рыбацкое счастье


Михаил Филонов, г. Брянск
Рис. А.Булатова 

Бежит волна, шумит волна! 
Задумчив над рекой 
Сидит рыбак; душа полна 
Прохладной тишиной. 

Иоганн Вольфганг Гёте  


Как ни странно, но мы очень мало знаем о рыбах. Во всяком случае, куда меньше, чем о жизни зверюшек и птиц. И, кстати, поговорим об этимологии слова "рыба". 

Рис. А.Булатова

Вполне возможно, что перед нами один из примеров табу (запрета) в языке. 

Предполагают, что общеславянским названием для рыбы было давно исчезнувшее слово "зъвь", ближе всего стоящее к литовскому "зувис" (оно тоже означает "рыба", хотя и родственно слову "звено"). 

Но есть и другие версии, возможно, более правдоподобные и, так сказать, более привлекательные. Рыба того же корня, что и "рябой" (литовское "райбас" – "пёстрый", ирландское – "райбах" – "пятнистый", "рыбина"). В таком случае "рыба" – исходное название пёстрых (лососевых) пород. 

Остерегаясь упоминанием "настоящего" имени распугать драгоценную рыбу, наши предки-рыбаки заменили его условной кличкой. Довольно хитроумно они подобрали для неё название, близкое к древненемецким: "руппе" личинка и "рупа" – "головастик". – Рыба, – рассуждали они, никогда не догадается, что её могли назвать столь непочтительно, и попадётся "на удочку" хитроумных ловцов, а вернее, в "невод". 

А теперь давайте поближе познакомимся с происхождением этого слова. 

Удивительно, на какие хитрости пускались древние люди в стремлении обеспечить себе пищу и добычу. 

Давным-давно наши предки называли какую-то свою рыболовную снасть словом "вод": такие сети-бредни "водили" по реке или озеру. Однако рыбаки тех времён считали, что рыбы, услышав название "вод", поймут, какая беда им грозит, и ускользнут. Надо было что-то придумать: вот и приставили к слову "вод" отрицание "нет". Теперь желанная добыча не имела никаких оснований для паники: ведь на берегу шла речь не о страшном "воде", а о безобидном "не-воде". И несчастные окуни и щуки попадались на эту хитрость. 

На любых водоёмах, где нет запрета на ловлю рыбы, летом можно увидеть людей с рыболовными ящиками и удочками в руках, а зимой ещё и со специальными коловоротами-ледорубами. Это спортсмены и рыболовы-любители. Они должны соблюдать правила рыболовства: вылавливать не более пяти килограммов рыбы в день и не пользоваться сетями и другими запрещёнными (браконьерскими) снастями. 

Согласно "Сравнительным жизнеописаниям" греческого историка Плутарха, царица Древнего Египта Клеопатра Седьмая, находясь в ставке древнеримского полководца Марка Антония в 35 году до новой эры, не отпускала его от себя ни на шаг и участвовала во всех его развлечениях. 

"Как-то раз он удил рыбу, клёв был плохой, и Антоний огорчился оттого, что Клеопатра сидела рядом и была свидетельницей его неудачи. Тогда он велел рыбакам незаметно подплывать под водою и насаживать добычу ему на крючок, и так вытащил две или три рыбы. Египтянка разгадала его хитрость, но прикинулась изумлённой, рассказывала об этом замечательном лове друзьям и приглашала их поглядеть, что будет на другой день. Назавтра лодки были полны народу. Антоний закинул лесу, и тут Клеопатра велела одному из своих людей нырнуть и, упредивши рыбаков Антония, потихоньку насадить на крючок понтийскую вяленую рыбу. В уверенности, что снасть не пуста, Антоний вытянул леску и под общий хохот, которым, как и следовало ожидать, встретили “добычу” все присутствующие, Клеопатра промолвила: “Удочки, император, оставь нам, государям фаросским и канопским. Твой улов – города, цари и материки". 

Вследствие благоприятного географического положения Греции и Рима, профессия рыболова довольно рано приобрела большое значение. Различали речную (в Греции, а также в эллинистическом Египте, хоть и менее распространённую) и морскую ловлю. К числу орудий труда рыболова принадлежали удочки, различные метательные орудия, верши и сети, последние имели различные специализированные формы и размеры. При ловле требовалось взаимодействие многих членов артели, например, при ловле тунца. Промысловыми рыбами, распространёнными во многих частях Средиземного и Чёрного морей, были макрель, каракатица и осётр. 

Рыба в свежем, солёном, копчёном и вяленом виде поступала в продажу на рыбных рынках, которые имелись во всех крупных городах. Непосредственно рыболовы и рыботорговцы была мелкими производителями, однако в надписях сохранилась известия о профессиональных объединениях рыболовов – корпорациях (особенно в эллинистическое и римское время, начиная с поздней Республики). Некоторые породы рыб предназначались главным образом для богачей (угорь, усач), другие, более дешёвые, для бедняков. Состоятельные владельцы вилл устраивали рыбные садки с целью искусственного разведения ценных пород рыбы. 

Среди обитателей пресных вод хищница щука – одна из наиболее крупных рыб. Её длина иногда достигает полутора метров. Однако в прошлом в ходу были другие представления о возможной длине больших щук. Не только рыболовы, но и многие естествоиспытатели искренне полагали, что где-то в реке или озере скрываются рыбины длиной до пяти метров, живущие там до ста лет и более. А что говорит об этом сегодняшняя наука? В своих выводах учёные опираются не на "рассказы рыбаков", а на фактические, в том числе палеоихтиологические данные. 

Щуки, вернее, остатки их костей, регулярно попадаются на неолитических стоянках древнего человека по всей территории нашей страны. В районах реки Нарвы с шестого тысячелетия, в бассейне Днепра, Москвы-реки и Клязьмы – с третьего тысячелетия, на берегах сибирских рек Ангары, Лены, Иртыша – с седьмого тысячелетия до новой эры. Всего известно более 12 тысяч ископаемых останков щуки из 59 древних стоянок. 

Самый крупный экземпляр, по этим данным, был выловлен в реке Великая, впадающей в Псковское озеро, жителями древнего городища Камно в IV-V веках новой эры. Длина рыбы составляет 182 сантиметра. Это пока считается рекордом для щук всех времён и широт. В наше время при весенней охоте на уток литовский биолог, профессор Тадас Иванаускас в 1904 году на озере Друкшяй убил щуку весом 76 килограммов. А в 1930 году в озере Ильмень выловили щуку весом 34 килограмма. 

Оказывается, щуку даже можно поймать голыми руками. Подобный случай произошёл с жителем города Омутнинска Кировской области, рыболовом-любителем В. Нижегородцевым. В жаркий июльский день 1991 года он со своим внуком Димой решил искупаться в местном пруду. 

Вынырнув из воды, мальчик обратил внимание дедушки на какой-то странный предмет, по форме напоминавший игрушечный кораблик. Дедушка быстро определил, что застывший неподвижно на поверхности воды предмет – плавник задремавшей щуки. Чётко рассчитанный удар кулаком по голове хищницы – и через несколько мгновений она уже лежала на берегу. Вес добычи превысил 10 килограммов. 

Повезло и жителю города Львова, что стоит на реке Сейм, Виктору Стрюкову, который в 2006 году отправился в очередной раз на зимний подлёдный лов. Обычно он ездил один, а на этот раз позвал с собой сына-школьника Женю, будто чувствовал, что понадобится помощь. Когда понял, что крючок-тройник схватила понастоящему крупная рыба, велел Жене расширить лунку, потому что рыбина в неё не проходила. Более получаса отец с сыном вели азартную борьбу с редкой ныне обитательницей Сейма. И, наконец, вытащили огромную щуку на лёд. Длина её оказалась 1,3 метра, вес – 15 килограммов. Улов Стрюковых сбежались смотреть все соседи, а потом отец и сын сфотографировались с “трофеем” на память. Да и соседи с удовольствием позировали рядом с необычным уловом 

Продолжение следует.


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 17 (391) 2018