Рыбацкое глухозимье на Дону
Зима заканчивает пору глухозимья, а я в силу природных катаклизмов, повседневных хлопот никак не могу выбраться на рыбалку. Ох уж эта переменчивая погода! Столбик термометра "плясал" по шкале как сумасшедший и успокоился на отрицательных градусах лишь в январе. Льдом покрылись водоемы и главная "рыболовная мекка" - река Дон.
Наконец-то в один из морозных февральских дней спешно собрал рыбацкий ящик и отправился на Дон. Благо, до реки идти не более километра. Под ногами хрустит свежий снежок, мороз щиплет щеки. В душе радость и ожидание удачной рыбалки. Неторопливо перехожу озеро Костянку. Здесь была когда-то хорошая рыбалка. Сейчас побаловаться окуневой ловлей на водоеме можно лишь по перволедью.
Иду по натоптанной рыбацкой тропе. Влечет меня зимовальная яма, где в прошлом году неплохо клевал приличный бирюк, густера, подлещик.
Подойдя к намеченному месту, я был сильно разочарован. На зимовальной яме стояли торосы. Попробовал пробурится неподалеку от нагромождений льда, но глубина была меньше двух метров, и ловля на потяг сразу же не заладилась. Течение практически отсутствовало. Сделав несколько холостых потяжек, смотал снасть и обратил свой взор на правый берег Дона. Там собрались братья по разуму. Преодолев с полкилометра, оказался среди скопления "пингвинов", которое предполагало наличие рыбы.
Свежий ветерок всех заставлял энергично перемещаться по акватории. По разговорам старожилов удачливого места узнал, что здесь до сегодняшнего дня поклевывал королевский бирюк. Размеры явно преувеличивались, но мне хотелось поймать трофейный экземпляр.
Глубина - метра четыре, и свинцовый шарик быстро достиг дна. Стравил еще метр основной лески и начал медленно подтягивать снасть. Несколько холостых потяжек. Рыба игнорировала мои попытки. Обратил внимание на соседних рыбаков. Они безрезультатно "катали шары", поругивая надоевший восточный ветер.
Неподалеку несколько рыбаков затаились в палатках. Интерес к результатам их рыбалки был всеобщим. Бурились справа, слева, вокруг, но поклевки случалась крайне редко. Попадались бирючки средних размеров. Рыба игнорировала потяжки, не обращала внимания на стоячую снасть.
- Вот называется, порыбачил, - бурчу себе под нос, меняя мотыля.
Плавный спуск на глубину, короткая потяжка. Сторожок вздрогнул. Подсечка. Чувствуются рывки неведомой рыбы. Извлекаю на свет божий "фанеру". Рыба удивленно таращится на меня и окружающий мир.
- Что холодно тебе здесь? - радостно вопрошаю первую зимнюю добычу.
Настроение резко пошло в гору. Снаряжаю крючок рубиновым мотылем и опускаю оснастку на заветную глубину. Следует поклевка, и вскоре плотвичка прыгает по донскому льду.
Братья по разуму явно заинтересовались моими махами руками и потихоньку перемещались поближе ко мне. Поначалу рыбаки бурятся аккуратно и на отдалении, а по мере моих энергичных махов руками появились конкуренты и за спиной.
"Все, рыбалке конец!" - закралась в душу заунывная нота. Рыба по-прежнему не покидает мою удачливую лунку и с переменным успехом поклевывает плотва, мелкие подлещики. Убираю в ящик улов, чтобы не дразнить конкурентов.
Причем поклевки следует на одну из удочек, хотя вторая удочка сделана по образу и подобию первой. Вот тебе и неисповедимы пути рыбы. Все вроде бы одинаково, но игнорирует донская рыбка мотыля на второй удочке.
Между тем клев "фанеры" прекратился, и я с ожиданием уставился на кивки моих удильников. Тишина. Вскоре неподалеку от меня рыбак вытягивает пучеглазого бирюка размером с ладонь.
- Попался сопатый! Теперь уха точно будет, - радостно делится он впечатлениями с соседом, - бабка меня домой не пускает без бирюков, больно уж любит уху.
Рыбаки с оживлением начали обсуждать различные прелести бирючей ухи.
"Да, в палатке поудобней будет, обурили не сразу бы", - подумалось мне. На Дону палатки рыбаки используют в лютые морозы и в период хорошего клева. Сейчас же на улице было явно чуть больше десяти градусов.
Отступив от удачливой лунки пару метров, бурю донской лед. Спустя пару минут следует поклевка и вновь попадается плотвичка. Донская рыбалка предполагает постоянный поиск и эксперименты со снастями. Мне нравится подобное времяпровождение. Несомненно, есть плюсы и минусы в рыбацких поисках, но в последнее годы значительно увеличилось количество любителей рыбалки на Дону. Привлекает рыбное разнообразие, да и последние два засушливых года нанесли ощутимый удар озерам.
Невольно вспомнилась зимняя рыбалка годичной давности на озере Песковатское. На озере поклевывал приличный подлещик. От автобусной остановки к месту ловли идти не менее полутора километров. Поставил палатку, прикормил лунки и сижу, ожидаю поклевки. Попался небольшой подлещик и несколько плотвичек. Сижу в ожидании чуда и слышу ребячий хохот. Вскоре у палатки остановилось несколько рыбаков-подростков.
- Дядь, клюет рыба? - заинтересованно спрашивают малолетние любители подледного лова.
Черт дернул меня тогда ответить правду. Шумная компания невдалеке поставила палатку, и начался ребячий спектакль по поимке первой рыбы. Вскоре рыба перестала клевать и у меня.
Ситуация повторялась. Не хватало только шумной компании подростков.
Сосед вновь выхватил бирючка и начал энергично сматывать снасти:
- Все, бабка заждалась меня. Рыба клевать больше не будет. Пусть отдыхает до завтрашнего дня,
Оглядываясь вокруг, я понял, что старик прав. Ряды "пингвинов" поредели. По донскому льду промчался ошалелый любитель быстрой езды на снегоходе. Черный пес методично обследовал лед. Незаметно к Дону подкрадывались сумерки. Спешно собрав снасти, и я зашагал к дому.
Рыбалка в глухозимье на Дону удалась. Пусть не попались трофейные экземпляры, но душу я порадовал. Впереди еще будут встречи с Доном-батюшкой.
Владимир Гречкин, г. Лиски Воронежской обл.
Фото автора