Рыбацкий ажиотаж
Юрий Демин, г. Воронеж
Поблизости от дачи моей раскинули водную гладь несколько рукотворных прудов. Предпочитаю посещать их, ради моциона, пешим ходом. И всегда не остаюсь на них без уловов. Изучил уже, когда, где и в какой период времени года искомая рыбка пойдет на крючок.
На одном пруду хорошо ловится карась, на другом и щучку невеликую на блесенку можно поднять, а вот карась обитает не на всех. Но… вот как его там крупного привлечь на снасти, вот в чем вопрос. Самый матерый преднерестовый, ловится в мае-июне, причем, на каждом водоеме в разное время. Когда на Новом пруду двухкилограммовый крутобокий карась «идет» на отмелях на пучок навозного червя «дуром», то на соседствующих зеркалах воды - затишье…
Через неделю и на Бабкином, более, казалось, мелком и прогретом, начинается нерест. Только там серебряный карась мельче - от силы полукилограммовый массово попадается на приманку. На Коряжном прудишке, малом по объему, в середке лета теряющем воды по грудь, рыбеха преднерестовая и еще поменее, но она «бьет» в сердцевине июня.
Есть еще лишь один пруд - Гавриков, бывший когда-то рыбохозяйственным, но брошенный, изобилующий красноперкой, плотвой и окунем. Остались там после давнего зарыбления и крупные белые амуры, толстолобики, и… нет в тех водах ни одного карася. Ни один из рыбаков, в их числе и я, такого пресноводного представителя ихтиофауны никогда не вылавливал.
А вот видеть десяти-пятнадцати и поболее килограммовых белых амуров, выпрастывающихся из воды пред закатом солнца, приходилось. Не все они досель запущенные рыбоводами, успели попасться в сети местных промысловиков.
Сын мой, наблюдая на этом пруду бой амура, прикормил ближнюю к тому месту акваторию. Несколько утренних и вечерних зорь провел он в ожидании. Но ни на горох, ни на пышку и опарыша, заряженных на донку, не соблазнился ни один гигант. Приходилось довольствоваться ему лишь активно клюющими на подручную удочку красноперками и окунями…
В период бесклевья на соседних искусственных водохранилищах приехали мы с сыном Михаилом на тот самый беспроигрышный в плане рыбалки, но отдающий лишь ладошечных обитателей, Гавриков пруд. А в городе слушок до того времени прошел: мол, ловиться начал отдохнувший после нереста карась и… именно на наших прудах. «Хлынули» массой туда рыболовы. Но… «облом» у них получился. Да, начал ловиться карась, и даже сазаны на вареный картофель и жмых несколько дней подряд активно клевали, правда, из-за великих размеров, редко кому удосуживалось вывести ту сильную рыбу на берег - нещадно рвала тонкую лесу. А вот к плетенке или толстой синтетике, снабженной лакомой наживкой, сазан и близко не подходил.
Но как бы то ни было, но информация прошла, и рыбаки в нее поверили. И… начался рыбацкий ажиотаж, и срочные выезды на внеплановый лов. Не могли рыболовы поверить в то, что действо происходило до их приезда.
Такого скопища машин на знакомых прудах мне видеть никогда не приходилось. У каждой прорехи меж рогозом и тростником, позволявшей забросить снасть, был припаркован автомобиль.
Мы-то с сыном, успевшие до того снять «сливки», пусть и не очень жирные, с карасиного «жора», когда ехали мимо тех водоемов за малой, но надежной рыбешкой, молча усмехались. Но, главное, надеялись на то, что из-за начавшегося там бесклевья, прессинг на наши пруды на время ослабнет.
Сидим в тени раскидистых ветел, посередь водной глади чомги плавают, под боком суетятся водяные курочки, и… спортивно так, одну за одной, дергаем красноперок. Не великие они, но мерные, каждая чуток поболее ладошки. Изредка и двухсотграммовая попадается.
А мимо снуют-проезжают автомобили со страждущими трофеев рыбаками, и каждый около нас останавливается, чтобы уловом поинтересоваться, но… увидев рыбеху, приподнятую из садка, дальше в поисках своей синекуры к другим прудам отправляются.
Да вот не случилась удача у большинства, и многие наши знакомцы, до того пренебрежительно фыркавшие, видя наш улов, расселись поблизости. Как говаривали: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе».
А «синица» та при правильной готовке может превратиться не то что в журавля, но и даже в лебедя.
Интерес рыбалки состоит ведь не только в том, что и как поймать, но и как пойманное правильно утилизировать.
В моей семье готовят из мелочевки рыбные котлеты. Причем, по вкусу, по сравнению с мясными, они ни в чем и не уступают, а вот гости наши их более всего предпочитают.
Готовить их просто: отрезается голова и плавники с хвостом, чистится и потрошится тушка, и идет в мясорубку вместе с лучком и кусочками хлебного мякиша. Можно при готовке фарша добавить и соленого сальца, но то на любителя. А дальше… сформованные котлеты кладутся на шкворчащую сковородку с разогретым подсолнечным маслицем…
Так что и без крупняка рыбного разговеться и насладиться яством можно.