Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Рыбацкие размышления

Рыбацкие размышления

Написать размышления на любимую тему подвинули меня многолетние наблюдения за рыбаками, их отношением к сохранению рыбных запасов, родной природы. В далекие шестидесятые годы воздух был чище, вода прозрачней, рыба водилась в изобилии и жизнь была на много веселее. По крайней мере, я так оцениваю ушедшую эпоху. Уверен, что мои одногодки солидарны со мной. Каждый из них расскажет сотни историй об ином отношении людей к природе.

Вся моя жизнь связана с тихим Доном, необыкновенно красивой и величавой рекой. Запомнился мне один поучительный случай. Любил я с матерью бывать на реке. Многие сельчане стирали и полоскали белье на Дону. Только мать собирает узелок, я уже бегу с удочкой и банкой червей. "Мам, можно я с тобой? Белье помогу донести, да и рыбки половлю чуть- чуть. Друга Толика возьмем с собой"? "Если мать отпустит, то возьмем твоего дружка".

Вскоре мы шлепали босыми ногами по проселочной дороге. Мать стирала, полоскала белье в реке а мы ловили рыбу. После поимки двух десятков уклеек, мы с Толиком начали купаться в теплой донской воде. Вдоволь наплескавшись в Дону, неожиданно решили половить мальков свежевыстиранной простынью. Мать увлеклась разговорами с сельчанами и вовремя не заметила нашу шалость. После первой проводки "невода" попалось с сотню мальков. Мы поместили их в банку и попытались повторить заход.

"Ах, вы шалопаи, что удумали! Мальков губить"! Хворостинка заплясала по нашим голым попам. Мы опрометью бросились в разные стороны. Мать бережно выпустила мальков в Дон, приговаривая: "Плывите, растите"!

На всю жизнь запомнил детское баловство и родительский урок бережного отношения к природе. Любил я слушать рассказы односельчан о рыбной ловле. Мог часами крутиться возле стариков, чтобы услышать какой-либо поучительный случай, узнать рыбацкую тайну. Хотя рыбачили в ту пору ради пропитания, но в селе мало рыбаков промышляло сетями. Ребятишки и заядлые рыболовы рыбачили удочками, донными снастями. Причем мелочь всегда отпускали с неизменными словами: "Плыви, подрастай"!

В семидесятые годы призвали меня служить в армию в город Лейпциг, ГДР. Солдатские будни однообразны, но мне всегда нравились легкоатлетические кроссы вокруг красивейшего лесного озера. Местные жители прогуливались в парке, рыбачили на озере. Пробегая по тропинке вокруг озера, обращал внимание на рыбаков. Немцы рыбачили основательно. Стул, подставки под удочки, ухоженное место рыбалки.

Однажды наблюдаю такую картину. Рыбак поймал приличную рыбку, спокойно достал линейку, измерил добычу и отпустил восвояси. "Эй, камрад, ты зачем рыбу отпустил"? Немец приветливо помахал мне рукой и удовлетворенно произнес: "Гут, гут"! Мне хотелось у него спросить, что хорошего в такой ловле. Языковой барьер и сержант помешали диалогу. Вечером, в казарме не постеснялся и спросил у старшины роты о необычной немецкой рыбалке. Он улыбнулся и сказал: "Немцы- люди пунктуальные и рыбачат по фишкартам. Добывают рыбу лишь определенных размеров, а недоростков отпускают. Такие у них справедливые законы.

Читая в прессе, полемику о фишкартах в России, всегда вспоминаю далекие семидесятые годы и город Лейпциг. Даже имея на руках рыболовный документ, не каждый наш рыболов-любитель не позволит себе отпустить в родную стихию ладошечного карася. Таков наш менталитет. А так хочется иметь цивилизованных рыбаков-любителей в родной стране.

Вернувшись из армии, я с удивлением увидел в своем родном селе множество рыбаков, не имеющих представления о видовом разнообразии рыб на Дону. Всем хотелось поймать рыбы и побольше. Пока были живы старожилы села, настоящие русские мужики, - на корню пресекалось хишнеческое истребление рыбы.

С годами все изменилось. Появились электроудочки, китайские сети и масса всевозможных методов добычи рыбы. Природа как бы сама подыгрывает рыбакам-хапугам. Отсутствие весеннего половодья, заморы рыбы практически опустошили пойменные озера. Славилось в свое время озеро Красное в нашем районе. Карась из водоема отличался редкими вкусовыми качествами. Рыбачили на озере рыбаки со всей округи. Несколько засушливых лет опустошили водоем и сейчас красивое лесное озеро практически исчезает.

Опять - же вспомню далекие года. Моя бабушка Евдокия родилась еще до первой мировой войны. Она часто рассказывала мне о своем голодном детстве, делилась впечатлениями об отношении помещика к природе. Запомнил такой примечательный факт о дореволюционной жизни села. В пойменной части Дона испокон веков находилось два озера: Вербовое и Важное. Паводки в ту пору были хорошие и вода в водоемах постоянно обновлялась. Несмотря на подобное обстоятельство, селяне по указанию управляющего имением периодически чистили водоем. При помощи лошадей и специальных волокуш очищали озеро от излишней растительности. Хозяин старался сохранить для потомков пойменные озера. В наше время озера с красивыми названиями постепенно умирают, превращаясь в болота. И сколько таких водоемов еще исчезнет с лица нашей любимой Родины. Сотни, тысячи... Становится обидно и грустно.

Поделюсь последними впечатлениями и наблюдениями. Прошлым летом рыбачил я на Дону на своей малой родине. Рассказал о рыбалке на заветном месте в вашей газете. За границами повествования осталась встреча с браконьерами. Белым днем, никого не стесняясь, два добытчика рыбы шли сплавными сетями по Дону. Китайский невод они разбросали через всю реку. Проплывая в тридцати метрах от меня, они воровато спрятали лица. Я стерпел такое нахальство и перезабросил донки, невольно показывая место расположения снастей. Хапуги проплыли глубоководный участок реки, проверили сеть и вернулись другим берегом. Спустя двадцать, тридцать минут вижу вновь браконьеров. Нервы не выдержали и я эмоционально кричу:

" Вы, что обнаглели совсем!

Испуганные браконьеры удивленно спросили: "А что"?

" Совесть иметь надо и уважать друг друга! Сколько Вам рыбы надо"? Мои пустые угрозы возымели действие. Больше браконьеров я в этот день не видел. Понимаю, что они нашли другое место рыбалки и не оставили свой промысел, но я получил моральное удовлетворение от маленькой победы над браконьерами.

"Промысел" электроудочками наносит еще больший урон родной природе. Погибает молодь рыбы, замирает жизнь в водоеме. Неоднократно наблюдал на Дону безрадостную картину "ночных рейдов" электроудочников. На берегу валялись дохлые лягушки с вытянутыми лапками, проплывала мертвая рыба. Рыбаки- любители презирают подобную рыбалку и стараются всегда дать отпор губителям природы.

Появился новый варварский способ добычи рыбы - "каркалыгами". Специально изготовленными блеснами с тремя крючками браконьеры "выдирают" все живое на зимовальных ямах. Попадаются сомы на двадцать и более килограммов, лещи, сазаны и прочие донские обитатели. Сколько раненной рыбы погибает, неизвестно. Любители подледного лова стараются не допускать браконьеров в места ловли.

Откуда у нашего доброго и терпеливого народа появилось такое хищническое отношение к природе? Повлияли лихие годы перестройки и вседозволенности? Сказываются пробелы воспитания в семье и школе? Однозначно ответить на эти вопросы невозможно. Одними призывами природные богатства не сохранишь. Необходимы действенные меры по сбережению окружающей среды.

В период глухозимья и весеннего клева я часто рыбачил на Дону и общался с "фанатами" подледного лова. Все осуждают браконьеров, но когда попадаются в улове мелкие бирючки,- бросают малышей в ящик. "Кошке сгодятся на ужин". "Выпусти недоростка, на следующий год поймаешь"!- неоднократно увещевал я рыбаков. Иные рыболовы реагировали на слова, но многие смотрели на меня, как на инопланетянина. Я понимаю, что серьезно раненную рыбку не отпустишь обратно в водоем, но некоторые малыши могли вполне дорасти до промысловых размеров.

Всю свою жизнь рыбачу только на удочки, донки и не приемлю браконьерский лов. Любовь к родной природе у меня воспитали отец, мать, односельчане. Сейчас вспоминаю рассказ отца о земляке Василии Васильевиче, который перед смертью пришел попрощаться с Доном. На глаза наворачиваются слезы от прощальных слов старика. "Прощай кормилец-Дон. Больше не увижу я твоей тихой и светлой воды, донские закаты и рассветы. Прощай и прости меня, если я тебя обидел"! Сельчане до сих пор помнят причудливого старика и передают из поколения в поколение слова неграмотного крестьянина, просившего прощения у родной реки. Не пора ли и нам попросить прощения у родной природы за все прегрешения перед ней?

Вот такие рыбацкие размышления родились у меня в завершении зимнего рыболовного сезона.

Владимир Гречкин, г.Лиски Воронежской области