Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Рыбалка в забайкальском наводнении

Рыбалка в забайкальском наводнении

Юрий Баркалов, г. Воронеж 
Фото автора  

Прошло три года, как мы побывали на этой реке. Захотелось вновь посетить далёкий и труднодоступный район, тем более что прошлый раз он подарил нам восемь тайменей. Если быть точным, это не одна река, а три. Река Катугин впадает в реку Калар, а она – в Витим. И вот в августе 2017 года я с группой единомышленников отправился в очередной водный поход. Начало маршрута – станция “Новая Чара”.  

Рыбалка в забайкальском наводнении

На “Урале”, другая машина туда не пройдёт, за 10 часов беспрецедентной тряски, проехав сотню километров, добрались до станции “Новая Чара”, что находится в среднем течение Катугина. Дорога за три года изменилась мало, но соседние реки так перепахало июньским наводнением, что они стали похожи на эпицентр падения Тунгусского метеорита. Кругом вывороченные большой водой деревья, присыпанные огромными камнями. Водитель сказал, что вода поднималась на 13–15 метров, и что такого давно не было. Сейчас вода средняя, чему мы были очень рады. 

Собрав свои суда, а путешествовали мы на двух катамаранах – четвёрке и двойке, начали сплав. Река стремительно бежит вдоль девственной тайги и на своём гребне несёт нас. Вперёд грести почти не приходится, только лавируй между камней. Спиннинг бросать неудобно, но это нас не останавливало, пока не отмотали руки. Блёсны протралили все встреченные по пути ямы. За день пройти Катугин не смогли, остановились на ночёвку в 2 км от его устья. Только здесь удалось поймать несколько мелких хариусов. Пожарив их, поздравили себя с первой рыбкой. 

На следующий день вплыли в Калар, по которому надо пройти более трёхсот километров, и где надеялись поймать наших главных рыб похода. Вода в этой реке прозрачная с бирюзовым оттенком. Красиво очень, но погода не дала нам расслабиться. Налетел ураганный ветер с проливным дождём. Двадцать минут вокруг небо сливалось с рекой, демонстрируя силу и непредсказуемость природы. 

Внезапно это безобразие прекратилось, выглянуло солнце, а через полчаса вновь закапал дождь. К 17-ти часам, когда должен был начаться клёв, все промокли до нитки, и ловить рыбу совсем не хотелось. 

Вечером доплыли до крупного левого притока Лучи, где остановились на ночёвку и днёвку. На днёвке ходили вверх по притоку за хариусом. Каждый в одиночку продирался сквозь тайгу в поисках своей заветной харюзовой ямы. 

Кругом наблюдается много медвежьих следов и помёта. Такое впечатление, что они бродят здесь стадами. В надежде, что косолапые нас не тронут, пересекая их владения, старались не шуметь, хотя по уму надо было наоборот кричать и громко разговаривать, чтобы косолапые ушли. 

Несмотря на неустойчивую погоду, хариус клевал довольно сносно. Ловили на “мэпсики” №1, тёмные с красными или жёлтыми точками. Клевало независимо от времени дня, по краю ям или в прижимах под скалами. Пожарив пару сковородок вкуснейших хариусов, отметили рыбный день, сидя под тентом, защищающим от мелкого надоедливого дождя. 

На следующий день погода опять не баловала, но иногда проглядывало солнце, вода оставалась прозрачной и почти не прибывала. В семь часов вечера, не доходя крупного правого притока Чукчуду, случилось то, чего так давно ждал. На катамаране отгреблись от правого прижима, и я бросил блесну под самые скалы. Леска вяло натянулась. Решив, что это результат сбоя струй, начал её подматывать. Неожиданно чувствую тяжесть, и в тёмной глубине прижима что-то зашевелилось. 

Рыбалка в забайкальском наводнении

Вот он, хозяин реки! Я его чувствую! Пристать к берегу невозможно, надо его утомить и попробовать завести в подсак. Через десять минут борьбы поднял тайменя на поверхность. Какой тут подсак? Да в нём более полутора метров. 

Хотя бы голову его завести. Красавец с красными плавниками открывает рот, пробует выплюнуть блесну. Не даю ему такой возможности. 

Увидев в двух метрах от себя подсак, таймешка так рванул, что в секунду смотал с катушки 40 метров лески. Осторожно пробую его снова подводить к катамарану. Вот он опять в метре от меня, и опять рывок. Так продолжалось несколько раз. 

Руки уже трясутся и не только от возбуждения, но уже и от усталости. Когда же он утомится? В это время ребята пробуют лавировать, чтобы мне было удобно сражаться с рыбой, они тоже утомились. Очередной раз подвожу красавца к себе, он становится поперёк струи, пробует использовать силу течения. Видно, что ему тоже нелегко. Пока он не отдохнул, надо использовать момент. Самонадеянно и более жёстко подвожу рыбу. 

Вот оно, счастье! Ещё чуть-чуть, ещё самую малость… Но, леска начинает терять тяжесть, свободно сматывается. Что это? 

Не может быть? С удивлением рассматриваю блесну, тройник. Всё на месте, не оторвано, не разогнуто, а тайменя нет. Он, видимо, порвал себе рот и ушел переживать своё счастье. 

Мы тоже поплыли к стоянке, переживать и обмениваться эмоциями. Поставив бивуак, на маленьком катамаране поспешили к прижиму. Как ни меняли блёсны, как ни изгалялись – таймешка нас игнорировал до самой темноты. Пришлось вернуться к манящему костру, в надежде на следующие удачные дни и рыбалки. 

Следующий день порадовал солнечной погодой. Он был единственным за весь поход, когда вода не капала с неба. В этот день её уровень в реке даже пробовал убывать, что тоже не способствовало хорошей рыбалке, но пару килограммовых ленков на жарку поймали. Далее началось то, что синоптики называют непродолжительными, периодическими осадками, переходящими в продолжительные. Сии атмосферные неудобства нашего настроения сильно не испортили. Главное, что группа подобралась хорошая. Как говорил незабвенный товарищ Фёдор Иванович Сухов: “Народ попался покладистый, можно сказать душевный, с огоньком”. 

Всё так, но вода начала мутнеть и подниматься. Причём подниматься стремительно. За ночь прыгнула вверх на два метра. По реке поплыли деревья и всякий лесной мусор. Тактику ловли пришлось менять. На самой реке ловить невозможно. Ловили в чистых притоках. 

В притоках клюёт плохо. Начали пробовать у притоков по границе мутной и светлой воды. Такая ловля оказалась успешной. Поймали таймешат, практически, все, но не крупных, можно даже сказать, мелких – 1,5-2 кг. Зато ленки были достойные. Некоторые за два кило. 

Методом “тыка” определили время, когда рыба лучше ловится, – это происходило между 17 и 20 часами. 

Экспериментируя с блёснами, сделали для себя открытие. Лучше всего клёв на продолговатую белую колебалку, а вертушки “мэпсы”, “блюфоксы” и другие в ловле тайменя уступают им в уловистости. Правда, про белую колебалку нам подсказали жители единственного на маршруте села Средний Калар. 

Рыбалка в забайкальском наводнении

Так и плыли две недели по пухнущей реке, сливаясь с природой, мимо невообразимо красивых пейзажей, удивлённых, напуганных нами медведей. В конце маршрута река поднялась аж на десять метров. Она с яростью бросалась на опоры “Бамовского” моста. Обходчик сказал: “Ещё четыре метра, и мосту – беда”. На разъезде скопилось семь групп сплавлявшихся водников. Их всех смыло непрекращающимся дождём с окрестных рек, побуждая быстрее завершить путешествие. Группа, что финишировала за нами, рассказала о месте нашей последней ночёвки: “Там даже земля не угадывается, кругом бушующая вода”. Я порадовался, что мы успели уплыть, как только забрезжил рассвет. Всю ночь вставал, наблюдая уровень реки. Когда вода подошла к палаткам и начало светать – объявил аврал. Днём разбивали бивуак на высоком берегу. Метра три над уровнем реки. Собравшиеся туристы обменивались рыболовной информацией. Все ловили трудовых ленков только в верховьях реки Бамбуйки, а одна группа оторвалась на хариусе. 


Как всегда, река нас в этом походе учила, и, надеюсь, мы сделали правильные выводы. 

*Рыбу можно поймать в любой воде, если она в ней присутствует. Надо только её упорно ловить, и чем настойчивее, тем лучше. 

*Любые, даже самые незыблемые приоритеты рыбалки могут быть нарушены в зависимости от времени, места, погодных условий. Надо всегда больше экспериментировать. 

*Удовольствие от ловли “трудовых” рыб даже сильнее, чем, если ловится дуром. 

*Необходимо всегда пользоваться опытом местного населения. Несмотря на то, что новое в снастях не всегда значит лучшее, полезно тестировать последние достижения рыболовной индустрии. И тогда будет тебе трудное рыбацкое счастье! 



РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 8(382), 2018 г.