Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Рыбалка в устье Битюга

Рыбалка в устье Битюга

Юрий Демин, г. Воронеж 
Фото автора 

Памятна та летняя поездка на Битюг. И хорошим, даже порой чересчур активным, клевом хищной рыбы. Но… то была последняя рыбалка с моей дочерью на водных артериях России…  

361-11-1.jpg

Уж много лет проживает моя Люсенька в Австралии, в городе Перт, на берегу Индийского океана. Нет, не вышла она замуж за чужеземца, видимо, захотелось новых, более ярких впечатлений. Нашла там престижную работу, а вскоре обзавелась (то бишь, купила) собственным жильем… Но не о том я, и хочу вернуться к той последней рыбалке с дочерью. Конечный пункт вояжа был выбран не случайно. На протяжении двух десятилетий подряд посещали мы место впадения Битюга в Дон. Изучили все уловистые бочажки малой речки и омуты с перекатами большой, и знали, где и какая рыба там держится. 

В предыдущие поездки доводилось мне вылавливать сомов, небольших, правда, в пределах 5-7 кг, а вот самого большого (явно, за пуд весом) подвел к обрывистому донскому берегу, да вот без помощника вытащить не смог – оборвалась под его тяжестью толстая леса… Лавливал на перепаде глубин крупных лещей, а одного аж под три килограмма. Битюг одаривал язями и рыбцами. 

Свои особенности ловли на неравнозначных реках. Если на растительные насадки в битюгских омутках можно было “отовариться” неплохонькой плотвой, а на червя – вполне приличным окунем, то на Дону сии рыбьи завлекалки не работали. Их попросту сбивала на течении мелочевка, и редко-редко, если на донку или фидер, засекались густера, бирюк или мелкий пескарь. Иная замануха надобна донским водам, а если быть точным – личинка поденки – метелика. 

Обычно приезжали мы на слияние рек всей семьей, а то еще и друзей прихватывали, но в этот раз, как было озвучено ранее, только я, дочь и собака. Отдых на природе, вдали от цивилизации, был ей просто необходим, к тому же, предстояла поездка в далекую незнакомую страну, а ближние родичи не смогли в этот раз составить нам компанию… 

Разбили лагерь: поставили палатку, расчистили место под костер. Я готовлю снасти, а Люся в сопровождении пса отправилась осматривать год от года меняющиеся окрестности. 

Я же наловил мелочевки и выставил жерлицы по руслу Битюга, а затем отправился на промысел метелики. 

Просто так ту, обитающую в илистом грунте личинку поденки, не возьмешь, специальная приспособа для того нужна. Проста она, и изготавливается из обычной штыковой лопаты, у коей металлическая часть визуально делится на три части, а края загибаются под прямым углом. 

Получается узенький длинный совок. К нему в гнездо вставляется и закрепляется черенок длиной 4-5 метров (вырубается на месте из подходящих по толщине и высоте древ). Добыча метелики проводится у обрывистых берегов с глинистым дном. 

Конец орудия ловли загоняют под углом в дно и тут же вынимают. Застрявший между бортиками грунт тщательно просматривают. Не богата добыча, в одном керне – 2-3 личинки. Но если не лениться, то за час-полтора на пару зорек уловистой насадкой можно и запастись. Особо добычлива охота за метеликой ближе к середке Дона с лодки… Зудят руки, уж дюже хочется испробовать в “работе” свежевыловленную лакомую для бели приманку. 

Забрасываю две донки в струи Дона, одну на изворот течения, другую – на самый фарватер. Не прошло и десяти минут, как кончики обоих удильников один за другим стали кланяться водной глади. Поочередно подсекаю. На первой снасти подлещик в пределах полкило, на второй, из-за запоздалой подсечки – пусто. 

Переключаюсь на одну донку, и редко какой, такой же мерный подлещик сходил с крючка. За час извлек из глубин почти с десяток блескучих в лучах заходящего солнца рыбин. На том ловлю и закончил. Пришло время ужином заниматься. Затеплили с дочей костерок, разогрели домашние припасы, сами перекусили, собаку накормили, да и баюшки отправились. 

Рассвет встретил обильной росой, молоком густого тумана над водами рек и множеством паучьих ставней, раскинутых меж трав междуречья и светящихся “бриллиантами” водяных капелек, преломляющих свет на неподвижных тенетах. Проверил жерлицы, на пяти 300-400-граммовые окуни, на двух – по щучке, каждая под полтора килограмма. Знать, будет у нас и ушица, и жареха, и копчуха, а если учесть вчерашних подлещиков, то в ближней перспективе и вяленая рыбеха… 

Весь день провели (исключая время на готовку и потребление пищи) в разговорах, разбавляемых купанием и плаванием на лодке – разлука близка, и вместе побыть ох как хотелось! Так что времени на рыбалку не осталось. Впрочем, и следующим днем мы так и не забросили снасти в струи рек. Правда, именно в этот период как раз и произошел курьезный случай. 

Чисты воды Битюга – на 3-4-метровых глубинах дно просматривается, потому и брали воду для кулинарных целей из реки. Ходил по воду я, набирал полное эмалированное ведро и относил в лагерь. Да вот как-то поскользнулся и упустил в глубины новую посудину. Лежит ведерко на дне, от течения слегка покачивается, как бы приглашая спасти его. Но мне что-то не хочется: глубина великая, да и водный поток у сужения русла буйствует. 

Дочка не страшится возникших препятствий и со словами: “Мама обидится, если вернемся без ведра”, заныривает в пучину. Первая попытка окончилась неудачей, не учла Люся скорости течения. Новый заныр на десяток метров выше по руслу, и вот уж ведро сияет белоснежными боками на берегу. Сколько душевных волнений претерпел я тогда, одному Богу ведомо… 

И только под конец пребывания в междуречье активно занялись рыбалкой. Одну зорьку просто дурачились, хотя, как сказать: ловили на Битюге по принципу: кто кого переловит (место закормили заранее). Как ни странно, победила дочуля со счетом 72:59. Правда, попадалась мелкая плотва, уклейка и окуньки, которые отправлялись в родную стихию. Зато клевала рыбешка активно, и страсть душ рыбацких мы успокоили… 

Баловство баловством, но пора и серьезной рыбой заняться. Домой ведь тоже нужно что-нибудь привезти. На утренней зорьке, еще до восхода солнца, отправились на берег Дона, чуток ниже впадения в него Битюга. Зарядил фидер кукурузой, а донку – метеликой, и оставил дочку за ними следить, благо, объяснять ей ничего не пришлось, с малолетства владела она рыбацкими снастями. Сам же отправился спиннинговать. Да вот беда, что на воблер, что на джиг головку со съедобной резиной попадались лишь мелкие, не товарные 200-300-граммовые судачки, и… возвращались туда, откуда прибыли. Поставил самодельную, сработанную еще моим дедом, крупную медную колебалку, на успех совсем не надеясь. А зря. Не сделав и десятка медленных проводок, как на другом конце почувствовал тяжесть, и не просто тяжесть, а упорное сопротивление. Леса звенит, удильник – в дугу, но это мы уже проходили. Не впервой, и спустя время на траве забилась, пытаясь освободиться от коварной железяки, приличная, на прикидку – малость за три кило, щука. Минут сорок спустя чуть ниже по течению на ту же блесну попалась еще одна, такая же по размеру, зубастая хищница. 

Люся тоже не осталась без рыбы. Метеликой соблазнился килограммовый лещ, а на зерно кукурузы в два раза меньший по весу серебряный карась. Пора и до дома, время, отпущенное дочери на прощание с русской природой и рыбалкой, стремительно истекало… 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 11(361), 2017 г.