Главная > Статьи > Рыбалка в Стране души

Рыбалка в Стране души

Татьяна Бабанова, г. Калуга

Абхазия, или как ее с любовью называют жители, “Страна души”, действительно удивительное место. Вроде бы то же самое Черное море, те же Кавказские горы, а местный народ – абхазы – на русском говорят, как на своем родном языке, но мне, попавшей в Абхазию впервые, она показалась другим миром.

Мы с Андреем вышли из поезда Москва - Сухуми на станции “Гудаута” 9 сентября. При выборе конкретного места отдыха у нас было несколько критериев – отсутствие железной дороги на берегу, отсутствие развитой инфраструктуры и наличие устья горных рек – мы ведь и на рыбалку ехали.

Железнодорожный вокзал станции “Гудаута” поверг нас в шок. Но не хочется останавливаться на негативных впечатлениях нашего путешествия, потому что “скелеты в шкафу” есть в любом городе и в любой стране. А мы, путем передвижения на такси, оказались в п. Белая речка, вернее, в его закоулке – Серой Бабе, и постепенно, осматривая предлагаемое жилье (личные дома абхазов, где отдыхающие живут практически “одной семьей” с хозяевами), мы доехали непосредственно до берега моря и до семьи, где нам предстояло провести последующие две недели.

Огромный фруктовый сад, уютные места, где можно пообедать в тени, небольшой контингент отдыхающих соотечественников, а главное – море прямо за калиткой, все это располагало к спокойному и приятному отдыху. После ночной грозы и ливня воздух был тяжелый, влажный и очень теплый. Двое суток в поезде неумолимо звали в душ, после которого, под “белы ручки” нас препроводили за хозяйский стол – знакомиться.

Глава семьи Акакий Павлович, 1938 г.р., налил чачи, и мы часа полтора душевно общались. Местные мужчины, которые воевали за независимость своей страны, очень этим гордятся и любят вспоминать былые победы. Кроме того, наш хозяин оказался еще и бывшим сотрудником ГИМС, и мы нашли общие темы о рыбалке. Рыбу там ловят по-взрослому, сетями, и еще одним способом, который я прочувствовала всем своим организмом. Но об этом позже.

Относительно чистый песчано-галечный берег и полное отсутствие оголенных тушек любителей ультрафиолета очень порадовали. Вода и воздух + 28, одним словом – субтропики. Буйная дикая растительность, в основном с огромными колючками (ежевика, акации) росла повсюду, периодически служа непроходимым забором огородам местных жителей, скорее всего как защита от крупного рогатого скота (коров, телят, буйволов) и лошадей. Вся эта живность пасется и гуляет повсеместно, беспризорно, в том числе и на трассах. А буйволы вообще спускаются к морю с гор, чтобы попить морской воды.

А горы в Абхазии серо-голубые. С берега моря горы всегда видны в какой-то дымке, и первое время нам постоянно казалось, что это не горы, а надвигаются тучи.

В округе растет много лавра, инжира, одичавшего винограда, яблок, груш, грецкого ореха и прочих представителей известной и неизвестной нам флоры. А у наших гостеприимных хозяев мы обедали под ветвями с хурмой, лимонами и инжиром. Оказывается, инжир очень любят перепелки, и на них постоянно охотятся местные мужчины, в основном рано утром. Многие содержат ловчих птиц. С нами случился забавный случай, когда большой ястреб пролетел между нашими головами, едва не задев их крыльями, и уселся на дерево совсем рядом.

Из рыболовных снастей мы взяли с собой только то, что легко поместилось в чемодан. Это, естественно, моя любимая “Волжанка” и старая, удобно складывающаяся донка, а также пара тирольских палочек и самодур. Во время прогулки по берегу в день приезда за мысом мы увидели пирс, уходящий далеко в море, и поспешили к нему в радостном предчувствии об идеальном месте для рыбалки.

При подходе ближе появилась колючая проволока, огораживающая зеленую часть местности от пляжа, а на берегу оказалась свалка различного металлолома со следами от пуль. Мы прогулялись по пирсу, а когда сошли на берег, обнаружили ранее незамеченного охранника – российского военнослужащего, хорошо замаскированного от нас и от солнца. Он нам сказал, что гулять и ловить рыбу здесь можно, но нежелательно, а когда идут стрельбы – нельзя.

Два раза мы рыбачили с пирса. Результатом первого дня стала потеря одной тирольской палочки, и ни одной рыбы. Конечно, ожидать клев на курицу, сало и мясо, да еще и при такой жаре было смешно. На пустые крючки покупного самодура тоже почему-то ничего не попалось. Во второй раз на пирсе мы оказались не одиноки. Наши военные совмещали приятное с полезным, жарили шашлык и ловили рыбу. Улова ни у кого опять не оказалось, солнышко припекало нещадно, и мы решили поискать место в тени. Оставшиеся после ухода с пирса наших солдат креветки, на которые они ловили, я бережно упаковала и положила в морозилку, так как магазинов в поселке не было и наживку надо было беречь.

Удобное место для ловли рыбы оказалось в пяти минутах ходьбы от нашего жилища – очень живописный мыс с пещерками, большими песчано-ракушечны-ми камнями и, что самое главное, огромными деревьями, от которых на берегу была тень почти до обеда.

И вот мы расположились на берегу. Андрею пришлось делать самодельную тирольскую палочку на мою “Волжанку”, так как вторая, оставшаяся палочка, была слишком тяжелая и лучше подходила к донке.

Я наживила креветку, а Андрей выловил крабика и насадил пучком его клешни под моим скептическим взглядом. Неподалеку мужчина на длинное и крепкое удилище, оснащенное тяжелой оливкой и длинным поводком, ловил на мидий. В углублении каменной глыбы, заполненном дождевой водой, у него уже плескался улов – пара морских карасиков. Но леска с тяжелой магазинной оливкой периодически цеплялась за камни на дне моря, и обрывы снасти случались довольно часто.

Чуткий кончик “Волжанки” отлично реагировал на поклевки. Спутать клев карася с движениями тирольской палочки от сильной волны сложно. Карась клюет очень энергично и заглатывает крючок до самого хвоста. Но перемороженную креветку кто-то постоянно стаскивал, и мне приходилось перебрасывать снасть. Андрей пошел ловить очередного крабика, и тут его донка задергалась. Это непередаваемое ощущение – выуживать хоть небольшую, но упрямую рыбину. Крабьи клешни были основательно проглочены довольно крупным морским карасем.

Итогом этого дня стали три карасика и морской ерш, у соседа – пять карасей. Проходивший мимо нас еще один отдыхающий рыбак поделился радостью: ночью поймал горбыля. На самодур мы больше не ловили, хотя мой знакомый, вернувшийся из Абхазии незадолго до нашего приезда туда, ловил ставридку до состояния “уже девать некуда”.

У нас видового разнообразия не наблюдалось, те же караси и ерши. Когда моя самодельная тирольская палочка также осталась на дне морском, с рыбалкой мы закончили, а из улова получилась очень наваристая уха. Но, на наш вкус, слишком сладкая.

А вот в последнюю рыбалку нам повезло. Ребята из воинской части на мысе ловили рыбу и ныряли за мидиями. А когда уходили, подошли к нам и вручили пятилитровую пластиковую бутылку, доверху наполненную свежими мидиями. Со мной “случился полный восторг”, так как последний раз я ела мидии, жаренные на костре, на берегу моря, очень много лет назад. А в детстве, проведенном в Новороссийске, это была любимая еда все лето.

Как раз в этот день в одном из небольших пещерных углублений мы обнаружили большую сковороду, в которой обычно пекут хачапури. Она, по-видимому, использовалась именно для жарки мидий. Оставалось только почистить ее песком.

У нас получился настоящий пир. Сочные мидии с лимоном, белый пушистый хлеб, намазанный острой аджикой под холодное и вкуснейшее сухумское светлое пиво. Наши соседки из Хабаровска, отдыхающие в тени неподалеку, также по достоинству оценили вкус черноморских мидий, которых, к сожалению, с каждым годом становится все меньше.

А теперь еще об одном виде рыбной ловли местных жителей. Отличная погода и теплейшая вода, естественно, располагают к купанию. Плавали мы много и часто. Я заплываю достаточно далеко, и в один из очередных заплывов вдруг почувствовала, как подо мной, на глубине, что-то сильно булькнуло, и меня будто подбросило в воде. Ничего не поняв и ужасно испугавшись, я быстро поплыла к берегу. В голове проносились всякие кошмары, и я решила плавать отныне только на мели.

Когда я выскочила из воды, на высоком берегу стоял колоритный местный житель и как в кино произнес: “Глушили”. С огромным облегчением я поняла, что где-то кто-то глушил рыбу, а до меня дошли отголоски взрыва, так меня напугавшие.

Поселок Белая речка располагается соответственно на Белой речке. В устье она мелкая, широко текущая и прозрачная. Если перейти ее вброд и пройти еще минут двадцать по берегу, попадешь на Черную речку, полноводную, очевидно довольно глубокую, с темной, почти черной водой. Вброд ее перейти можно только у самого моря, но проблематично из-за бурлящего течения реки и встречных морских волн, в тот день довольно больших. Местные сказали, что рыбы в ней много.

Нам в этом году половить в горных реках Абхазии не удалось, для этого ехать в эти края лучше на машине. Но по дороге на озеро Рица мы видели очень много рыбаков, пытающих свое счастье в бирюзовых водах горных рек.

Отпуск, как всегда, пролетел быстро. Подводя рыболовные итоги, можно сказать, что в Абхазии в сентябре ловить рыбу еще рано, вода в море слишком теплая. Тем не менее, в любое время года и во многих уголках нашей необъятной страны можно с удовольствием совмещать путешествия, отдых и, конечно, рыбалку.