Рыбалка в молодую весну
Александр Токарев, г. Йошкар-Ола
Фото автора
Уже не одну неделю стоят стеклянные морозы с румянцем на седом небе по утрам и прозрачной синевой на закате. Опять трещат от мороза деревья, и полная луна холодно глядит из чёрной бездонности. А ведь весна на подходе, о чём по утрам звенят синицы. И солнце греет в полдень, уже не шутя. Но морозы не уходят. Высокое давление, видимо, плохо сказывается на клёве рыбы. И уже второй день прихожу с нашей малой речки почти пустым. Несколько плотвиц – вот и весь улов на мормышку с мотылем. На безмотылки вообще не берёт. Выручила только зимняя донка, скорее, даже фидер, который я соорудил из удочки Kola. Как ни странно, только на крючок с хлебным шариком на струе и глубине брала плотва. И это зимой, ну в конце зимы. Но всё равно по льду как-то непривычно ловить рыбу на хлеб.
ПОДЛЁДНЫЙ ФИДЕР
Ловля леща и крупной плотвы на малой реке бывает затруднительной из-за течения. Эту донку я оснастил почти как летний фидер. Только вместо вершинки-квивертипа здесь “корюшный” кивок – шарик, который мне прислали из интернет-магазина вместе с удочкой. Эта удочка с объёмной открытой катушкой и курковым тормозом, который работает при нагрузке как фрикцион. В комплект входит подставка с острыми штырями для установки у лунки. Ручка из неопрена. На катушку я намотал плетёный шнур Multi Power диаметром 0,14 мм, поставил кормушку-пружину 20 г весом, а выше привязал к вертлюжку-тройнику поводок из флюорокарбона Spider Carboline 0,11 мм с двумя крючками № 2,5 российской нумерации. Как оказалось, такой подлёдный фидер отлично работает и на нашей малой речке, чутко показывая поклёвку даже средней плотвы. Если уйти от лунки, то вполне голосисто бренчит фидерный бубенчик.
Сделать такую зимнюю донку, которую можно назвать подлёдным фидером, пришлось после довольно неудачной рыбалки, когда на сильном течении всё время сносило мормышки-безмотылки. Речка хоть и маленькая, но прямая, как труба. И найти тихий омуток или затишье со слабым течением здесь трудно. А заводи и заливы, очевидно в летнее время травянистые, здесь преимущественно мелкие, и на крючок постоянно цепляются водоросли и листья. А этот самодельный подлёдный фидер как раз хорошо подходит для глубоких мест с течением. Как говорят местные рыболовы, здесь нередко попадается язь и голавль до килограмма и крупнее, причём со льда и на обычный ржаной хлеб. Так что такая зимняя удочка как раз подойдёт для проверки аппетита местной крупной сороги, язей и голавлей. К тому же фидерная рыбалка мне близка. Есть схожесть с ловлей на бортовую донку.
Вспоминается, как неделями жил на Волге, ловил со своего катера крупных язей и лещей на “кольцовку”. А тут тоже красный шарик сторожка весело и активно кивает в лунку, показывая поклёвку. Чем не “кольцовка”? Понятно, снасть зимняя, но все основные элементы её очень напоминают летнюю оснастку и рыбалку, по которой мы уже, рыболовы, успели соскучиться. Не угодишь нам.
Летним утром, когда звон комаров уже вызывает настоящую аллергию, так мечтается о звонком морозном утречке, когда ухает лёд, и деревья стоят в инее, словно в сказке о Морозко. А зимой иногда так хочется оказаться на бережку реки, где в тёплой воде булькают окуни и плавится уклейка.
Мой самодельный подлёдный фидер, наверное, объединяет летнюю и зимнюю рыбалку.
БЕРШИ НА БАЛАНСИР
В конце концов выпал целый свободный день, когда можно не только утром вырваться на ближний водоём, но и съездить на дальнюю рыбалку. Правда, и там, в дальней дали за сотней асфальтовых километров, оказывается, тоже мёдом не было намазано. Целый день мотались по Волге, переходя с лунки на лунки и уходя далеко в сторону фарватера. Блёсны, балансиры, мормышки – всё шло в ход и проверялось на совесть. Но высокое давление, очевидно, и волжской рыбе поперёк горла. Не брала, и всё тут. Иногда берёт зависть к рыболовам, которые живут на берегах Волги и могут позволить себе хоть каждый день бывать на волжском льду. А тут, вырвешься разок в месяц на Большую Рыбалку, и хоть ерша бы поймать… Рыбалка может и за сто вёрст оказаться ничуть не лучше ближней ловли на малой речке.
Ушли к острову, где вода выперла наверх и образовала что-то вроде ледяного нароста, похожего на первый лёд. Скользко, гладко. Но оказалось, что в этом месте что-то вроде старого затопленного русла реки или овраг. Глубина – 11 метров. И течение есть. Только здесь и последовала первая поклёвка. Несколько бершей, и – зацеп за корягу. Всё… Был хороший балансир и нет его. А брало только на него, и то благодаря тюльке на тройнике. Но у меня есть чем заменить “японца”. Ставлю почти его копию, и дело пошло… Начали попадаться и судаки, хотя и клёв был, как говорят, в час по чайной ложке.
ШАГ ВЛЕВО, ШАГ ВПРАВО ЩУКА
Вроде бы не глухозимье, но почему-то нет знаменитого весеннего жора и клёва… Даже азартные щуки и те вяло дремлют у позеленевших коряг в полусне-полудрёме, оживляясь ненадолго лишь, когда прямо перед носом запляшет дерзкая плотвичка. “Эх, проглочу”, – лениво откроет пасть щука и проглотит… живца на тройнике…
Сегодня с утра на волжской протоке была лишь одна хватка. Попалась небольшая щучка. Наверное, причина слабой активности – высокое давление и перемена погоды. Но, вероятно, не только в этом причина. Рыбы стало на водохранилище меньше. Помнится, когда-то в это же время ночевал я в сухом вмороженном в лёд лесу, но не здесь, в протоках между островами, а там, на Волге. Тогда ещё лес высился надо льдом Чебоксарского моря.
А на обратном пути едва дошёл оттуда со щуками за плечами, которых потом пришлось волочить за собой на полиэтиленовой палатке. Тяжело было тащить за спиной в рюкзаке, да в морозную метель, когда метров за двадцать ничего не было видно за снежным пологом. А тут – отличная погода, и всего одна килограммовая щучка, а потом и совсем – как отрезало…
И жерлички лёгкие, с тонкой оснасткой, как раз для неглубоких мест без течения.
Причём, на крючках жерлиц рыскают деловито серебристые сорожки-плотвички. Специально ходил за ними на край острова, где идёт к Волге какое-то русло, может быть, речки Рутки. По бровке-скату этого русла и ловилась обычно сорожка. Но только не сегодня.
На мелкую серебристую мормышку, которые так любит плотва, не брало, хоть мотыля насаживай, хоть чернобыльника, хоть того и другого вместе, как “бутерброд”. Обычно это самая “убойная” наживка для плотвы, но сегодня она не работала. Думал, без живца останусь, а значит, и без хищника. Но от нечего делать стал менять мормышки. Нацепил и безмотыльного “чёртика”. И тут началось… Вроде и мормышка не самая маленькая, для более крупной рыбы, а тут живцы сорожки клюют, как из пулемёта, особенно, если подсадить личинку чернобыльника. А потом и кусочек жёлтого поролона пошёл вместо живой личинки, когда чернобыльник закончился. Так и надёргал живца…
Но оказалось, что в этот раз не только от живца удача зависит. Не берёт щука, и всё. Скучно вот так сидеть и дёргать окунишек. А жерлицы лишь вяло помахивают на ветру настороженными флажками, но подъёмов нет, словно рыба вымерла подо льдом.
Отгоняю от себя надоедливую мысль, словно муху. А она так и зудит, и ноет, как настоящая зубная боль. “Да лень мне бурить новые лунки в сыром тяжёлом льду. Неохота!”, – ругаюсь сам с собой, тоскливо понимая, что делать это всё равно придётся. Это я к тому, что появилась идея поискать щуку, переставляя жерлицы.
– И никуда мне не деться от этого, – как поёт Михаил Боярский.
Бурю несколько лунок с правого и левого флангов шеренги жерлиц, выставленных по ломаной линии вдоль острова. Здесь проходит найденная мной щучья тропа. По ней хорошо ловились щуки, но вот, как говорят, словно отрезало. Глухозимье…
Едва переставил в сторону пару жерлиц с плотвичками на тройниках, как на одной из жерлиц “загорелся” флажок. Вижу, что катушка вращается, причём, быстро. Значит, пора. Торопливо иду к снасти и после небольшой борьбы выбрасываю из лунки щуку килограмма на два.
Ну, эта уже пойдёт на жарёху. А вскоре и по другой стороне линии жерлиц сработал флажок. Так до обеда я и поймал трёх щучек в самый разгар глухозимья. Вот что значит – ходовые жерлицы. Так я назвал этот способ, при котором всё время переставляешь жерлицы по новым свежим местам и подсовываешь под нос ленивой щуке плотвичку на тройнике.
Помогли мормышки-“чёртики”, на которые вдруг отчаянно заклевали сорожки-живцы. И сработал новый метод ходовых жерлиц, который я открыл для себя в эту мою рыбалку в начале весны.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №6(380), 2018 г.